Учет запасных частей и автошин

В составе производственных запасов в транспортной организации особое место принадлежит запасным частям, а также автомобильным шинам в обороте и в запасе.

Если давать определение, то запасные части - это прежде всего отдельно взятые детали, а также узлы, различные агрегаты транспортных средств, которые служат для замены изношенных частей объектов во время технического обслуживания с последующим ремонтом при необходимости.

Кто касается учет автомобильных шин, то здесь сам учет осуществляют в комплектах, к котором относятся покрышки (в том числе бескамерные), камеры и обводные ленты.

На основание сопроводительных документов осуществляется прием новых запчастей частей и автомобильных шин на склад. Сопроводительные документы, выписанных организацией-поставщиком, имеют следующий порядок:

Если шины входят в базовую комплектацию нового автомобиля, в качестве отдельных объектов на счетах бухгалтерского учета они не учитываются. Их стоимость включается в первоначальную стоимость приобретаемого автомобиля при принятии его на учет в качестве инвентарного объекта. Это следует из п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и объясняется тем, что отдельно от автомобиля шины не могут выполнять свои функции, даже несмотря на то, чтосрок полезного использования шин существенно отличается от срока полезного использования самого транспортного средства.Бухучет. Учет Автошин. - [Электронный ресурс] - [Научная статья]. Режим доступа на ст.: http://www.buhonline.ru/forum/index?g=posts&t=54923

В налоговом учете для определения налога на прибыль стоимость автомобильных шин, поступающих в организацию в комплекте с приобретаемым автомобилем, также включается в первоначальную стоимость автомобиля - объекта амортизируемого имущества (ст. 257 НК РФ).

В целях обеспечения контроля за наличием и состоянием шин, входящих в комплект автомобиля, их следует принять на забалансовый учет в условной оценке одновременно с принятием на балансовый учет основного средства. Планом счетов соответствующего счета не предусмотрено, поэтому организация вправе ввести в рабочий план счетов дополнительный забалансовый счет 012 "Автомобильные шины в эксплуатации".

Если шины приобретаются дополнительно в процессе эксплуатации автомобиля при замене в случае их износа или повреждении либо при смене зимнего и летнего сезонов, в этом случае они признаются в качестве запасных частей к автомобилю и учитываются в составе материально-производственных запасов по фактической себестоимости согласно п. п. 5, 6 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н. Возникающие в связи с этим расходы не влекут за собой изменение первоначальной стоимости автомобиля, для комплектации которого они предназначены.Шустрова Н.Ш. Бухгалтерский учет ГСМ // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. 2008. №15.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, учет наличия и движения автомобильных шин в запасе и обороте ведется на счете 10 "Материалы", субсчет 5 "Запасные части".

Учет автошин, находящихся на складе, должен быть организован по их видам (покрышки, камеры, ободные ленты), сортам и размерам, по степени эксплуатации (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта местных повреждений, требующая восстановления и утильная (негодная)), а также по месту нахождения. Автошины, выделенные в оборотный фонд, учитываются отдельно от находящихся на складе, т.е. учитываются как автошины в обороте (подотчете).

С целью обеспечения контроля для учета шин к субсчету 10-5 могут открываться счета аналитического учета:

Для целей исчисления налога на прибыль расходы на приобретение автомобильных шин признаются материальными расходами (п. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ).Налоговый Кодекс. Консультант плюс. - [Электронный ресурс] - [Информационно-правовая база]. Режим доступа на ст.: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=196449

В настоящее время действующим законодательством не предусмотрено никаких норм по эксплуатации и списанию автомобильных шин. Поэтому они могут разрабатываться организацией самостоятельно, ориентируясь на технические характеристики соответствующих шин, а также на Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02). Хотя действие Временных норм Распоряжением Минтранса России от 05.01.2004 N АК-1-р было приостановлено, тем не менее, по мнению автора, методика определения норм пробега шин может быть использована в целях определения степени износа шин, снятых с транспортного средства. Разработанные нормы должны быть утверждены в учетной политике организации (п.7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).Бухгалтерский финансовый учет: учеб. / И.Н. Богатая, Н.Н. Хахонова. - М.: КНОРУС, 2011. - 488с - 592 с.

Расходы на ремонт и замену автомобильных шин являются одной из основных статей затрат, связанных с работой автомобильного транспорта. В соответствии с п. п. 5, 6, 7, 18 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы по поддержанию основных средств в исправном состоянии относятся к расходам по обычным видам деятельности, которые принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине оплаты и (или) кредиторской задолженности, который признается в отчетном периоде.

Если происходит замена изношенных шин, то на основании п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на их приобретение квалифицируют как ремонт основных средств и признают для целей исчисления налога на прибыль на дату передачи их в использование, т.е. на дату установки шин на автомобиль.

Следует отметить, что для целей налогового учета ни ст. 254, ни п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ не содержат требований по учету пробега автомобильных шин в обоснование расходов по их замене при износе. Вместе с тем понесенные предпринимателем расходы на приобретение новых шин должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. Приведем в пример одну задачу, как отражается в бухучете и при налогообложении сезонная замена шин. ООО «Альфа» использует служебный автомобиль FordFocus в производственной деятельности. Для замены летних шин в октябре «Альфа» приобрела четыре зимние шины общей стоимостью 7080 руб. (в т. ч. НДС - 1080 руб.). В этом же месяце ремонтное подразделение организации провело сезонную замену шин. Затраты на установку составили 1000 руб.

Демонтированные летние шины бухгалтер «Альфы» учитывает за балансом на счете 012 «Временно не используемые автомобильные шины для летнего (зимнего) сезона» в условной оценке (1 руб./шт.).

В бухучете организации сделаны следующие записи:

Таблица 2.2.5. Решение задачи

Дебет 10-5

Кредит 60

6000 руб. (7080 руб. -1080руб.)

приобретен комплект (4 штуки) зимних шин для автомобиля;

Дебет 19

Кредит 60

1080 руб

отражен НДС по приобретенным автомобильным шинам;

Дебет 68

Кредит 19

1080 руб

принят к вычету НДС;

Дебет 20

Кредит 10-5

6000 руб

установлен зимний комплект шин на автомобиль;

Дебет 23

Кредит (70, 69…)

1000 руб.

отражена стоимость работ по сезонной замене шин;

Дебет 20

Кредит 23

1000 руб

списана стоимость работ по сезонной замене шин;

Следует заметить, что в октябре при расчете налога на прибыль было учел в составе прочих расходов 7000 руб. (6000 руб. + 1000 руб.).

Сезонная замена шин. В зимний сезон замена летних шин на зимние является необходимым условием поддержания эксплуатационных свойств автомобиля, поскольку зимние шины позволяют автомобилю свободно двигаться на обледенелых и заснеженных дорогах. Использование зимних шин в летний сезон может привести к аварийной ситуации, поскольку по сравнению с летними они снижают курсовую устойчивость и управляемость, комфортабельность и тормозные качества автомобиля.

Поэтому замену сезонных шин следует рассматривать как содержание основного средства с целью поддержания эксплуатационных свойств этого объекта (п. 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).

Особенность организации учета сезонных шин заключается в том, что они снимаются с эксплуатации не в связи с утратой своих потребительских свойств, а в зависимости от смены сезона.

В случае, когда стоимость шин относится к расходам при сезонной замене, то в таком случае содержание служебного транспорта тоже относятся в состав прочих расходов (согласно п.11 ст. 264 НК РФ).

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >