Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Право arrow Проблемы правового регулирования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Меры административного наказания, применяемые к несовершеннолетним и их законным представителям

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривается в качестве главного субъекта административной юрисдикции применительно в отношении к несовершеннолетним. В ст.23.2 ч. 1 указано: городские (районные) районные в городах КДН должны рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.36, 5.35 ч 1, 20.22, 6.10.

ПДН ОМВД России по Аргаяшскому району были составлены административные протокола по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ: 2013г.- 67, 2014г.-78, 2015г. - 15 за 4 месяца.

Дела об административных правонарушениях, определенные федеральным законодателем к подведомственности КДН, можно поделить на две группы:

Дела об административных правонарушениях, в которых несовершеннолетний фигурирует как правонарушитель.

Дела об административных правонарушениях, в которых несовершеннолетний выступает в качестве того чьи права были нарушены.

Компетенция городских (районных), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, по рассмотрению дел об административных правонарушениях, так же как и Административным кодексом может устанавливаться и законами субъекта Российской Федерации.[20]

Под административной ответственностью несовершеннолетних подразумевается особое правовое отношение между:

Правонарушителями, обладающими административной деликтоспособностью, в возрасте от 16 до 18 лет, проступки которых являются в свою очередь самостоятельным основанием для применения к нему мер государственного принуждения, в основе которых лежит воспитательная цель, к ним самим, а так же основания для привлечения к административной ответственности и их родителей.[30,с.389]

Государством в лице его органов.

Она отражается в обязанности несовершеннолетних прочувствовать негативные последствия мер воздействия примененных к нему компетентным органом, и к тому же исполнить возложенные в связи с этим требования.

К лицам, совершившим административные правонарушения в возрасте от 16 до 18 лет, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.[33,с.132]

Материалы о нарушениях несовершеннолетних, подлежащие рассмотрению городской (районной), районной в городе комиссиями, первоначально изучаются председателем комиссии либо его заместителем, которые впоследствии принимают решение о рассмотрении дела на заседании комиссии. А так же может быть проведена дополнительная проверка дела либо обследование по поступившим заявлениям. Перед рассмотрением дела со всеми материалами должен ознакомиться сам несовершеннолетний, его законные представители или родители, если это требуется, также представители воспитательных учреждений. Комиссия рассматривает дело в течение 15 дней (и не больше этого срока).[16,с.315]

Вина подростка в совершении определенного административного проступка должна быть доказана с такой же степенью обоснованности, как и вина взрослого. На заседании комиссии обязательно присутствие подростка. На нее также приглашаются законные представители или родители, в случае необходимости представители учебных, воспитательных заведений. На самом заседании члены комиссии оценивают все материалы дела и могут впоследствии вынести решение о применении мер воздействия, которое составляются в виде постановления. Постановление комиссии по делу об административном правонарушении можно обжаловать в течении 10 дней со дня его вынесения в мировой суд или в государственный орган исполнительной власти по месту жительства несовершеннолетнего.[33,с.122]

В отношении несовершеннолетних правонарушителей предусмотрено законодательством предусматривает специальные правила, в соответствии с которыми к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяют меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.[36,с.400]

Преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними принадлежит комиссии. А так же существуют исключения, правонарушения, предусмотренные ст. 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд), к тому же дела об административных правонарушениях, перечисленные в гл. 12 КоАП РФ, в сфере дорожного движения, рассмотрение которых возможно другими органами.

КДН рассматривают по месту жительства несовершеннолетнего правонарушителя дела об административных правонарушениях.

Административное наказание может быть применено в отношении несовершеннолетних или их законных представителей по общему правилу не позднее двух месяцев со дня правонарушения, а вот за длящееся правонарушение в течение двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).[15,с.650]

Существенной особенностью ответственности в отношении несовершеннолетних лиц, устанавливаемой КоАП РФ, заключается в том, что совершение административного правонарушения несовершеннолетним является смягчающим вину обстоятельством, а вовлечение такого лица в совершение административного правонарушения напротив отягчающим вину обстоятельством. При всем при этом, эти обстоятельства следует четко отделять от таких правонарушений как:

Вовлечение несовершеннолетнего в употребление наркотических средств, одурманивающих веществ и спиртных напитков ст. 6.10 КоАП РФ. В Аргаяшском районе по состоянию на 26 мая 2015 года, ни одного правонарушения, предусмотренного данной статьей, не составлено.[46,с.213]

Ненадлежащее исполнение или не исполнение законными представителями или родителями несовершеннолетних обязанностей по обучению, содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ,[51] а по данной статье в Аргаяшском районе за первые четыре месяца 2015 года, поступило 15 протоколов).

Так как они образуют самостоятельные составы административных правонарушений с привлечением виновных в этом лиц к административной ответственности.

Из всех видов административных наказаний, зафиксированных в КоАП РФ, к несовершеннолетним применяются чаще всего только два административный штраф и предупреждение. В кодексе не предусмотрены специальные виды административных наказаний, применяемые только к несовершеннолетним, но все - таки существуют определенные особенности при применении определенных видов административных наказаний.[25,с.813]

К примеру, штраф может назначаться как мера наказания, если у несовершеннолетнего есть самостоятельный заработок или имущество. Если самостоятельного заработка нет, то штраф взыскивается с его законных представителей (родители, опекуны и попечители).[33,с.135]

КоАП РФ в статье 2.3 закрепляет возможность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, с учетом определенных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, решить о возможном освобождении его от административной ответственности с последующим применением к нему одного из видов воздействия, закрепленных в федеральном законодательстве о защите прав несовершеннолетних.

Закон в ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ не позволяет применять к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, применение административного ареста.

Не относится административному аресту изоляция несовершеннолетних, совершившего правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если они не имеют места жительства, места пребывания или их личность не установлена, а так же если лицо не проживает на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение. В таком случае несовершеннолетний помещается в специальные учреждения органов внутренних дел, Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, режим содержания которых преследует цель исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, причастными к совершению административного правонарушения.[17,с.59]

КДН рассматривают дела в отношении законных представителей или родителей, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ - ненадлежащее или неисполнение исполнение законными представителями или родителями несовершеннолетних обязанностей по обучению, воспитанию, содержанию, защите прав и интересов несовершеннолетних, а также за нарушение сроков или порядка представления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот либо для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ч.1ст. 5.36 КоАП РФ.[19] ПДН ОМВД России по Аргаяшскому району были составлены административные протокола по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ: 2013г.- 67, 2014г.-78, 2015г. - 15 (за 4 месяца).

Ответственность законных представителей или родителей, наступает и за совершение административного правонарушения предусмотренного ст. 20.22 КоАП РФ несовершеннолетним, т.е.:

Появление несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в состоянии опьянения.[26,с.32]

А так же распитие ими пива и спиртных напитков, изготавливаемых на его основе, спиртосодержащей и алкогольной продукции, потребление ими психотропных веществ без назначения врача или наркотических средств, иных одурманивающих веществ на улицах, в скверах, на стадионах, в транспортном средстве общего пользования, в парках, в других общественных местах, что в результате вызывает наложение административного штрафа на законных представителей или родителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей. В производство КДН и ЗП Аргояшского района за 4 месяца 2015года поступило 34 протокола об административных правонарушениях, из них: по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ - 15, по ст.12.7 ч.1 КоАП РФ - 9, по ст.12.29 ч.1 КоАП РФ - 5, по ст.20.21 КоАП РФ- 1, по ст.20.22 КоАП РФ - 2, по ст.20.20 ч.1 КоАП РФ- 2.

По нашему мнению, привлечение законных представителей или родителей к ответственности за правонарушения несовершеннолетних не является эффективным, потому, что основным видом наказания является штраф, причем низкий, в среднем до двух тысяч рублей. [56.с.213]

Мы считаем, что так же как и родители, несовершеннолетние должны нести ответственность, к ним должны применяться меры профилактического воздействия. Благодаря этому подросток сможет понять, он, так же как и родители отвечает за свои проступки.[33,с.122]

Таким образом, могут применяться к несовершеннолетним специальные меры воспитательного воздействия:

  • а) возложение на подростка обязанности принести извинение потерпевшему в публичной либо в иной форме. Применение этой меры целесообразно, если несовершеннолетний, осознал неправильность своего поведения, искренне раскаялся в совершении проступка, а сам проступок является незначительным. Извинение может быть принесено публично: либо на собрании коллектива, либо на заседании комиссии, либо при личной беседе с потерпевшим;
  • б) вынесение предупреждения. Данная мера применяется при малозначительных правонарушениях. Комиссия обязана в письменной форме известить несовершеннолетнего о возможных последствиях при повторном совершении правонарушения;
  • в) объявление строгого выговора или просто выговора на заседании комиссии. Постановление об объявлении выговора направляется по месту работы или учебы подростка. Эта мера воздействия действует в течение 1 года, если в течение этого срока не совершено нового правонарушения, то она считается снятой;
  • г) возложение обязанности своим трудом устранить его или возместить причиненный ущерб в денежной форме. Данная мера может применяться к несовершеннолетнему, при условии, что они имеет трудовой навык или самостоятельный заработок (к примеру, стипендию);
  • е) передача несовершеннолетнего под надзор законных представителей или родителей, или под наблюдение общественной организации, трудового коллектива с их согласия. Комиссия самостоятельно проявляет инициативу в поиске и выборе граждан или организаций, которые смогли бы обеспечить перевоспитание несовершеннолетних. При использовании данной меры, Комиссия должна учитывать, какое влияние на подростка оказывает его семья;
  • ж) передача несовершеннолетнего по ходатайству трудового коллектива им на поруки. А так же для этого требуется согласие правонарушителя и ходатайство той или иной организации, которая, достаточно хорошо зная несовершеннолетнего, поручается за него и берет на себя ответственность за его поведением.
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Проблемы правового регулирования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Введение1. Общая характеристика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних1.1 Причины и условия, способствующие совершению правонарушений несовершеннолетними1.2 Органы, осуществляющие профилактику правонарушений несовершеннолетних2. Деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и заушите их прав2.1 Правовой статус подразделений по делам несовершеннолетних2.2 Административно-предупредительные меры, применяемые подразделениями по делам несовершеннолетних в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних2.3 Меры административного наказания, применяемые к несовершеннолетним и их законным представителям3. Деятельность КДН и ЗП в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних3.1 Полномочия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав3.2 Организация деятельности комиссииЗаключениеБиблиографический список