Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Право arrow Сущность и функции права

Понятие права: признаки, назначение, функции

Понятие права

К числу наиболее важных, и в то же время наиболее сложных явлений принадлежит понятие право.

Пытаясь исследовать, что такое право и какова его роль в жизни социума, еще римские юристы акцентировали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо отличием или значением. Существовало мнение, что термин право применяется в разных смыслах. Одним из значений слова является определение «всегда является справедливым и добрым». В другом смысле право считают «полезным всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

В процессе становления социума и государства у людей, естественно изменялось и мнение о праве. Возникло множество различных правовых идей, теорий и суждений. Однако изначально основы, которые заложены римскими юристами, особенно в такой отрасли права как гражданское (цивильное), хотя и в «модернизированном» виде, но сохраняются. Конечно, это применимо к таким правовым институтам как право собственности, наследования, купли-продажи и многих других.

Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что базой для знаменитого Кодекса Наполеона или гражданского Кодекса Франции 1804 года было глубокое изучение и широкое использование римского права. В нем, например, под мощным воздействием принципов и различных институтов римского права особо выделялось право собственности, определяющееся как «право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами» (ст. 544). В Кодексе Наполеона закреплялись пути и способы получения собственности. Предписывалось, в частности, что собственность на имущество покупается и передается путем наследования, дарения между живыми или по завещанию и в силу обязательств (ст. 711). Следует отметить, что многие институты римского права в качестве своеобразного первоисточника постоянно использовались и используются при разработке гражданских кодексов и иных нормативно-правовых актов и во многих странах. Подобное воздействие римского права на правовые системы других стран, восприятие последними наиболее в ясных принципов и институтов римского права, которое в юридической литературе именуется рецепцией римского права, в существенной мере сказалось на характере и составе этих систем, а также на формулировке термина самого права.

Не менее значимую роль и актуальность, играют положения, которые сформулированы древнеримскими и древнегреческими юристами относительно неразрывной связи права и справедливости, права и добра.

Будучи «регулирующей нормой политического общения», право как заметил еще древнегреческий мыслитель Аристотель, должно являться «критерием справедливости». Для того чтобы понять, что такое право, писал древнеримский юрист Ульпиан, нужно уяснить, чем какими явлениями оно связано и откуда оно берет начало. Понятие право исходит от названия justitia - правда, справедливость, что право есть «искусство добра», «равенства и справедливости».

В настоящее время в юридической теории и практике, не потеряли своего значения в особенности для глубокого и всестороннего понимания сущности и содержания права, а также его определения, положения, касающиеся естественного права.

Более примитивном смысле слова, право - это система регуляции социальных отношений, целью которого является установление режима правопорядка. Но эта терминология совершенно не исчерпывает всей многозначности этого юридического феномена.

В юридической науке имеются разные формулировки права (нормативная, социологическая, этическая и др.), каждая из которых включает свои аргументы. При изучении проблемы взаимодействия права и закона, прежде всего, следует остановиться на двух основных, сформировавшихся в истории права, тенденциях право понимания. Первый способ развития понятия права рассматривает его как власть, которая принадлежит Богу, как внешнюю норму, которой должна подчиниться воля индивида. Божественная воля, в соответствии с этой идеей, развивается в норму поведения, которая выражается в законе, утвержденном властью, государством. Отсюда следует, что в соответствии с этой теорией, все критерии понятия права и произвола происходят от Бога, власти, государства, а индивид (гражданское общество) соблюдает касательно права пассивное положение. Право в этом случае является инструментом вынуждения к смирению власти и проявляет лишь абсолютный государственный интерес: власть диктует законы, законы включают право, власть карает за их невыполнение. В современной теории права, рассмотренная выше концепция, встречается под названием позитивистской концепции государства и права.

Другое направление право понимания возникло и развивалось на основе созданных римлянами понятий честности, естественного образа мышления, правосудия, на признании взаимности правомочий сторон, которые «уравновешивают» друг друга посредством прав и обязанностей: за правом каждого имеется его интерес, который может быть удовлетворен через обязательства другой стороны. Внешняя принудительная сила в этом случае не нужна. При таком подходе нормы права возникают не «сверху», а в самом гражданском социуме, в процессе коллективной работы людей при непременной размолвке их интересов. При этом вырабатываются правила сочетания этих правовых норм, способы взаимодействия и подавления, «зона» свободы их действия. Эти требования являются нормами права - права как меры свободы. Одна из версий этого гегелевского определения, вскрывающего функциональную сущность права, советским юристом Н.Н. Разумовичем говорит: «Право есть исторически обусловленная мера человеческой свободы для поддержания динамического равновесия между личным интересом и общественной необходимостью». В рассмотренной дефиниции первостепенная роль принадлежит гарантийной стороне права как сфере свободного действия интересов людей, защиты их правомерного поведения. Значительная часть ученых сегодня считают, что в расширенное определение права включены следующие моменты:

  • а) естественноисторическая тенденция происхождения права;
  • б) его умение служить масштабом поведения свободных и равных субъектов;
  • в) такое свойство права как нормативность, общеобязательность, взаимозависимость внесенных в него прав и обязанностей;
  • г) гарантия исполнения права, в том числе при помощи вмешательства со стороны государства.

Среди факторов - сторон, которые следует рассмотреть при изучении права и определении его понятия, важное значение, кроме рассмотренных выше, имеют и другие факторы. Их немалое количество и они весьма разнообразны. Однако в совокупности они группируются в цельную, весьма важную, хотя порою и довольно запутанную ситуацию правовой жизни, способствуют формулировке адекватного понятия о разных сторонах жизнедеятельности права и, в первую очередь, о его понятии и составе.

В юридической литературе, как ранее замечено, нет общего подхода к формулировке понятия права, а тем более однозначного о нем представления. Все разнообразие взглядов о нем и соображений, также, как и комплекс факторов, которые оказывают воздействие на ход формирования о нем адекватного мнения, весьма широк и различен.

Кроме достаточного количества других причин он зачастую вызывает двойственное восприятие разными авторами функции и назначения для динамичного развития современного, исключительно «рыночного», права рецепции римского права, разным пониманием об уровне воздействия сложившихся идей естественного права на современные теории права, разноречивыми подходами авторов-ученых права - к решению вопросов связи в его представлении и составе «общечеловеческого» и «общенационального», и «классового». При анализе между собой характеристик термина право и подходов к его изучению, характерные для советского времени с определениями понятия права и подходами к его постижению в постсоветский период то нетрудно увидеть, что ценной особенностью тех и других является или решительное признание или столь же категоричное отрицание классовой черты права.

Первые основаны на строго классовых утверждениях, на мнении о государстве и праве как средствах, орудиях в руках преобладающего класса или классов. Тогда как вторые, безмолвно отрицая классовость, апеллируют к «общечеловеческим» ценностям и потребностям или же к «общим и индивидуальным интересам населения страны».

В качестве примеров сугубо классового подхода к характеристике термина право, можно ссылаться на такое, достаточно классическое определение в, соответствии, с которым право расценивается как «совокупность установленных и охраняемых государством норм, выражающих волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса».

Или - на термин право как «на систему нормативно-обязательного регулирования поведения людей, поддерживаемую государством и выражающую территориально обусловленную волю господствующих классов (при социализме - волю народа)». В сфере права, как и в других областях государственной или общественной жизни сложно определить истину в последней инстанции, а в комплексе с ней и критерии правильности подходов к изучению и определению понятия тех или иных явлений, не исключая и самого права. Практика по общему признанию служит критерием правды. Однако для того, чтобы практика «сказала» свое слово и той или иной характеристике термина права был вынесен оправдательный или обвинительный «приговор», необходимо некоторое время. Базой является накопленный опыт, на основе которого можно с уверенностью сказать о достоинствах или изъянах того или иного подхода к исследованию права и его характеристики. Это имеет отношение ко всем действующим в мировой государственно-правовой практике и, естественно, имеющим «право» на свое наличие подходам к обзору права и его характеристике.

В известной мере это относится к классовым и внеклассовым дефинициям права. Оговорка - «в известной мере» в данном случае желательна для того, чтобы отметить то явление, что имеющийся опыт характеристики права путем излишнего преувеличения его классовости в советской литературе и вместе с тем абсолютного его неприятия или подчеркнутого игнорирования в западной литературе, говорит, также как и в ситуации с государством, о двух крайностях.

Первая из них включает абсолютизацию явления классовости, в ее явной переоценке, а вторая - в ее ничем не оправданном игнорирования, в ее недооценке. Передвижение из одной крайности в другую при формулировке термина права является не лучшим способом поиска научной истины.

В настоящей жизни классы наблюдаются наряду с другими социальными и политическими сходствами людей. В полной мере демонстрируются и их интересы, особенно когда классы обнаруживаются у власти. Поэтому крайне бессмысленным и опрометчивым является в выработке понятия права и распознавания его основы и содержания «не замечать» их наличия и деятельности, полностью пренебрегать влиянием классов и их интересов на государственно-правовую жизнь.

Существование большого количества характеристик права, выраженных под влиянием ряда жизненных обстоятельств - факторов и отображающих разные стороны правовой жизни и подходы, непременно следует расценивать само по себе как положительное явление. Оно дает возможность обратить внимание на право через призму веков, отразить в себе особо важные не только для одной исторической эпохи, но и для других эпох его стороны и черты, изведав право не только в статике, но и в динамике. Существование большого количества трактовок права говорит, кроме всего, о глубине, многообразии и богатстве государственно-правовой мысли, о множестве знаний о праве, которые накоплены авторами-теоретиками и практиками за тысячелетия их работы.

Однако и здесь существуют недостатки. Главный из них состоит в трудностях, формируемых различными, порой исключающими друг друга подходами, недостатком единого, концентрированного, целенаправленного явления познания права и его практического применения.

Диалектика этого процесса, таким образом, включает множественность определений термина права, рассматриваемых как положительные явления и в то же время и как отрицательные явления.

Отличительные особенности и черты описывают лишь частные определения понятия права, которые отражают свойственные признаки и черты рабовладельческого, феодального или любого иного типа права.

При рассмотрении общей характеристики понятия права, то оно может существовать, исходя из своего названия и назначения, лишь их самых общих особенностей, которые свойственны всем без исключения типам права. В силу этого оно неизбежно будет носить слишком общей, чрезмерно абстрактный, малопригодный для успешного решения теоретических задач и достижения практических целей, характер.

Разработкой такого рода определений, когда право рассматривается в весьма абстрактном или одностороннем виде лишь как «институт принуждения поведения человека власти правил» или как «правила поведения, устанавливаемые и охраняемые государством», нередко увлекаются и «грешат» западные юристы.

Таким образом, в создавшихся обстоятельствах наиболее результативным, и наиболее оптимальным путем или средством преодоления отрицательных последствий множественности и разносторонности определений и подходов к праву, является отделение и обсуждение его более важных, свойственных разным типам права, признаков и черт.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Сущность и функции права