Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Религиоведение arrow Христианские ценности в современном мире (по произведениям Й. Ратцингера (папы Бенедикта XVI))

Христианские ценности в современном мире (по произведениям Й. Ратцингера (папы Бенедикта XVI))


В современном мире мы постоянно сталкиваемся с мнением о девальвации христианских ценностей в культуре и обществе, их неактуальности для молодого поколения. Такая тенденция особенно характерна для западного общества, начиная с первой половины XX века. Сегодня мы имеем дело с тем, что расширяется феномен непроявленной религиозности, граничащей с равнодушием к религиозным вопросам, или внерелигиозностью. Религиозные ценности практически не откладывают отпечаток на повседневный стиль жизни современного человека. К примеру, в рассказе Г.К. Честертона «Таинственный сад» мистеру Юлиусу К. Брайену была дана следующая типичная для современного человека характеристика: «Никто не мог бы разобрать, был ли мистер Брайен атеистом, или мармоном, или христианским ученым…» [2, с. 29].

На наш взгляд поле битвы за христианские ценности переместилась в область культуры, о чем неоднократно говорили ведущие богословы современности, среди которых особое место занимает Й. Ратцингер (Бенедикт XVI) [см. 2-5]. На наш взгляд, следует обратить внимание на основополагающую мысль римского папы Бенедикта XVI о том, что сама вера -- это, в конечном счете, культура. «Веры, лишенной одежд культуры, не бывает, - напоминает немецкий богослов, - как не бывает и чистой религии. Подсказывая человеку, кем он является и как ему по-человечески поступать, вера творит культуру и сама становится культурой» [2, с. 110]. Й. Ратцингер диалектически увязывает культуру и веру и определяет их как единое целое через понятие «культура веры». Вместе с тем мыслитель указывает на непреодолимое противоречие между культурой и верой для христианина, заостряя это противоречие до противоположности, или дуализма: «…человек, став христианином, отныне живет в двух культурах -- в своей исторической и в новой культуре веры, и они пересекаются в человеке и наполняют его. Это совместное бытие никогда не становится законченным синтезом; оно включает в себя необходимость постоянной примирительной и очистительной работы. Вновь и вновь надо учиться переходить во всеобщее, в универсальное, которое не есть эмпирический народ, но именно народ Божий, а потому -- пространство для всех людей. Напротив, вновь и вновь это всеобщее должно претворяться в особое: всеобщее проживается и усваивается (не без мук и страданий) на конкретном отрезке исторического времени» [2, с. 110]. Таким образом, как представляется, Й. Ратцингер возвышает культуру до опыта веры христианина и, наоборот, веру ставит в зависимость от культуры. И вера и культура становятся важными ценностями для современного христианина.

Поэтому нельзя согласиться с теми, кто считает, что христианские ценности не актуальны, не способны к обновлению и существуют в виде наследия.

С другой стороны, следует, на наш взгляд, помнить об угрозе, исходящей от невнимания деятелей культуры, лидеров Церкви, в целом общественности к новой ситуации, складывающейся не в пользу традиционного христианства в культуре. Многие современные мыслители поднимают вопрос об ответственности за статус христианских ценностей. Например, известный католический богослов Н. Лобковиц справедливо считает, что если тема ответственности интеллигенции применительно к науке и техники звучит в современном мире совершенно естественно, то проблема ответственности интеллигенции в отношении культуры, христианского наследия почти не возникает, не актуальна и даже непонятна. Понадобились столетия, в том числе культурные катастрофы XX века, «чтобы прийти наконец к мысли о нашей ответственности за культуру». Причина заключается в том, что чрезвычайно трудно понять, в чем должна заключаться такая ответственность [1, с. 71, 75, 76]. Управлять культурой, направлять ее, отмечает Лобковиц, - абсурдное занятие, ибо на культуру влияют миллионы самых разных позиций, мнений, установок, которые каждый из участников культурного процесса выражает бессознательно. Наши действия теряются в комплексе взаимообусловленных причин и поступков, а самые лучшие намерения могут в реальности обернуться самыми скверными последствиями. Этика ответственности - наподобие кантовской - должна учитывать как намерения, так и результаты наших действий. Но в целом, как пишет Лобковиц, «дирижера у этого разноголосого хора нет». И продолжает: «Мы живем, словно в сумерках, быстро теряя из виду результаты нашего действия» [там же, 76].

Таким образом, исходя из неоспоримого факта утраты современным западным христианством культурного влияния, мыслители пытаются решить основополагающую проблему «дееспособности» христианства в отношении культуры и, в частности, ставят вопрос о существовании христианской культуры в целом, способности и возможности ее обновления сегодня.

На постсоветском пространстве, что представляется для многих очевидным фактом культуры, мы можем наблюдать возрождение веры и христианской культуры, в том числе в молодежной среде [см. 5]. На наш взгляд, культура молодежи пропитана христианской идеей. Христианская мораль все более актуализируется, хотя люди, порой, сами не замечают этого. Тяга к вере глубоко заложена в человеке, и он в своем творчестве хорошо это показывает. христианский ценность культура общество

Молодежь часто воспитывается на примерах современной культуры, включая ее новейшие формы и авангардные проявления. В музыкальной молодежной культуре до сих пор огромное влияние оказывает рок-музыка, в частности, стиль металкор. Например, популярные композиции христианской группы TheDevilWearsPrada (г. Дейтон, США) доказывают, что христианские ценности, наша вера, наша надежда - насущные темы, не дающие покоя современному человеку, обществу, культуре [см. 6]. Об этом свидетельствует известная композиция «Martyrs» («Мученики») [см. 4].

В заключение следует отметить, что проблема христианских ценностей в первую очередь должна быть раскрыта через призму культуры, взаимодействие веры и культуры. Й. Ратцингер (Бенедикт XVI) ясно показывает весь «скрученный клубок двух нитей»: христианства и культуры. Именно человек как представитель «народа Божия» должен взять ответственность за будущее культуры, совершать постоянную работу над обновлением значения христианских ценностей для новых поколений.

Литература

  • 1. Лобковиц, Н. Христианство и культура / Н. Лобковиц // Вопросы философии. М., 1993. № 3. С. 71-81.
  • 2. Ратцингер, Й. (Бенедикт XVI). Вера - Истина - Толерантность. Христианство и мировые религии / Й. Ратцингер (Бенедикт XVI). М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. 367 с.
  • 3. Ратцингер, Й. Вечно реформируемое общество / Й. Ратцингер // Новая Европа. Международное обозрение культуры и религии. М. Милан, 1993. №. С. 3-11.
  • 4. Ратцингер, Й. (Бенедикт XVI). Ценности в эпоху перемен. О соответствии вызовам времени / Й. Ратцингер (Бенедикт XVI). М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. 163 с.
  • 5. Хабермас, Ю., Ратцингер, Й. (Бенедикт XVI). Диалектика секуляризации. О разуме и религии / Ю. Хабермас, Й. Ратцингер (Бенедикт XVI). М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. 112 с.
  • 6. Chesterton, G.K. Father Brown Stories / G.K. Chesterton. London: Penguin Books, 1994. 238 p.
  • 7. http://altwall.net; http://www.tdwpband.com. Дата доступа: 12.12.2013.
  • 8. http://www.dissercat.com/images/1page_diss/2338285.png?0.5203976854681969. Дата доступа: 13.12.2013.
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Банковское дело
Бухучет и аудит
География
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Охрана труда
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Техника
Товароведение
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее