Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Право arrow Административные правонарушения, посягающие на права граждан

Нарушение административного законодательства о труде и о несовершеннолетних

Нарушение административного законодательства о труде и об охране труда

Ответственность организации за нарушения в области охраны труда выражается в применении к ответственным лицам тех или иных санкций в случае, если они не выполняют требований к безопасности условий труда на рабочих местах, установленных российскими законодательными актами различного уровня. Предметом рассмотрения данной статьи является административная ответственность за подобные нарушения.

Правовая база ответственности за нарушение требований охраны труда закреплена в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ) , Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовном кодексе Российской Федерации, иных федеральных законах и нормативно-правовых актах.

Трудовое законодательство направлено в том числе на создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, которыми являются работники и работодатели. Регламентация трудовых отношений включает регулирование обязанностей субъектов трудовых отношений и ответственности за их нарушение .

В сфере охраны труда правовая база, определяющая обязанности работодателя и работника, закреплена в ст. ст. 212 и 219 ТК РФ и ответственность (только работника) за их выполнение - в разд. VIII ТК РФ под названием «Трудовой распорядок. Дисциплина труда».

В ст. 212 ТК РФ регламентировано, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Там же приведен исчерпывающий перечень обязанностей работодателя в этой сфере, хотя исчерпывающим его можно назвать, как представляется, условно (ведь многие пункты в этом списке можно трактовать весьма расширительно). Статья 219 ТК РФ, в свою очередь, закрепляет права работника в этой области. Перечень также является закрытым.

В соответствии со ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами. В зависимости от состава и характера нарушения к ним могут применяться также меры административной и уголовной ответственности.

Административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда определена в КоАП РФ.

В ст. 5.27 КоАП РФ регламентировано, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- на юридических лиц - от 30 до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

При этом нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (квалифицированный состав нарушения), влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Судебная практика. Часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Таким образом, для квалификации действий должностного лица по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ имеет значение совершение им нарушения законодательства о труде и об охране труда в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение. Истечение указанного годичного срока к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении на квалификацию действий лица по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ не влияет .

Согласно ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Поскольку ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ наступление административной ответственности не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или они совершены за время работы в разных организациях, руководитель, ранее привлеченный к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в одной организации, а затем в течение одного года совершивший аналогичное нарушение, являясь руководителем другой организации, может быть привлечен к ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ вне зависимости от указанных выше обстоятельств .

В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, а также ст. ст. 5.28 - 5.34 и 15.34 (носят характер трудового спора), рассматривает в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени федеральной инспекции труда вправе:

- главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;

- главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации;

- главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда;

- руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда;

- руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

- начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда.

Указанные лица имеют те же полномочия для целей рассмотрения дел об административных правонарушениях, что и федеральная инспекция труда, а осуществляют их непосредственно от ее имени .

Приказом Федерального агентства по труду и занятости от 10 апреля 2006 г. № 60 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю над соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (далее - Перечень должностных лиц) .

Согласно Перечню должностных лиц вправе составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 5.27 (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц), ч. 1 ст. 19.4 и ст. 19.7 КоАП РФ:

- руководитель Роструда - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда - заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;

- начальник Управления надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде, его заместители;

- начальники отделов надзора и контроля Управления надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде, их заместители;

- руководители государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;

- начальники отделов надзора и контроля государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;

- главные государственные инспекторы труда государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.

По административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности):

- руководитель Роструда - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда - заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;

- начальник Управления надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде, его заместитель по вопросам охраны труда;

- начальники отделов надзора и контроля по вопросам охраны труда Управления надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде, их заместители;

- руководители государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители по вопросам охраны труда;

- начальники отделов надзора и контроля по вопросам охраны труда государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;

- главные государственные инспекторы труда (по охране труда) государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации;

- государственные инспекторы труда (по охране труда) государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.

В приведенных списках такое право делегировано определенным должностным лицам в субъектах Российской Федерации.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Банковское дело
Бухучет и аудит
География
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Охрана труда
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Техника
Товароведение
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее