Функциональные пробы сердечно- сосудистой системы у детей в норме.

Для оценки функционального состояния сердечно - сосудистой системы используются дозированные физические нагрузки, которые позволяют судить об адекватности реакции сердечно - сосудистой системы на каждую из них. Наряду с изменением самочувствия и клинических симптомов болезни проводится количественная оценка пробы по динамике частоты пульса, дыхания и артериального давления. Наибольшее применение в клинике нашли пробы Н.А. Шалкова, а также Штанге, Ортоклиностатическая проба (степ - тест и др.).

До проведения пробы по Н.А. Шалкову у ребенка определяют частоту пульса и артериальное давление (лежа в постели или стоя). Затем ребенок, выполняет нагрузки и вновь у него подсчитывают, пульс и определяют артериальное давление сразу, через 3, 5 и 10 мин. Обязательным условием удовлетворительной оценке являются возвращение показателей к норме через 3-5 мин. Реакция считается благоприятной, если учащение пульса после нагрузки не превышает 25% исходного, систолическое давление умеренно нарастает, а диастолическое снижается или остается на прежнем уровне, характеризуя увеличение пульсового давления. Неблагоприятная реакция проявляется ухудшением самочувствия после нагрузки, значительным учащением пульса, снижением систолического давления. При этом исследуемые показатели через 3-5 мин не возвращаются к исходным.

Характер нагрузки

Показание

1

Проведение утреннего туалета в постели или переход из горизонтального положения в положении сидя и обратно 3 раза

Для больных детей, находящихся на постельном режиме

2

Переход из горизонтального положения в положение сидя и обратно 5 раз

3

Переход из горизонтального положения в положение сидя и обратно 10 раз

4

Пять глубоких приседаний на полу в течение 10 с или подъем на 10 ступенек лестницы

5

Десять глубоких приседаний на полу в течение 20 с или подъем на 20 ступенек лестницы

Для больных, находящихся на общем клиническом режиме, и практически здоровых детей

6

Двадцать глубоких приседаний на полу в течение 30 с или подъем на 30 ступенек лестницы

7

Нагрузка тренировочного характера (бег, лыжи, плавание, гребля, велосипед и т.д.)

Для здоровых детей, занимающихся физкультурой и спортом

8

Нагрузка спортивного характера

Ортостатическая проба состоит в сопоставлении частоты пульса и артериального давления у ребенка в положении лежа и при вставании. Здоровые дети реагируют на перемену положения учащением пульса на 5 - 10 ударов при неизмененной или слегка повышенной (на 2- 5 мм рт. ст.) систолического артериального давления. При неадекватном ответе на нагрузку происходит более выраженное учащение пульса и снижение систолического артериального давления.

Степ - тест. Выполняется обычно с использованием ступеньки определенной высоты. Высота ступеньки рассчитывается, исходя из длины ноги ребенка, либо также распытывается для строго определенной величины выполняемой работы.

Результаты регистрируются по частоте пульса до нагрузки в разные сроки восстановления. Полученные характеристики пульса используют в формуле расчета индекса степ - теста либо в формулах расчета физической работоспособности. Для взрослых стандартизовано определение физической работоспособности при достижении пульса. 170 ударов в минуту, для детей младшего школьного и дошкольного возраста - при достижении пульса 170 или 150 ударов в минуту.

Велоэргометрия которая позволяет давать точную физическую нагрузку. Детям назначается нагрузка от 0,5 до 1,5 вт/кг массы, так как большую нагрузку они трудом переносят. При выполнении велоэргометрии определяют пульс, артериальное давление, а при необходимости делается запись ЭКГ до, во время и после велоэргометрии.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >