Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Политология arrow Роль партий в современном государстве и их влияние на политическую жизнь общества

Многопартийность и однопартийность, плюсы и минусы

Многопартийность - необходимое состояние демократического общества, поскольку она позволяет преодолевать монополию одной партии на власть, внедрять в практику и сознание людей альтернативность мышления и действий. Ритуальная многопартийность, существовавшая в странах Восточной Европы (ГДР, ЧССР, Болгария, Польша) при монополизации коммунистическими партиями права выражать "все" интересы народа, фактически отрицала суть многопартийности и была не лучше советской однопартийности. Однопартийность или формальная "многопартийность" - одна из причин кризиса политической системы, поскольку она консервирует монополию власти одной парии и является источником застоя общества, его государственных и общественных структур. Советский политолог И. Клямкин отмечает, что "...монопольно правящая партия может лишь начать реформы, но завершить их она не в состоянии, так как по мере ослабления механизмов тоталитарного контроля над обществом... обнаруживается нелеги-тимность партаппаратных структур и невозможность...осуществлять функции власти. В такой ситуации недопущение к власти других политических сил - партий, движений - и эволюция в сторону многопартийной системы неизбежны".

Уже в 1990 году более 20 партий образовалось в Чехословакии, около 100 политических группировок - в Польше, свыше 60 -в Болгарии, свыше 50 - в Венгрии, более 100 - в Румынии. По некоторым данным, в странах СНГ существует более 500 партий, около 10 тысяч политических клубов и организаций местного значения.

Становление многопартийности в нашей стране сопряжено со многими трудностями: несложившимися рыночными отношениями, низким уровнем демократической и политической культуры масс, отсутствием сильных и авторитетных партий общенационального масштаба; разбросом и резким противостоянием нарождающихся партий, внутрипартийных фракций, борющихся друг с другом недемократическими методами; сложностью национальной структуры; неопределенностью форм государственного устройства и т.д.

Поэтому ясно, что появление множества партий еще не свидетельствует о наличии многопартийности. Речь может вестись лишь о ее становлении, законодательном оформлении. Пока различного рода возникшие партии больше заботятся о включении своих представителей в государственные структуры, чем о выражении и защите интересов социальных групп, слоев гражданского общества. Их концепции не разработаны, представлены в общем виде. Явно выражены личностные и властные амбиции их лидеров, которые больше озабочены произнесением речей, проведением встреч, чем практической политической работой.

В целом, как и любому другому явлению, многопартийности также присущи свои плюсы и минусы. Их в свое время проанализировал один из политологов России Б. Чичерин. Политология. Под ред. Ю.В. Ирхина, В.Д. Зотова, Л.В. Зотова. 1992, стр. 263. К позитивным сторонам многопартийности он относил:

- всестороннее освещение политических вопросов, наличие у людей политической позиции, своих защитников и противников;

- существование оппозиции, не прощающей промахов, сдерживающей бюрократизацию, заставляющей правительство действовать эффективно;

- воспитание в партиях организованности, дисциплины, необходимых для победы над конкурентами;

- выявление и выдвижение в политической борьбе действительно даровитых людей.

При многопартийности не может быть случайных вождей, здесь нельзя продержаться за счет ложных добродетелей типа угодливости.

Негативное в многопартийности Б. Чичерин видел в следующем:

- систематически одностороннем направлении взглядов и действий членов партии, т.к. они на все смотрят ее глазами и интересами ее политической борьбы. К примеру, член оппозиционной партии привыкает смотреть на правительство только отрицательно;

- "дух" своей партии заслоняет бескорыстное стремление к общему благу. Все интересы связаны с тем, чтобы одолеть противника. Все приносится в жертву узкопартийным, а не государственным интересам;

- в политической борьбе разгораются страсти. Для победы сторонники различных партий взывают к самым низменным потребностям масс. В силу этого портятся общественные нравы;

- для достижения своих целей партии прибегают к любым, порой нечистоплотным средствам: лжи, клевете и др. Ложь становится обыденной в общественной жизни, и к ней привыкают;

- непрерывная борьба ведет к ослаблению правительственной власти, ее силы расходуются на борьбу с оппозицией.

Следовательно, многопартийность - это общественное благо, источник развития политической жизни, но это и фактор ожесточения политических нравов, серьезное испытание для общественной морали вообще. От нее, по крайней мере на первоначальном этапе, нереалистично ожидать "гуманизации", "очеловечивания". Автоматически, сами по себе плюрализм и гуманизм не сольются воедино.

Из многих партий в конечном счете побеждает та, где сильнее организация, где духовнее, умнее и свободолюбивее ее члены. А каково оптимальное количество партий в обществе? А. Линкольн на этот вопрос отвечал так: 2,5 партии. Одна - у власти, другая - в оппозиции и третья - нарождающаяся.

Государства с многопартийными системами исторически доказали свою политическую нестабильность (III и IV Республики во Франции), так как блоки и коалиции даже близких по идеологии партий в условиях обострения социальных кризисов и нарастания внешней опасности оказываются крайне неустойчивыми. Именно поэтому они закономерно эволюционируют в сторону двух-трех полярных партийных систем.

Суть двухпартийной системы заключается в том, что существуют две сильные партии, из которых каждая способна к принятию власти и самостоятельному ее осуществлению. Одна из двух партий приходит к власти, а другая становится оппозиционной. Двухпартийность полезна, т.к. она способствует хорошему функционированию политической системы. Она упрощает процесс агрегирования (обобщение близких интересов, перевод их на уровень программ) интересов и сокращения требований, делает ненужным посредничество, гарантирует стабильность правительства, поскольку побеждающая партия получает большинство мест в парламенте.

Политология выделяет два вида двухпартийности: "жесткую" и "мягкую". "Жесткая" предполагает строгую дисциплину голосования в парламенте по решению партии, "мягкая" - позволяет каждому депутату голосовать по своему усмотрению, учитывая при этом решение партии. "Мягкая" двухпартийность в действительности близка многопартийности, т.к. приводит к тем же результатам (нестабильности власти). В Англии воплощена "жесткая" двухпартийность, те, кто нарушают дисциплину голосования, исключаются из партии. В США следуют "мягкой" двухпартийности, по каждой проблеме здесь есть большинство и оппозиция, не совпадающая с разделением на две партии. В России фракции в Гос. Думе следуют принципу "мягкого голосования".

Различают также "совершенную" и "несовершенную" двухпартийность. В чистом виде двухпартийность существует лишь теоретически. Практически ситуация складывается так, что рядом с двумя крупными партиями, влиятельными в обществе, существуют и небольшие партии. Их роль зависит от количества голосов, полученных на выборах (голоса, полученные В. Жириновским и А. Лебедем в ходе президентских выборов в России 1996 года и "переданные" Б. Ельцину, в значительной степени обеспечили избрание последнего Президентом). "Совершенная" двухпартийность возможна, если две основные партии набирают не менее 90 % голосов, одна из них обеспечивает себе абсолютное количество парламентских мест и может осуществлять руководство в одиночку.

Двухпартийная система также не свободна от недостатков. При ней акцент в деятельности вынужденно делается на критику противников, а не на конструктивные предложения. Избирательные кампании проводятся против "чего-то", и избиратели голосуют против "кого-то". При двухпартийной системе перестает существовать политический "центр". Если появляется вторая "левая" партия, то она становится конкурентом первой левой, что выгодно для "правой" партии.

Как правило, движение от многопартийности к двухпартийной системе происходит через создание "двухблоковой" системы. Однако это трудный и длительный процесс, ибо между партиями и другими политическими силами, вступающими в блок, сохраняется много различий. В России весьма трудно и противоречиво формировался блок народно-патриотических сил (НПСР), учредительный съезд которого состоялся 7 августа 1996 года. Но не менее сложно и противоречиво складывалась и "партия власти", структуры которой окончательно определились в ходе президентских выборов 1996 года, когда ранее объявлявшие себя оппозицией "Яблоко"(Г. Явлинский), ЛДПР (В. Жириновский), "Правда и порядок" (А. Лебедь) и др. продемонстрировали свою приверженность этой партии.

"Нынешнее состояние российского общества, - подчеркивает Г.А. Зюганов, - характеризует двухполюсная структура, способная развиться в двухпартийную систему. Наша предвыборная коалиция представляет собой один из этих полюсов - левый, "патриотический"'.

В однопартийной системе высшая политическая власть осуществляется руководителями партии. Единственная партия монополизирует политическую деятельность во всех общественных структурах. Она превращается в руководящую силу государства. Государственные органы не в праве не выполнять партийных решений. Партия становится многофункциональной, тяготеющей к контролю за всеми видами активности в обществе. Сама партия строится в виде пирамиды, ее механизм действует и "сверху" и "снизу": сверху идет пропаганда, а снизу-вверх идет информация.

Смысл, вкладываемый в понятие "однопартийная система" отличается от того, идет ли речь о социалистической системе, фашистских режимах или развивающихся странах.

При тоталитарном (деформированном) социализме партия выступает как руководящая и направляющая сила общества, занимается определением внутренней и внешней политики, просвещением и убеждением масс, идеологической деятельностью.

Фашистская партия не заинтересована в пробуждении политического сознания масс, ее пропаганда не столько просвещает, сколько разжигает фанатизм. По-военному организованная партия (например, национал-социалистическая в Германии) выполняет, в основном, функции служб безопасности и полиции.

В развивающихся странах единственная партия делает упор на мобилизацию масс. Она стремится пробудить национальное самосознание, укрепить авторитет руководства, вовлечь широкие слои граждан в политические процессы.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Банковское дело
Бухучет и аудит
География
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Охрана труда
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Техника
Товароведение
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее