Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Религиоведение arrow Христианство и христианская культура в мусульманском мире

Христианство и христианская культура в воззрениях Джамалуддина аль-Афгани

Данная глава будет посвящена описанию биографии и взглядов на христианство и христианскую культуру исламского богослова и учёного Джамалуддина аль-Афгани. Выбор данной исторической личности обусловлен тем, что авторами различных работ, посвящённых ему и его идеям, он признаётся как основоположник исламского модернизма и реформаторства.

Однако прежде, чем перейти к описанию его биографии и взглядов, необходимо описать, в чём заключается его реформаторство.

Реформаторская идея - призыв и обоснование необходимости исправить какие-то проблемы, которые появились на пути развития какого-то народа или представителей какой-то религии. Реформаторство является отходом от заблуждений, ложных поверий, возвращением на путь изначальных идей. Она направлена на поиск истины. С её помощью те, кто её придумал, пытаются прийти к такой жизни, в которой будут воплощаться необходимые идеалы, отход от которых привёл к некоей другой жизни, являющейся невыносимой или неправильной. Реформа предполагает один из двух вариантов развития событий - возвращение к истокам или поиск чего-то другого, что поможет изменить существующий образ жизни. Возвращение к истокам более относится к религиозному реформизму, поиск альтернативы - к светскому реформизму.

Религиозный реформизм определяется идеей возвращения к корням, основам, так как они считаются крепким фундаментом, и придерживаться их значит избегать каких-то серьёзных ошибок.

Религиозный реформизм предполагает, что у группы людей, затеявших реформу, есть священный текст и догмы, которых необходимо строго придерживаться. Существуют примеры того, как этот священный текст толковался, как придерживались установок, эти примеры являются идеалом того, как нужно относиться к этому тексту и догмам сейчас. Решившие провести реформу обращаются к другим людям с целью примкнуть к ним, вернуться к истокам, очиститься от ложных верований и учений, которых набралась их общая вера. Таким образом, они стремятся и скорректировать существующие ценности.

Реформаторская идея предполагает наличие какой-то политической ситуации, которая влияет на страну, где должна пройти реформа.

Идеи исламского реформизма стали возникать тогда, когда произошёл отход от идеи духовного наставничества и наставника к идее принуждения и силы. Эти идеи были основаны на учениях ислама, столпах веры, этикета, идеи праведного халифата и парадигмы исламского культурного духа, которые впоследствии приобретали новые понятия, значения. Этому способствовали различные религиозные объединения

У различных исследователей относительно того, что такое «исламский модернизм», есть разные мнения. Например, Ч. Адамс считал, что это попытка освободить ислам от цепей ортодоксальности и сделать его более приспособленным к требованиям современной жизни. Дж. Эспозито отмечал, что исламские модернисты отстаивали необходимость восстановить исламскую умму посредством пересмотра своего наследия в рамках современной жизни - модернисты стремятся показать, что ислам способен воспринять и вообще восприимчив к новым идеям, связаны они с наукой или политикой. Д. Комминс писал, что исламский модернизм - это попытка защитить продолжающуюся повторную интерпретацию ислама, чтобы мусульмане смогли создать различные общественные институты, которые сумеют ответить на вызовы современности.

Джамалуддин аль-Афгани родился в 1838 г. в Асабаде - месте, которое располагается в афганской долине реки Кунар. Однако вскоре его семья была вынуждена перебраться в столицу Афганистана - Кабул - в связи с тем, что отца аль-Афгани, Сайида Сафдар-Шаха, уличили в организации выступлений и волнений среди племён, которые проживали около Кунара. Выступления были направлены против правившего в те годы в стране эмира Дост Мухаммада Хана. Эмир приказал затребовать Сафдар-Шаха в столицу. В Кабуле семья прожила около 10 лет, после чего переехала в город Асабад в провинции Хамадан в Иране Сикоев Р.Р. Панисламизм: Истоки и современность. Джамалуддин аль-Афгани и его религиозно-политические последователи XX - начала XXI века. С. 36..

Существует ещё одна версия относительно места рождения Джамалуддина аль-Афгани - согласно ей, он родился в городе Асабад в Иране Keddie N. R. An Islamic response to imperialism: political and religious writings of Sayyid Jamвl ad-Dоn" al-Afghвnо". P.181. и в Афганистане не был.

В 1855 г. Джамалуддин аль-Афгани отправился в своё первое самостоятельное путешествие в Индию. В 1860 г. аль-Афгани приехал в Афганистан и приходится ко двору ещё правящего эмира Дост Мухаммад-Хана и участвовал с ним в военных походах на Герат в северо-западной части Афганистана и Кандагар на юге страны. Он также становится наставником двух сыновей эмира - Мухаммада Афзаль-Зана и Мухаммада Азан-Хана. С Азан-Ханом у него складываются самые тесные отношения. Впоследствии, когда эмир умер, начались годы междоусобицы между его сыновьями, и власть оказалась у Азан-Хана, аль-Афгани был назначен по его приказу первым визирем. Будучи на этом посту, он предложил провести реформы в военной и урбанистической сферах, развивать язык пушту как государственный.

Но Мухаммад Азан-Хан недолго продержался во главе государства. Его сместил другой его брат - Шир Али-Хан. Азан-Хан бежал в Иран, надеясь получить там помощь, но скончался по пути в Тегеран. В стране начали проводиться некоторые социальные и военные реформы. Джамалуддин аль-Афгани оказался не у дел - новый правитель приказал посадить его в темницу, так как тот служил сопернику Шира Али-Хана за престол. Вскоре он решил, что аль-Афгани опасно держать в стране, поэтому он приказал выслать его в Иран в 1868 г Сикоев Р. Р. Указ. соч. С..

С конца 1868 г. до весны 1869 г. аль-Афгани был в Индии, с конца 1869 г. до конца 1870 г. аль-Афгани находился в Турции, где он, будучи уже известным идеологом панисламизма, получил тёплый приём. У него появилась возможность реализовать некоторые из своих идей в сфере образования, однако в 1870 г. разразился скандал - его выступление в университете «Дар аль-Фулун», в ходе которого он расценил дар Пророка как нечто, подобное мышлению человека, было названо богохульным, из-за чего духовенство во главе с шейх уль-исламом Хасаном Фехми Эфенди потребовало, чтобы аль-Афгани выслали из Турции Там же. С. 42..

В 1871 г. Джамалуддин аль-Афгани прибыл в Египет, где он принял сторону египтян, настроенных против присутствия западных держав в стране. Также он открыл ряд изданий, в которых публиковал статьи, критикующие политику Великобритании, и укрепил оппозицию действующей египетской власти. Например, в 1879 г. он создал в Александрии Общество младоегиптян, которые начали издавать газету «Мыср аль-Фатат», где они обрушивались с критикой на египетское правительство Там же. С. 43..

Существует версия, что аль-Афгани и его ученик Мухаммад Абдо разработали план убийства правившего тогда в Египте хедива Исмаила Богушевич О. В. Мухаммад Джамаль ад-Дин аль-Афгани как политический деятель. С. 11.. Но реализовать этот план не получилось, а аль-Афгани выслали в 1879 г. по обвинению в антиправительственном заговоре после прихода к власти хедива Тевфика.

В 1879 г. аль-Афгани отправился в Индию. Он в ходе своих публичных выступлений призывал к аннулированию Гандамакского договора между Афганистаном и Британией, по которому часть Афганистана принадлежала Индии, избавить индийцев от уверенности в несокрушимость мощи Британии и призвать мусульман, если Индия станет независимой, создать Халифат, который включал бы в себя Афганистан, Турцию, Индию, Хиву, Бухару, Самарканд и другие районы, населённые мусульманами. Британскому руководству в Индии идеи аль-Афгани не понравились, после чего он покинул страну в 1882 г. Сикоев Р.Р. Указ. соч. С. 41. и спустя какое-то время после скитаний между Великобританией и Францией (В 1884 году он начал выпускать в Париже журнал «Крепчайшая связь», вскоре к выпуску журнала присоединился ученик аль-Афгани Мухаммад Абдо) Там же. С. 44. направился в Иран по личному приглашению Насреддин-шаха, где ему оказали тёплый приём. Однако и там он начал устраивать выступления, направленные против присутствия Великобритании в стране и политики, проводимой шахом, так как шах был сторонником политики сближения с Великобританией. Однако у властей Ирана возникла сложность - выгнать аль-Афгани, приглашённого шахом и популярного не только в Иране, но и в других исламских странах, было просто так невозможно. Но вскоре аль-Афгани получил приглашение от русского публициста М.Н. Каткова, с которым он познакомился во Франции, приехать в Россию, и власти решили предоставить аль-Афгани дипломатическую миссию Там же. С. 45..

В России аль-Афгани прожил 2 года, поставленные ему в рамках дипломатической миссии задачи он выполнил, но его больше беспокоило, сможет ли он воплотить в жизнь свой план по созданию антибританского союза, который должен был включать в себя Россию, Афганистан и Иран, чтобы освободить мусульман Индии и Афганистана. Однако план провалился Там же. С. 46..

Из России он отправляется в Германию, куда вскоре прибывает шах, направлявшийся во Францию. Властям Ирана удаётся убедить аль-Афгани вернуться в Иран, так как шах простил ему антиправительственные заявления Там же.. Но тот не принял проект аль-Афгани по установлению в Иране конституционной монархии и дезавуировал дипломатическую миссию, объявив российской стороне в ответ на её запросы обещанного от аль-Афгани, что никого Иран в Россию не направлял. аль-Афгани был оскорблён этим поступком со стороны шаха и возобновил антиправительственные выступления, сделав их жёстче. Шах начал гонения на аль-Афгани, однако ему удалось спрятаться, но вскоре его выдворили из Ирана на границу с Ираком Там же..

В течение весны и лета 1891 г. аль-Афгани проживал в Ираке, откуда отправился в Великобританию до лета 1892 г. Там он продолжил свою панисламисткую деятельность и антиколониалистские выступления. Его решил заполучить себе султан Османской империи Абдул Хамид II, так как аль-Афгани был достаточно влиятельным человеком в исламском мире. аль-Афгани поддался на просьбы султана содействовать укреплению центра мирового ислама и отправился в Стамбул Там же. С. 47..

Он стремился вовлечь султана в панисламисткую деятельность, султан надеялся использовать аль-Афгани для того, чтобы сделать Иран частью империи. Но аль-Афгани не стал марионеткой в его руках, что ухудшило их взаимоотношения. Этому также способствовали противники аль-Афгани при дворе султана, пытаясь убедить его, что многие события, которые волновали повелителя, происходили при содействии. Когда аль-Афгани встретился с новым хедивом Египта Аббасом Хильми в 1895 г. и не стал заранее предупреждать об этом султана, он истолковал это как попытка создать арабский халифат Там же.. Султан старался не допускать того, чтобы аль-Афгани встречался с хедивом вновь. аль-Афгани оставался в Стамбуле до своей смерти в 1897 г.

Аль-Афгани определил религию как систему правил, учреждённую Богом и проповедуемую и изучаемую человеком Журнал «Крепчайшая связь». [Электронный ресурс]. URL: http://3almnow.blogspot.ru/2015/09/blog-post_37.html (Дата обращения 06.04.2016).. Она достигает ума человека посредством деяний пророков, которые получили знания о ней непосредственно через Божественное Откровение. Описывая человеческий ум как отполированную доску на ранних этапах его жизни, он заявил, что первое впечатление, которое он получает, идёт от религии. Все установки и привычки, которые человек приобретает в дальнейшие годы, находятся под влиянием религии Журнал «Крепчайшая связь». [Электронный ресурс]. URL: http://3almnow.blogspot.ru/2015/09/blog-post_37.html (Дата обращения 06.04.2016).. Характер этого влияния - этический. Человек не может просто отказаться от моральных качеств и установок, которые религия уже создала в нём. Он также считал, что религия служит базисом для моральных и общественных ценностей.

Он также называл религию эффективным посредником для исправления индивидуального поведения и создания сбалансированного общества. По его мнению, ислам обладает всеми необходимыми качествами для того, чтобы реализовывать эту функцию. Ислам не признаёт единства на основе племени, цвета кожи или расы. Лишь религиозное братство является связью между мусульманами. Ислам не только заставляет людей стремиться искать правду и укрепляет их духовно, но и также объясняет правила, включающие в себя социальные связи и индивидуальные права. Исламские учения не сводятся только к жизни после смерти, но и обращаются к тому, какие процессы происходят во всём мире. Шариат закладывает следующие условия для морального, духовного и культурного подъёма людей и заявляет, что эти условия успешно выполняются исламом. Первое - умы людей должны быть очищены от ложных верований и поверий. Второе - души люди должны стремиться к высоким планкам благородства. Третье - учения о вере должны иметь рациональный ландшафт, верования должны быть вне учений, слепое следование чьим-любо учениям не должно быть единственным критерием действий человека. Четвёртое - среди людей должны быть две группы - одна должна обучать их последователей, другая - справедливость и стремление к работе над собой и объяснять преимущества хорошего поведения и вред плохого поведения Журнал «Крепчайшая связь». [Электронный ресурс]. URL: http://3almnow.blogspot.ru/2015/09/blog-post_37.html (Дата обращения 06.04.2016)..

Вера в Единого Бога в исламе помогает избежать ложных верований - например, практики верования в нескольких божеств. Она также помогает бороться с такими верованиями, как идея реинкарнации и, которые можно найти, например, в христианстве. Аль-Афгани считал, что такие верования стоят между человеком и реальностью, парализуют интеллект, создают разного рода моральные слабости - например, страх и трусость, и мешают человеку достигнуть великолепия и счастья Журнал «Крепчайшая связь». [Электронный ресурс]. URL: http://3almnow.blogspot.ru/2015/09/blog-post_37.html (Дата обращения 06.04.2016).. По взгляду аль-Афгани, человек должен быть уверен в собственной мощности и стремиться достичь высокого уровня благородства Журнал «Крепчайшая связь». [Электронный ресурс]. URL: http://3almnow.blogspot.ru/2015/09/blog-post_37.html (Дата обращения 06.04.2016).. Такая уверенность помогает человеку бороться с другими за достижение благородств и великолепия. По исламу, все равны в достижении благородств и счастья. Единственным критерием благородства и превосходства является умственное и духовное превосходство. В то же время христианские священники взяли на себя роль руководства, которая была, по Ветхому Завету, только у евреев. Священники стали единственными носителями благородства подобно тому, как были носители благородства евреи, став богоизбранным народом. Лишь с появлением протестантов, которые объявили о праве рационально подходить к христианским установкам, стала слабеть идея превосходства священников. аль-Афгани верил, что соперничество католицизма и протестантизма привели к прогрессу, который создал современную цивилизацию Журнал «Крепчайшая связь». [Электронный ресурс]. URL: http://3almnow.blogspot.ru/2015/09/blog-post_37.html (Дата обращения 06.04.2016).. Ислам борется с верованиями и слепым следованием авторитетам и разрешает проверять свои правила. По исламу причина - ключ к счастью и неправильные действия являются результатом иррационального мышления. Другие религии имеют мало опыт рационального исследования своих учений. Среди таких идей - идея о Троице в христианстве.

Христианство, ислам имеют схожие элементы и один корень. Какие бы различия не существовали, они между лидерами, а не в священных книгах. По его взгляду, великолепна религия будет включать в себя базовую правду в этих верах. Что касается того, что какие-то идеи одной религии являются противоположными идеям другой религии, он предлагает метод тауиль - например, внутреннее значение аята отличается от его внешнего значения. Обе религии состоят в вере в Единого Бога и Добре в Человеке.

Он критикует Европу за использование религии в качестве политического оружия. Он отмечал, что европейцы, устраивая захватнические походы против какой-то страны, представали в образе благочестивых христиан, а когда народы захваченных стран восставали под знаменем своей религии за независимость, европейцы называли это восстание религиозным фанатизмом. Однако он называл все религии нетолерантными - даже ислам Журнал «Крепчайшая связь». [Электронный ресурс]. URL: http://3almnow.blogspot.ru/2015/09/blog-post_37.html (Дата обращения 06.04.2016)..

Он также исследовал вопрос политического доминирования христианства над исламом. Для ответа на вопрос, почему сложилась такая ситуация, что христианство превзошло ислам, он пытался понять учения двух религий и понять, каким образом их последователи их соблюдают, при этом он считал веру тем, что формирует взгляды человека на мир, и основой культурного прогресса. Его удивило следующее - христианство проповедует доброту, мягкость, аскетизм, призывает не мстить, отвергает силу и доминирование. Христианство советует подчиняться тем, кто правит ими. Христиане не должны вмешиваться в дела, касающиеся правителей и их владений, и должны избегать личных, национальных и религиозных столкновений Журнал «Крепчайшая связь». [Электронный ресурс]. URL: http://3almnow.blogspot.ru/2015/09/blog-post_37.html (Дата обращения 06.04.2016).. Христиане хорошо управляются со своими мирскими делами в соответствии с потребностями земной жизни Журнал «Крепчайшая связь». [Электронный ресурс]. URL: http://3almnow.blogspot.ru/2015/09/blog-post_37.html (Дата обращения 06.04.2016).. В Новом Завете сказано:

“Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую” Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/bible/mf/5/ (Дата обращения 08.04.2016).

И при этом христиане ведут себя и поступают противоположно своим учениям. Он отметил, что христиане, будучи самыми миролюбивыми и ищущими силу людьми, стремятся достигнуть как можно больше удовольствия в смертной жизни. Они захватывают государства, которые находятся от их стран, создают новое оружие, используют его против своих врагов и направляют его друг на друга, строят армии и разрабатывают новые военные тактики - ведение войны стало для них чем-то вроде науки. Всё это идёт вразрез с установками христианства.

Сравнивая христианство с исламом, он отмечал, что мусульмане должны огородить себя от правителя, управляющего не в соответствии с закона Шариата. Создание оружия, развитие военных наук и развитие химии, физики и других предметов, которые помогали развивать военное искусство, было важной необходимостью для них. Мусульмане использовали оружие, не знакомое христианам, во времена Крестовых походов аль-Афгани пришёл к следующим выводам Журнал «Крепчайшая связь». [Электронный ресурс]. URL: http://3almnow.blogspot.ru/2015/09/blog-post_37.html (Дата обращения 06.04.2016).:

1) За всю историю христианства бывали ситуации, когда народы, обращённые в эту религию, привносили в неё нечто из своих старых традиций и обычаев, меняя религию. Эту идею он подкрепляет примером римлян. Христианство оказалось ими изменено, а старые традиции, которые они привнесли в эту религию, не были заменены какими-либо учениями.

2) В ранний период, когда клир пользовался высоким в обществе статусом в силу того, что они разбирались в религии, Библия была не доступна обычным людям. Это привело к тому, что обычные люди не могли сами проверить, что сказано в священных текстах, и были вынуждены доверять священникам, которые имели доступ к священным текстам. Доктрины религии были неправильно истолкованы, когда католические священники благословили Крестовые походы. На поздних этапах между христианами возникла разобщённость, некоторые секты продвигали идеи, направленные против доминирования церкви. Случился раскол в католицизме, который привёл к появлению протестантства, представители которого пытались сами разобраться в том, что говорит Священное писание. Затем последовал резкий скачок в развитии наук, в том числе и военной, и тому, что христиане заняли господствующее положение среди других людей.

Что касается ислама, он считал, что первые победы мусульман были связаны с их верным следованиями истинным предписаниям их религии. Но в умме возникла разобщённость, ставшая результатом искажения истинных предписаний влиянием извне и влиянием изнутри, которое оказали на ислам некоторыми группами людей, которые были обращены в ислам. Ещё одним фактором, пагубно сказавшимся на исламе, была ересь - например, были мусульмане, которые утверждали, что всё существующее есть слияния фантазии и галлюцинаций. Пророку Мухаммаду были приписаны лже-традиции, впоследствии смешавшиеся с теми предписаниями, которые когда-то мусульмане слышали от него. Вдобавок неадекватная образовательная система сделала улемов неспособными передавать истинные учения шариата обычным верующим. Таким образом, мусульмане отошли от тех принципов, которые помогли им получить культурное превосходство над представителями других религий

Он приходит к следующему выводу - христиане достигли прогресса, потому что действовали в соответствии со своими предписаниями, хотя по факту как бы и не были из-за этого настоящими христианами. Мусульмане отстали от христиан, потому что перестали уважать те традиции, которые получили религиозное одобрение. Тем не менее, он считал, что нация, которая обратится к исламским установкам, придёт к развитию. Ислам, по его мнению, является религией дела, а не жонглирования словами и терминами.

При этом аль-Афгани не стремился поставить вопрос сравнения христианства и ислама в сфере противостояния.

Жизнь Джамалуддина аль-Афгани была полна самых разнообразных событий. В течение 30 лет аль-Афгани путешествовал по разным странам, причём ездил туда не один раз - Египту, Индии, Ираку, Саудовской Аравии, Франции, Англии, России и т.д. Его целью была пропаганда панисламизма - идеи объединения мусульманского общества, так как он писал, что, по его мнению, Восток болеет, и самая главная болезнь Востока - разобщённость мусульман и отсутствие в согласии на объединение, что и даёт противоречия между людьми. Он стремился создать модель идеального исламского государства и провести некоторые реформы для других исламских стран.

аль-Афгани активно выступал с речами в общественных местах, использовал местные газеты и журналы или пытался создать свои издания, стремился налаживать контакты с местным духовенством, выйти на высокопоставленных лиц в государстве. Что касается связей с высокопоставленными лицами, то, несмотря на это, аль-Афгани обычно, выступая, обращался к людям с антиправительственными заявлениями.

аль-Афгани призывал людей вернуться к основам того ислама, который был во времена пророка Мухаммада и его первых последователей, так как считал, что мусульмане, будучи когда-то могущественной с точки зрения культуры и просвещения силой, а затем отойдя от основ, которые сделали их такой силой, начали слабеть и проигрывать европейцам, отошедшим от основ христианства, но при этом сумевшим добиться прогресса.

Что касается его взглядов на религию в общем плане, он считал, что религия сопровождает человека с самого его рождения и оказывает влияние на те правила и установки, которые появляются в течение его жизни. Избавиться от них человек не может просто так. Религия является основой моральных принципов человека.

Если говорить о взглядах аль-Афгани на христианство, стоит сразу заметить, что они противоречивы. По его мнению, христианство и ислам имеют общие корни и цели - вера в Единого Бога и Добро в человеке. Наличие каких-то традиций в одной религии, которые противоречат традициям другой, предлагается разрешить методом тауиль (…), суть его в том, что не всегда верующий правильно понимает какую-то традицию, так как она обладает внутренним и внешним смыслами.

При этом аль-Афгани считал, что наличие некоторых традиций в христианстве приводят к заблуждению человека, появлению у него ложных верований.

аль-Афгани считал, что ислам обладает всеми необходимыми качествами, чтобы реализовывать те функции религии, которые, по его взглядам, она должна исполнять. Ислам также лучше приспособлен для освоения каких-то наук и прогресса.

аль-Афгани пытался понять, каким образом получилось так, что христианство превзошло ислам в то время, как христианство является более мирной религией, а ислам - более воинственной. Проанализировав учения обеих религий и их истории, он приходит к выводу, что христиане добились прогресса потому, что отошли от соблюдения некоторых основ. Немалую роль в этом сыграла борьба католицизма и протестантства. Ислам же пострадал от влияний извне и изнутри, к тому же, улемы не смогли передавать так, как хотели, шариат обычным верующим. В результате мусульмане, отойдя от своих основ, стали слабее.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Христианство и христианская культура в мусульманском мире