Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Религиоведение arrow Христианство и христианская культура в мусульманском мире

Христианство и христианская культура в воззрениях мусульман до второй половины XIX в

Данная глава будет посвящена вопросу восприятия мусульманами и исламом христианства до второй половины XIX в.

Отношение ислама к христианству двоякое - христианство является родственной и одновременно противоположной исламу религией. Относительно некоторых тем, на которые ислам и христианство спорят, ислам различает «идеальное христианство», которое считается родственной религией, и то христианство, с которым столкнулись пророк Мухаммад и его первые сподвижники во времена зарождения ислама. К этому виду христианства появилось смешанное отношение. Его восприятие менялось вслед за тем, как менялись условия вокруг мусульман Коран в переводе И.Ю. Крачковского. [2:85]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.falaq.ru/quran/krac/ (Дата обращения 07.04.2016). .

Коран объявляет послание христианства не оригинальным - он заявляет о том, что все пророки несли одну миссию и одно послание людям, однако оно оказалось искажено людьми Коран в переводе И.Ю. Крачковского. [3:71]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.falaq.ru/quran/krac/ (Дата обращения 07.04.2016).. Миссия заключалась в одном - в поклонении Единому Богу. Таким образом, Коран описывает действовавших до Мухаммада пророков как мусульман, которые стремились донести до людей идею о поклонении Единому Богу. С точки зрения ислама, ислам является истинной религией, если рассматривать его в контексте того, откуда произошло его название, и в контексте того, что он является последней религией, которую Бог предложил людям Коран в переводе И.Ю. Крачковского. [5:3]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.falaq.ru/quran/krac/ (Дата обращения 07.04.2016)..

Ислам различает религии, существующие в мире - он отделяет «Людей Книги» Коран в переводе И.Ю. Крачковского. [3:64]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.falaq.ru/quran/krac/ (Дата обращения 07.04.2016). (упоминающихся в Коране) - христиан, иудеев и сабиев - от тех, чья религия не предполагает наличие Единого Бога Али-Заде А.А. Исламский энциклопедический словарь. - М.: Ансар, 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://slovar-islam.ru (Дата обращения 03.03.2016).. Ислам ставит религии второго типа ниже по статусу, так как называет эти религии политеистическими, что, с точки зрения ислама, является грехом, за который нет прощения Коран в переводе И.Ю. Крачковского. [4:48]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.falaq.ru/quran/krac/ (Дата обращения 07.04.2016)..

Тем не менее, христиане, даже будучи одними из «Людей Книги», обвиняются в неверии и политеизме. Так ислам понимал идею Троицы - не как три ипостаси Иисуса Христа, а как Иисус Христос-Дева Мария-Бог Коран в переводе И.Ю. Крачковского. [4:171]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.falaq.ru/quran/krac/ (Дата обращения 07.04.2016)., что совсем иначе выглядит во взгляде христианства на эту идею.

Стоит отметить, что в Коране есть другие негативные характеристики христиан вместе с положительными. Среди положительных характеристик можно назвать то, что христиане воспринимают ислам в качестве одного из примеров того, как можно избежать зла, молятся, поклоняясь таким образом Богу Коран в переводе И.Ю. Крачковского. [3:199]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.falaq.ru/quran/krac/ (Дата обращения 07.04.2016).. Коран говорит, что праведным христианам, верующим в Бога, воздастся в Судный День Коран в переводе И.Ю. Крачковского. [2:62]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.falaq.ru/quran/krac/ (Дата обращения 07.04.2016)..

Среди негативных черт называются периодически возникающие несдержанность и преувеличение Коран в переводе И.Ю. Крачковского. [5:77]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.falaq.ru/quran/krac/ (Дата обращения 07.04.2016). и отношение к священникам как к неким правителям Коран в переводе И.Ю. Крачковского. [9:31]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.falaq.ru/quran/krac/ (Дата обращения 07.04.2016)..

Среди примеров преувеличения приводится идея Троицы Коран в переводе И.Ю. Крачковского. [4:171]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.falaq.ru/quran/krac/ (Дата обращения 07.04.2016). и убеждённость в существовании у Иисуса Христа Божественной природы. Коран называет его только посланником, равно как и пророка Мухаммада, приписывая Иисусу Христу только человеческую природу Коран в переводе И.Ю. Крачковского. [4:171]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.falaq.ru/quran/krac/ (Дата обращения 07.04.2016)..

Ислам также обвиняет христиан за искажение и неверное понимание своих священных текстов Коран в переводе И.Ю. Крачковского. [5:75]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.falaq.ru/quran/krac/ (Дата обращения 07.04.2016)., за неприятие пророка Мухаммада в качестве пророка, когда в Коране сказано, что им следует признать его пророческую миссию. При этом Коран говорит, что христиане должны быть судимы по правилам своего священного писания Коран в переводе И.Ю. Крачковского. [5:47]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.falaq.ru/quran/krac/ (Дата обращения 07.04.2016).. Также в Коране сказано, что, если бы Бог хотел, Он бы сделал всех людей единым народом Коран в переводе И.Ю. Крачковского. [5:53]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.falaq.ru/quran/krac/ (Дата обращения 07.04.2016)..

Восприятие мусульманами христианства в Средние века основывается на большом количестве набранного материала, включающего хадисы, толкования Корана, а также различные работы, посвящённые изучению истории. Различные исламские традиции рассматривают появление Иисуса Христа, его учение в рамках мусульманских терминов и методов толкования Abbas Mahmud al-Aqqad. The Genius of Christ. P. 5-9.

Христианство объявляется формой неверия и язычества. Христианство объявляется религией, построенной на ложных убеждениях. Критикуется убеждённость в Божественной природе Иисуса Христа Jane Dammen McAuliffe. Legal Exegesis: Christians as a Case Study. P. 71..

Среди авторов можно упомянуть Абу Касима аз-Замакшари, Имада ад-Дин ибн Кясира.

Что касается работ, посвящённых изучению истории, они также базируются на большом количестве работ, взгляды на христианство в которых варьируются от положительных до негативных.

Если говорить о негативной оценке христианства, то работ, которые несут в себе подобное отношение, намного больше - среди их авторов - Амр аль-Джахиз, Али ибн Ахмад ибн Хазм, Таки ад-Дин ибн Таймийя

Современный период

На отношение ислама к христианству в данный период времени оказало влияние начало эры колониализма, когда западные страны пришли на Ближний Восток и Северную Африку и начали создавать из существующих там государств свои территории, устанавливая там своих чиновников, назначая их из числа своих соотечествеников и представителей стран-колоний. Это сыграло роль в том, что христианство по большей части стало ассоциироваться с европейскими странами.

Среди людей, писавших работы на тему взаимоотношения 2 религий, можно назвать Сейида Ахмада Хана.

Рассматриваются и подвергаются критике священные писания христиан, так же исследуются на иррациональность некоторые доктрины наподобие идеи Троицы, подвергается рассмотрению причина усиления христиан и ослабления мусульман, почему христианство победило ислам и как можно это исправить.

Однако есть примеры того, как некоторые исследования были направлены на то, чтобы улучшить взаимоотношения между 2 религиями, делался акцент на схожести их основ. Так, например, этому уделил внимание Сейид Ахмад Хан, написавший большой комментарий к Библии Lloyd Ridgeon. Crescents on the Cross: Islamic visions of Christianity. P. 5-7..

До второй половины XIX в. взгляды мусульман на христианство оставались противоречивыми.

С одной стороны, христианство, будучи схожей религией с точки зрения веры в Единого Бога, воспринималось как родственная исламу религия. Христиане в какой-то степени считались праведниками, так как они верили в Единого Бога, преклонялись перед Божественной Волей. Вместе с иудеями и сабиями они принадлежали к «Людям Книги», поэтому считались лучше, чем язычники, которые верили в несколько богов.

Однако мусульмане относились негативно к некоторым христианским доктринам и учениям, считая их иррациональными и делающими христианство похожим на язычество. Среди таких идей они называли идею Троицы - существования 3 ипостасей в лице Иисуса Христа, неправильно толкуя её как идею поклонения Иисусу Христу, Марии и Богу одновременно. Христиан критиковали за то, что они отказывались признавать пророческую миссию Мухаммада, хотя это им предписывает Коран. При этом мусульмане считали, что всё же стоит судить христиан по тем законам, которым они подчиняются.

Спустя какое-то время после появления ислама начали появляться тафсиры, различные работы, которые описывали христианство и христиан. Эти работы были преимущественно направлены против христианства, которое теперь стало называться язычеством, которому верить было нельзя. Христиан упрекали за иррациональность доктрин их религии, а также то, что они исказили посланное им Божественное Откровение.

Описывая отношение к христианству в Новое время, можно отметить, что, начиная с эры колониализма, христианство стало ассоциироваться с западными странами. Возникла идея того, что ислам каким-то образом ослаб и оказался не способен дать отпор христианству. Причины этого тоже разбирались мусульманами.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Банковское дело
Бухучет и аудит
География
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Охрана труда
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Техника
Товароведение
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее