Сущность государственной поддержки и ее необходимость для сельского хозяйства

сельский инвестиций аграрный экономический

Сельское хозяйство - важнейшая сфера экономической деятельности, от состояния которой напрямую зависит экономическая безопасность края. Кроме того, успешное развитие аграрного сектора, как поставщика сельскохозяйственного сырья, обеспечивает рост производства в пищевой промышленности.

Особенностью сельскохозяйственного производства является то, что оно ведется на обширных пространствах, где различны рельеф, климат, почва. Многие производственные процессы в сельском хозяйстве носят сезонный характер, так как связаны с естественными условиями роста растений и развития животных. Природные условия в большей степени влияют на процесс и результат сельскохозяйственного труда, чем в любом другом секторе экономики. Вне зависимости от природных условий, уровень развития сельскохозяйственного производства определяется количеством и качеством затраченного труда, степенью использования машин и удобрений.

Государственная поддержка является неотъемлемой частью государственного регулирования и представляет собой совокупность различных рычагов и инструментов, льготного и безвозмездного финансирования наиболее ущемленных в экономическом отношении предприятий и отраслей. Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства является объективной, и эта объективность кроется в экономической природе отличия положения производителя сельскохозяйственной продукции от положения всех остальных участников рынка, поскольку в силу объективных причин сельское хозяйство на свободном рынке неконкурентоспособно в сравнении с другими отраслями экономики. Важным приоритетом государства остается преодоление существующих диспропорций в сельскохозяйственном производстве.

Быстро меняющиеся экономическая ситуация и условия внешней среды страны вынуждают искать возможные пути управления всей системой устойчивого социально-экономического развития. В этих условиях важным инструментом для выстраивания новой парадигмы развития сельского хозяйства может стать консолидация механизмов саморазвития за счет изыскания внутренних резервов и активизации точек роста ресурсного потенциала.

Государственное регулирование - это воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты, процессы и участвующих в них лиц с тем, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов. Государственное регулирование включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, страхование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль.

Государственное регулирование стимулирует формирование качественно новой экономической системы с адаптированным хозяйственным механизмом, способным обеспечить устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Основная цель государственной поддержки сельскохозяйственного производства - создавать благоприятные организационно-экономические условия для эффективного функционирования отечественных товаропроизводителей, в том числе для рационального использования выделяемых бюджетных, кредитных и других финансовых средств.

Мировой экономический кризис оказал ощутимое влияние на экономику России, высветил наиболее острые, часто скрытые при стабильной внешней и внутренней экономической ситуации проблемы каждой из отраслей национальной экономики, во многом предопределил приоритетные направления развития АПК. До настоящего времени развитие АПК строилось в основном на применении оптимизационных стратегий, основанных на оптимизации затрат, достижении значений экономических показателей, при которых обеспечивается наилучшее состояние системы. Чаще всего оптимуму соответствует достижение наивысшего результата при данных затратах ресурсов или заданного результата при минимальных ресурсных затратах.

Стремление снижать затраты приводит к отставанию АПК России в развитии новых технологий, снижает конкурентоспособность российской аграрной экономики, что недопустимо в условиях постоянно нарастающего соперничества и продуктовой интервенции импорта, необходимости импортозамещения основной сельскохозяйственной продукции. Государственная поддержка может стимулировать переход от оптимизационной модели хозяйствования к инновационной.

Оптимизационные стратегии в АПК достигли предела своей полезности. Они не позволяют внедрить эффективные, высокотехнологичные производственные процессы и выпускать продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках. Генерированные инновационные результаты предприятие получает не сразу (как в оптимизационной модели), а с течением времени, по мере того как предприятие трансформирует технологии. Инвестиции в инновации необходимо осуществлять, несмотря на технологические, рыночные и конкурентные риски. Если эти инвестиции окажутся успешными, то эффект превзойдет таковой в условиях оптимизирующего предприятия. Важным механизмом выступает предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций, инвестиционных кредитов и другой финансовой поддержки для реализации проектов.

Стабилизация и последующее развитие АПК требуют создания для сельского хозяйства условий, обеспечивающих расширенное воспроизводство на основе целевой, дифференцированной по отраслям, зонам и регионам страны, государственной поддержки товаропроизводителей.

Другая особенность государственной поддержки сельского хозяйства обусловлена внутренней противоречивостью механизма регулирования эффективности аграрного производства, которая свойственна ему в силу множественности субъектов с разнонаправленными интересами. В зависимости от того, какие группы интересов преобладают в формирующейся и развивающейся структуре аграрного производства (личное подсобное хозяйство, КФХ или интегрированные крупные предприятия), имеет место проявление государственной поддержки в развитии кооперации и интеграционных процессов в АПК, возможностей настройки его на самоподдерживающее развитие экономики.

Без государственной поддержки независимый фермер не может выжить и процветать в современном продовольственном комплексе даже при высокой эффективности сельскохозяйственного производства. Для закрепления положительных тенденций в развитии АПК России и ее регионов ему необходима государственная поддержка, которая имеет место практически во всех цивилизованных странах. Размер совокупной государственной поддержки на 1 га пашни: Россия - 1,9 тыс. руб.; Евросоюз - 29,1; США - 23,1; Китай - 29,9; Норвегия - 146,2 тыс. рублей. В условиях дефицита бюджетных средств на поддержку сельского хозяйства эффективность их использования становится ключевой задачей аграрной политики. Необходима прямая поддержка доходов сельских товаропроизводителей. Источниками средств может быть часть таможенных пошлин при экспорте и импорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, земельного налога и арендной платы за использование сельскохозяйственных земель.

В государственной поддержке АПК важно преобладание регулирующих механизмов, среди которых главенствующую роль должна играть ценовая и бюджетная политика. От этого во многом зависит достижение оптимального уровня самообеспечения страны продовольствием.

На наш взгляд, государственная поддержка сельского хозяйства -- это комплекс социально-экономических, законодательно-правовых и организационных мер, осуществляемых государством, направленных на устойчивое развитие аграрного производства и сельских территорий и обеспечивающих продовольственную независимость, безопасность и улучшение продовольственного обеспечения населения, а пищевой промышленности -- сырьем.

Задачей государственной поддержки является ликвидация существенных различий в уровне жизни сельского и городского населения. Государственная поддержка аграрного сектора в рыночных условиях хозяйствования является объективной необходимостью. Сельское хозяйство, вследствие присущих ему специфических особенностей, не может за счет реализации продукции получить доход, достаточный для расширенного воспроизводства и покрытия издержек производства, сохранения земель и социальнокультурного развития села.

Система государственной поддержки сельскохозяйственного производства формируется на основе реализации определенных принципов. Изучение социально-экономических моделей рыночной системы хозяйствования позволило выделить общие принципы государственной поддержки, обеспечивающие устойчивость функционирования сельскохозяйственного производства в условиях цикличного развития рыночной экономики.

Основными принципами государственной поддержки сельскохозяйственного производства являются:

  • · равная доступность государственной поддержки для всех субъектов;
  • · адресность государственной поддержки;
  • · гарантированность государственной поддержки;
  • · целевой характер получения и использования бюджетных средств;
  • · эффективность использования бюджетных средств.

Равная доступность государственной поддержки для всех субъектов, имеющих право на получение государственной поддержки независимо от их организационно правовой формы, формы собственности, означает, что все формы хозяйств, включая крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения, имеют равные права на поддержку из бюджета.

Адресность государственной поддержки -- государственная поддержка оказывается непосредственно сельхозтовапроизводителям. Не допускается получение бюджетных средств на поддержку развития сельского хозяйства посредническими организациями. Гарантированность государственной поддержки -- обязательства государства по поддержке сельхозтовапроизводителей, зафиксированные в ее отдельных направлениях и программах, должны неукоснительно соблюдаться.

Целевой характер получение и использование бюджетных средств -- выделенные из бюджета средства должны использоваться сельхозтовапроизодителями по их назначению и в строгой отчетности в соответствии с бюджетным законодательством.

Бюджетная эффективность -- относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.

Государственное регулирование представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными органами в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мнению специалистов в настоящее время стабилизация в сельском хозяйстве сама по себе не может произойти. Сельское хозяйство способно возродиться только при активной государственной поддержке. Наиболее полно практикуемые в мире меры государственной поддержки агропромышленного комплекса, сгруппированные по целевому признаку.

Выделяют меры прямого и косвенного государственного регулирования. К мерам прямого государственного регулирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей: прямые государственные компенсационные платежи; платежи при ущербе от стихийных бедствий; платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т. д.

Основные направления совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства должны учитывать низкий уровень доходов малых форм хозяйствования, не позволяющий обеспечить необходимый стартовый капитал для создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Особое внимание следует обратить на недоступность кредитов в связи с недостаточной залоговой базой, в том числе в личных подворьях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и создаваемых ими кооперативах. Государственная поддержка нужна сельскому хозяйству и в силу изношенности сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, отсутствия возможности обновления машинно-тракторного парка и построек.

Особого внимания требует неэффективная система реализации сельскохозяйственной продукции, в том числе производимой малыми формами хозяйствования, недоверие сельского населения к вновь создаваемым структурам и боязнь вкладывать финансовые средства; чрезмерный контроль со стороны фискальных органов власти. Существует несколько подходов в оценке эффективности государственной бюджетной поддержки сельскохозяйственного производства. Первый подход к определению эффективности государственной бюджетной поддержки заключается в том, что предлагается считать эффективной государственную бюджетную поддержку сельского хозяйства тогда, когда ее прирост сопровождается приростом произведенной продукции или дохода.

В целях повышения эффективности государственной бюджетной поддержки, в части обеспечения дополнительного прироста произведенной продукции, следует, по нашему мнению, ввести элементы авансирования субсидий по результатам деятельности сельскохозяйственных организаций в предыдущем году, для своевременного пополнения оборотных средств хозяйств, направляемых на сезонные затраты.

Следует отметить, что значительная часть оборотных средств в сельском хозяйстве формируется в натуральной форме, минуя денежную фазу кругооборота капитала, например, семена, посадочный материал, корма, органические удобрения и т.д., то есть постоянно возобновляются в процессе кругооборота за счет собственного сельскохозяйственного производства. Поскольку данные виды оборотных средств не поступают в процесс реализации, а остаются в сфере производства на следующий производственный цикл, все это влияет не только на их величину, но и на скорость и продолжительность оборота.

Второй подход позволяет обобщить результаты хозяйствования сельскохозяйственных товаропроизводителей одним обобщающим показателем, что не вполне оправдано. Во всех случаях, эффективность представляет собой сравнение затрат с полученным результатом. Таким результатом может быть продукция, прибыль, рентабельность, производительность труда, повышение качества продукции и т. д. Особо в данном подходе следует выделить проблему сельскохозяйственных товаропроизводителей находящихся в худших природно-климатических условиях хозяйствования.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >