Мероприятия по сокращению дебиторской и кредиторской задолженности

Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их качество и размеры оказывают сильное влияние на развитие предприятия. Так, дебиторская задолженность ЗАО «Электротехническая компания» за 2003-2005 гг. очень высокая и она увеличилась по сравнению с 2003 годом (в 2003 г. - 37,79%, в 2004 г. - 53,24%, в 2005 г. - 46,37%). Что, безусловно, сказывается на сокращении чистой прибыли. На мой взгляд, руководству предприятия необходимо создать службу (или закрепить обязанности данной службы за определенным сотрудником), которая будет осуществлять постоянный оперативный контроль за качеством расчетно-финансовых операций и платежной дисциплины.

Задачи службы:

  • Ш Систематически следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
  • Ш По возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком;
  • Ш Контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;
  • Ш Своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности, к которым относятся: просроченная задолженность поставщикам, в бюджет и др., кредиторская задолженность по претензиям, товары, отгруженные и не оплаченные в срок, задолженность по статье «прочие дебиторы»;
  • Ш На основании договоров на поставку товароматериальных ценностей необходимо составлять план возврата платежей (в форме взаимозачетов, векселей, денежной) и в зависимости от формы оплаты формировать наценку;
  • Ш Составлять план погашения кредиторской задолженности на основании плана дебиторской задолженности;
  • Ш Ускорять оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, путем их планирования и ежемесячного анализа.

Данные мероприятия повлияют на сокращение дебиторской и кредиторской задолженности, также на увеличение собственного капитала за счет роста объемов реализации и чистой прибыли.

Предприятию требуется укрепить финансовую дисциплину, в связи с тем, что доля дебиторской и кредиторской задолженностей в балансе велика (дебиторская задолженность - 31,03%, кредиторская задолженность - 46,37%) Необходимо принимать меры по их снижению.

На сегодняшний момент на предприятии принята следующая маркетинговая политика: большая часть продукции реализуется на условиях предпоставки. Следовательно, доля дебиторской задолженности велика.

Можно предложить внести изменения в маркетинговую политику фирмы: отгрузку товаров производить на условиях 50% предоплаты, а остальные 50% требовать по факту отгрузки. Это позволит снизить дебиторскую задолженность.

Расчет: (при прочих равных условиях)

Предлагаю изменить условия договора только для 10% реализованной продукции.

Исходя из среднестатистических показателей объем реализации - 453 173 тыс. руб.

При 453 173 тыс. руб. реализованной продукции предприятие имеет 31 940 тыс. руб. дебиторской задолженности.

Изменение условий договоров для 10% реализуемой продукции позволит снизить дебиторскую задолженность на 26 737 тыс. руб. Данные расчета приведены в таблице.

Таблица 3.2.1

за 2005 г. (тыс. руб.)

Предлагаемые расчетные данные (тыс. руб.)

Объем реализации

453 173

Для 10% реализуемой продукции с 50% предоплатой

На прежних условиях

45 317

407 856

Дебиторская задолженность

31 940

Изменение дебиторской задолженности

Планируемая дебиторская задолженность

  • 45 317 * 1,18 = 53 474
  • 53 474 / 2 = 26 737

31 940 - 26 737 = 5 203

При изменении условий договоров для 10% реализуемой продукции дебиторская задолженность примет значение - 5 203 тыс. руб.

Благодаря изменениям дебиторской задолженности изменятся показатели оборачиваемости. Данные расчетов приведены в таблице.

Показатели

Алгоритм расчета

2005 г.

План

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Выручка от реализации

Среднегод. стоимость дебитор. задолж.

11,4

24,4

В днях

365/Коэффициент оборачиваемости

32

15

Таблица 3.2.2

Из таблицы видно, что при изменении условий договоров для 10% реализуемой продукции оборачиваемость дебиторской задолженности составила 15 дней, что в половину меньше показателя в 2005 г. Это говорит о том, что средний промежуток времени, который требовался для того, чтобы предприятие, реализовав продукцию (товары и услуги) получило деньги, равен 15 дням.

Также велика доля кредиторской задолженности в балансе компании (2003 г. - 33,39%, 2004 г. - 43,9%, 2005 г. - 46,37%), т.к. ЗАО «Электротехническая компания» является дилером многих крупных предприятий-производителей. Следовательно, значительную часть продукции получает у поставщиков «в долг» с отсрочкой платежа, что предусмотрено условиями дилерских договоров.

Дирекция компании сознательно использует данную маркетинговую политику, что нецелесообразно уменьшать кредиторскую задолженность.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >