Средства и модели государственного регулирования агросферы

Задача государственного регулирования сельского хозяйства состоит в том, чтобы при нарушении равновесия на рынке помогать отрасли его восстанавливать. Меры господдержки позволяют одновременно решать несколько системных задач, то есть инвестирование бюджетных средств в сельское хозяйство должно обеспечить мультипликативный эффект во всем народнохозяйственном комплексе. Помимо растениеводства и животноводства они стимулируют совершенствование агротехники, увеличение производства удобрений, ветеринарных препаратов, семян, посадочного материала, корма.

Меры государственной поддержки и регулирования в широком смысле опираются на систему, включающую ценовую, тарифно-таможенную, кредитную, страховую, бюджетную и другие составляющие. В случае оптимального сочетания эти инструменты порождают синергетический эффект в сельскохозяйственной отрасли.

В рамках бюджетной политики регулирование сельского хозяйства осуществляется через расходы бюджета-субсидии, дотации, целевые программы, а также через снижение налогового бремени для сельхозтоваропроизводителей. Многоотраслевой характер аграрного производства предопределяет необходимость дифференцированного подхода к регулированию и поддержке инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве с учетом форм хозяйствования.

Не менее важным в государственном регулировании развития сельского хозяйства является имущественное страхование сельскохозяйственных предприятий, включая скот и посевы. Прежде оно было обязательным. В его сферу вовлекались практически все сельскохозяйственные товаропроизводители. Это обеспечивало государству возможность аккумулировать значительные финансовые ресурсы, большая часть которых направлялась на покрытие потерь, вызванных стихийными бедствиями, неблагоприятными погодными условиями и другими страховыми случаями.

Неустойчивость производства, обусловленная чередованием благоприятных и неблагоприятных по погодным условиям лет, вызывает необходимость страхования на льготных условиях урожая, создания и деятельности Федерального агентства по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства. Рыночные преобразования разрушили систему обязательного страхования. Вместе с тем потребность в нем даже возросла, так как появились новые виды рисков, связанных с предпринимательской деятельностью.

Страхуются посевы практически всех сельскохозяйственных культур, многолетние насаждения, продуктивные и рабочие животные, техника и т. д. Вместе с тем из-за неустойчивого финансового положения и высоких страховых тарифов большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей вынуждены отказываться от услуг страховых компаний, поэтому государственная поддержка системы сельскохозяйственного страхования является необходимым условием ее успешного развития.

Актуальность проблемы экономического роста и конкурентоспособности сельского хозяйства России в последние годы повысилась. Основными проблемами, препятствующими реализации программы развития сельского хозяйства, следует считать неудовлетворительное финансовое состояние многих сельхозтоваропроизводителей, не имеющих возможность получить льготные кредиты. При формировании и реализации политики государственного регулирования важно правильно сочетать три аспекта: институциональный, нормативный и процессуальный. В этом сочетании отражается ее сущность. В рациональном сочетании этих аспектов проявляется эффективность государственной поддержки. Важно не только принять решение, но и научно обосновать и организовать процесс его реализации, создав для этого определенные институты и нормативно-правовую базу.

Государственная поддержка сельскохозяйственного производства реализуется посредством конкретных форм и методов. Необходимость систематизации форм и методов поддержки вызвана тем, что в настоящее время с целью подъема экономики сельского хозяйства и в рамках реализации государственной программы по развитию сельского хозяйства органы исполнительной власти стали применять различные методы государственного вмешательства в отрасль.

Существуют три основные формы государственной поддержки: прямая (прямые бюджетные выплаты); косвенная (бюджетные средства носят стимулирующий характер); опосредованная (через организационно-экономические мероприятия, зачастую впрямую не связанные с аграрным сектором экономики).

Под прямой поддержкой понимается бюджетная поддержка отечественных сельхозтоваропроизводителей, впрямую, непосредственно воздействующая на его финансово-хозяйственную деятельность.

K формам прямой поддержки следует относить субсидии на сельскохозяйственное производство и материально-технические ресурсы; субсидирование кредитования предприятий АПК, субсидии на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур, субсидии на затраты капитального характера, выделение бюджетных средств на поддержку аграрной науки и др.

Под косвенной формой государственной поддержки понимается воздействие со стороны органов государственного управления АПК на результаты финансово-хозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводителей, которое осуществляется косвенными методами. Это льготное налогообложение сельхозтоваропроизводителей, введение единого сельскохозяйственного налога, выделение бюджетных средств на осуществление закупа сельхозпродукции для государственных нужд, проведение товарных и закупочных интервенций на зерновом рынке и др.

Опосредованная поддержка -- это форма поддержки, осуществляемая через опосредованные формы, в основном программно целевого характера, но впрямую не связанные с аграрным сектором экономики; поддержка аграрной науки; пополнение за счет бюджетных средств уставного капитала ПАО «Росагролизинг» и ПАО «Россельхозбанк»; реализация федеральных программ и национальных проектов.

Формы поддержки могут изменяться и трансформироваться, в первую очередь, с учетом социально-экономического положения сельхозтоваропроизводителей и развитости сельских территорий. Cущественное влияние на размер и формы господдержки оказывают диспаритет цен на продукцию, реализуемую сельхозтоваропроизводителями, и товары промышленности, ими приобретаемые. Механизм государственной поддержки как раз должен быть направлен на сохранение паритетных соотношений.

Формы прямой поддержки направлены на сохранение, поддержание и развитие сельскохозяйственного производства (метод поддержки -- субсидирование производства сельскохозяйственной продукции и сырья).

Kосвенная поддержка связана с компенсационными платежами, платежами при ущербе от стихийных бедствий, субсидированием выплат процентов по полученным кредитам, по страхованию имущества, субсидированием лизинговых схем, страхование урожая и др. Одним словом, такая форма способствует поддержке доходов товаропроизводителей и позволяет компенсировать часть издержек, связанных с сельскохозяйственным производством.

Форма опосредованной поддержки направлена на содействие развитию производственной и социальной инфраструктур, развитию рыночных отношений, формированию макроэкономической политики (методы: программно-целевой, кластерные технологии).

Bсе рассмотренные выше формы, методы и механизмы связаны с определенными затратами государственных средств, направляемых на решение таких задач, как повышение эффективности аграрного производства и его конкурентоспособности, формирование отлаженного экономического механизма функционирования сельского хозяйства, стимулирование инновационной деятельности, улучшение использования фондов, земли, развитие рыночной и социальной инфраструктуры, снижение безработицы на селе, повышение уровня оплаты труда.

Государственное регулирование должно поддерживать развитие социально значимых видов деятельности в сельском хозяйстве, не обеспечивающих высоких доходов ее производителям, не являющихся привлекательными для частных инвесторов, а лишь сохраняющих традиционный образ жизни и традиционное питание. Развитие социально значимых видов деятельности (оленеводство, коневодство, овцеводство и козоводство) позволяет селу выполнять наряду с производственной, трудоресурсной и демографической функциями пространственно-коммуникационную, социально-культурную, а также функцию социального контроля над территориями. Следовательно, регулируемая рыночная экономика должна не только стимулировать различными методами развитие прибыльных отраслей, но и поддерживать развитие социально значимых отраслей.

В современных условиях хозяйствования, развитые страны, диктующие условия ведения бизнеса на рынках, практикуют внедрение не только экологически чистого продукта, но и экологически чистых технологий, ставят это в основу конкуренции. Поэтому, если ставить задачу достижения цели повышения конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции не только на внутреннем, но и на внешнем продовольственных рынках, данное обстоятельство нельзя игнорировать. Это требует пересмотра существующей ныне техногенной концепции развития сельского хозяйства в нашей стране и разработки комплексной стратегии экологизации сельскохозяйственного производства, ориентированной на сбалансированное решение экономических и экологических задач.

Целью экологизации сельского хозяйства должно являться максимальное удовлетворение потребностей населения в продовольственных экологически чистых товарах и промышленности в сельскохозяйственном сырье, повышении эффективности и экологической безопасности производства и решения на этой основе экологических проблем и социальных задач.

В реализации данной цели главная координирующая и регулирующая роль принадлежит государству. Посредством поэтапного проведения политики экологизации, реализации реформ в области сельского хозяйства и охраны окружающей среды, внедрения инновационных, экологически рациональных технологий, реализации инновационных институциональных решений, оно может смягчить существующие противоречия между экономической эффективностью и экологической безопасностью.

Государство способно оказывать регулирующее воздействие на процессы экологизации сельского хозяйства двумя путями: во-первых, посредством применения административного регулирования и во-вторых, посредством применения различного рода рыночных регуляторов.

В мире существуют разные модели соотношения рыночных и административных регуляторов взаимоотношений природы и экономики. Например, американская модель, действующая в экологической политике это тесное институциализированное взаимодействие государства и представителей гражданского общества. Государство действует в рамках рыночной экономики, формально не поддерживая ни экологические организации, ни бизнес. Но одновременно оно санкционирует создание институтов, в рамках которых предлагает им самим отстаивать свои интересы и разрешать возникающие между ними противоречия. Центром экологической политики в данном случае становится создание и воспроизводство экологического законодательства. В Европе более распространен другой подход к экологической политике, который заключается в минимуме экологических законов и представительских институтов и большей повседневной работе с бизнесменами и экологической общественностью, при открытой поддержке государством последних.

Система экономических мер, стимулирующих экологизацию сельского хозяйства должна включать в себя:

  • - содействие развитию рынков экологических услуг, экологически чистой продукции, технологий и оборудования посредством прямого финансирования либо материального стимулирования создания и использования новых «зеленых» технологий (в рамках целевых государственных программ, проектов) на сельскохозяйственных предприятиях;
  • - содействия привлечению дополнительных источников финансирования;
  • - совершенствования механизма привлечения инвестиций и стимулирования создания и использования новых технологий;
  • - установления налоговых льгот пользователям и потребителям новых экологически чистых технологий;
  • - материального, налогового стимулирования создания новых типов сельскохозяйственной техники, обеспечивающей применение природнозащитных технологий и новых методов возделывания сельскохозяйственных культур;
  • - внедрения рациональной и эффективной системы штрафов, возмещения ущерба за загрязнение и деградацию почв, утрату их плодородия;
  • - проведения экологического аудита;
  • - трансформации системы платежей за загрязнение окружающей среды;
  • - введения банковского процента за кредитные ресурсы, зависящего от экологической надежности природопользователя;
  • - содействия развитию системы экологического страхования;
  • - содействия развитию экологического сознания и экологической культуры у населения и др.

Внедрение экологически чистых технологий, производство экологически чистой продукции, переориентация на новые экологические стандарты в сельском хозяйстве, то есть собственно его экологизация это и есть инновации, способные преломить нерациональность и неэффективность современных отношений между природной средой и сельскохозяйственными производителями, сменить техногенный путь развития на устойчивый.

C одной стороны, государственная поддержка направлена на улучшение качества жизни населения, то есть доступность к товарам первой необходимости, поддержания социального статуса низких слоев населения, с другой стороны, государственная поддержка способствует повышению качества продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Государственная поддержка сельского хозяйства -- это система бюджетного субсидирования сельскохозяйственного производства, направленная на компенсацию части нормативных затрат не только реализованной, но и всей произведенной продукции и обеспечивающая его расширенное воспроизводство.

Поэтому на современном этапе существует объективная необходимость трансформации государственной поддержки сельского хозяйства, а точнее, создание системы такой поддержки, продиктованной как внутренними, так и внешнеэкономическими факторами. Эта поддержка должна быть законодательно оформленной и долговременной. При этом меры государственного воздействия в аграрном секторе России могут быть похожими на применяемые в развитых странах.

Для выхода сельского хозяйства на новый уровень благодаря введенным санкциям существует ряд проблем, которые не позволят рассматривать запрет на импорт в позитивном ключе. Во-первых, это срок. Запрет на импорт, введенный на один год, не успеет положительно сказаться на нашем сельском хозяйстве. Во-вторых, издержки у наших производителей значительно выше, чем в развивающихся странах. Поскольку импорт из развивающихся стран окажется дешевле отечественной продукции, то, следовательно, будет более востребованным. Еще одна немаловажная проблема заключается в том, что у России нет денег на дополнительное субсидирование сельскохозяйственного сектора, поскольку все средства направлены на наращивание военных расходов.

Таким образом, вышеуказанные проблемы государственной поддержки сельского хозяйства России требуют незамедлительного решения. Необходима корректировка аграрной политики правительства, изучение механизмов экономических форм государственной поддержки сельского хозяйства. Предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям комплекса преференций, в том числе и льготных кредитов. В свою очередь санкции вряд ли смогут положительно сказаться на национальном сельскохозяйственном секторе без всесторонней и эффективной поддержки государства. Вектор развития у государства сейчас правильный. Но нужна системная и серьезная государственная поддержка, чтобы закрепить этот вектор и сделать развитие агропромышленного сектора устойчивым.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >