Отношение земских учреждений к столыпинской аграрной реформе

Важной сферой деятельности Симбирского земства была сфера решения аграрных проблем губернии. Главной целью земских учреждений в этом направлении было поднятие сельскохозяйственной культуры населения, повышение производительности крестьянских хозяйств, повешение материального благосостояния населения губернии.

Среди важнейших аграрных проблем, решаемых земствами, следует назвать: проблемы, связанные с введением новых форм обработки полей, новых сельскохозяйственных культур; проблема нехватки сельскохозяйственного инвентаря; низкий культурный уровень и невежество крестьян; продовольственные проблемы, связанные с неурожаями и т.д.

Эти проблемы были тесно связаны между собой, одна проблема часто вытекала из другой. Например, успешность решения общегосударственных проблем всецело зависела от успешности решения проблем частного характера. Вот почему все земские мероприятия в аграрной сфере осуществлялись в комплексе.

Новые формы земледелия, введённые указом 9 ноября 1906г. и законом 14 июня 1910г., требовали и новых хозяйственных приёмов, поэтому одновременно с развитием землеустроительных работ Правительство приняло решение об оказании агрономической помощи крестьянам в процессе введения новых форм землевладения. Огромное значение во время проведения аграрных преобразований имела агрономическая помощь со стороны местных органов самоуправления.

Земская помощь в период проведения столыпинских преобразований осуществлялась по двум направлениям: показательные мероприятия, которые выражались в организации показательных хуторских хозяйств, участков, полей; мероприятия общего характера: организация прокатных станций сельскохозяйственных орудий и машин, приглашение агрономов на средства уездного и губернского земства, создание сети агрономических участков, выдача предметных ссуд, строительных материалов, сельскохозяйственного инвентаря, удобрений, семян на льготных условиях для повышения производительности частных хуторских хозяйств, выпуск необходимых брошюр о способах перехода к улучшенным формам землепользования, создание опытных станций и т.д.

Параллельно с земскими средствами в Симбирскую губернию поступали и правительственные ссуды на устройство показательных хуторских хозяйств. Так, в 1910 г. Симбирской Губернской Управе было отпущено правительственное пособие в размере 12000 рублей на образование показательных хозяйств. Эти средства были распределены по 1500 рублей на каждый уезд.

Состоявшийся в 1901г. в Москве первый съезд деятелей по агрономической помощи местному сельскому хозяйству дал толчок к серьёзному обсуждению губернским земским Собранием 1902г. вопроса об учреждении в губернии агрономической организации. Собрание сделало следующие выводы: “Вопрос об агрономической организации вполне назрел и для Симбирской губернии, он тесно связан с интересами самого земства, так как с понижением платёжеспособности населения самые насущные потребности земства не могут быть удовлетворены за неимением средств. Обязанности Земства - помочь местному населению найти выход из тяжёлого экономического положения, в какое его привело многолетнее неправильное ведение хозяйства”.

Губернская управа предоставила на рассмотрение Губернскому земскому Собранию разработанный “Проект плана агрономической организации Симбирского губернского земства”. По данному проекту, при уездных Управах создавались совещательные органы: уездные экономические советы, в которые входили члены уездной Управы, несколько членов уездного собрания, представитель сельскохозяйственных учреждений. Функции советов определялись следующие: рассмотрение различных мероприятий, планов сельскохозяйственной деятельности уездного земства. Губернская Управа должна была заведовать сельскохозяйственными учреждениями Симбирского губернского земства, созывать Съезды, организовывать сельскохозяйственные курсы, конкурсы сельскохозяйственных машин. При губернской Управе, в свою очередь, создавался губернский сельскохозяйственный совет.

Так же, по проекту, предусматривалось обязательное введение в каждом уезде должности уездного агронома, который должен был исполнять в уездах сельскохозяйственные мероприятия, заведовать технической стороной складов земледельческих орудий и машин, распространять сельскохозяйственные знания среди местного населения, обследовать местные условия развития сельского хозяйства. Но в этом году данный план был отклонён. На следующий год вновь земским собранием поднимался вопрос об участковой агрономической организации.

Всего был создан 31 агрономический участок с показательными станциями сельскохозяйственных орудий, складами семян и удобрений, показательными участками. По уездам участки распределялись следующим образом: в Алатырском, Курмышском - по 3 участка; в Ардатовском, Буинском, Карсунском, Сенгилеевском, Симбирском - по 4 участка; в Сызранском -5. Содержание участковой организации было решено разделить между Правительством и Земством на половинных началах, с расчётом на оборудование каждого участка 2000 руб., ежегодное содержание агронома 1500 руб. и содержание участка 1000 руб. в год. На оборудование агрономических участков в уездах губернии с 1910-1912г.г было отпущено земских средств 16000 руб; правительственных средств - 11000 руб. Всего на агрономическую помощь Губернским и уездными земствами в 1910г. было отпущено 30080р.20к., а в 1912г. расходы возросли до 33750р.

В 1913г. Губернским земством было отпущено на содержание 30 агрономических участков - 18750 руб. С 1915г. происходит сокращение расходов Губернского земства на агрономические мероприятия, связанные с войной. Так, например, в 1915г. общая сумма ассигнований Губернского земства составила - 6249р.97к.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >