Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Литература arrow Основы языкознания

Лекция 3. ЯЗЫК КАК СИСТЕМНО-СТРУКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Понятие о системе и структуре

Слово система греч. «целое из составных частей»; структура - лат. «строение, расположение». Система - это упорядоченная совокупность каких-либо объектов, элементов, представляющих части единого целого, связанные между собою определенными отношениями. Система, таким образом, включает в себя: а) элементы; б) отношения между ними. Структура - это совокупность отношений между элементами системы. Из приведенных определений вытекают следующие свойства системы:

  • 1)Структурность: система - это определенный набор объектов (элементов, единиц), находящихся в определенных отношениях друг с другом; система, следовательно, обладает устройством, строением.
  • 2)Целостность: все единицы системы представляют собой части единого целого; система - это не механическая совокупность объектов, а их органическое единство; изменение или устранение любого из элементов системы ведет к преобразованию всей системы. Е. С. Кубрякова: «…понятие целостности системы раскрывается через понятие несводимости общих ее свойств к свойствам элементов, ее составляющих: система обнаруживает отличительные особенности, не свойственные отдельным ее компонентам». Это значит, что свойства системы не складываются из арифметической суммы свойств ее элементов. Нельзя, разобрав систему на элементы и изучив свойства каждого элемента, получить представление о свойствах целого.
  • 3)Однородность (гомогенность): однотипность элементов, образующих систему. В. М. Жирмунский: «Система - это взаимосвязь, взаимодействие между рядом явлений одного порядка».

С середины XIX в. начинает формироваться представление о языке как о системе. Системный подход к языку является господствующим и в современной лингвистике.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Основы языкознания