Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Право arrow Проблемы правового регулирования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и заушите их прав

Правовой статус подразделений по делам несовершеннолетних

Административно правовой статус является основой для деятельности любого субъекта исполнительной власти, к характеру которого относится: его положение в иерархии субъектов государственной власти, официальное наименование, задачи и функции, цели, порядок его образования и реорганизации, упразднения; формы и методы деятельности; права и обязанности; структура органа; и многое другое. В зависимости от того каким видом деятельности занимается субъект исполнительной власти, является ли он частью государственного механизма или нет, включает ли он в себя более крупную организационную структуру или же является самостоятельной единицей.[16,с.290]

В административно правовом статусе, по мнению Д.Н Бахраха содержатся три основных блока: целевой; структурно-организационный; компетенционный [17,с.48].

В первую часть административно-правового статуса входят цели, задачи и функции субъекта. В общем плане под целью понимается обеспечение определенных социальных потребностей, а в управленческих актах цель определяется с помощью перечня задач и выполняемых функций. Во вторую часть правового статуса входит нормы регулирующие порядок образования субъектов, их установление и изменение их организационной структуры, их подчиненность и др.

Компетенция является одной из основных частей административно правового статуса, которая включает в себя совокупность предметов ведения, властных полномочий и носящих властный характер.

Первый элемент правового статуса можно раскрыть, ссылаясь на ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который был принят 24 июня 1999 года».

Статья вторая этого закона, закрепляет основные цели задачи и принципы в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, зашиты их законных интересов и прав. Так основными задачами государственных органов и иных органов, учреждений осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их законных интересов и прав, являются:

Предупреждение беспризорности, безнадзорности, антиобщественных действий правонарушений среди несовершеннолетних, а так же выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в антиобщественную деятельность и совершение преступлений;

Обеспечение защиты законных интересов и прав несовершеннолетних;

Реабилитация (социально-педагогическая) несовершеннолетних, оказавшихся в опасном социально положении;

Выявление и пресечение случаев жестокого обращения с детьми

Оказание помощи детям и их семьях в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.[22,с.16]

Ко второму элементу правового статуса относится нормативно-правовое регулирование.

Нормативно-правовое регулирование предупреждений преступлений и правонарушений несовершеннолетних, совершаемых на территории, имеет большое значение, так как во многих случаях именно в нормативно-правовых актах определяются основные направления предупреждения.

К тому же методы и формы его осуществления определяются ими, задачи и функции субъектов предупреждения, а так же и права и обязанности инспекторов и подразделений по делам несовершеннолетних. [45,с.118]

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, а конкретно со ст. 15 ч. 4 на территории принадлежащей России действуют общепризнанные нормы и принципы международного права. Это положение, несомненно, относится к нормам, регулирующим отношения в сфере профилактики и предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних.[31,с.40]

К этим нормативно правовым актам можно отнести:

Принятая 5 декабря 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН, а так же ратифицирована 13 июня 1990 года Верховным Советом СССР «Конвенция организации объединенных наций (ООН) о правах ребенка».

В конвенции признается, что ребенок является носителем всеобщих прав человека с момента его рождения, а так же неотъемлемость этих прав в соответствии с нормами международного права.[42,с.76]

К ведению государственных правоохранительных органов участников Конвенции «о правах ребенка» относятся вопросы в отношении несовершеннолетних, так в статье 19 конвенции говорится что:

Государства-участники принимают все необходимые социальные, законодательные, административные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм психологического или физического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны законных опекунов, родителей или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

А так же в статье 33 этого документа определяет: Государства-участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, социальные и административные меры, а также меры в области образования, для того, чтобы защитить детей от незаконного употребления психотропных веществ, наркотических средств и как они определены в соответствующих международных договорах, и не позволить использование детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими.

Разработаны на Межрегиональном подготовительном совещании к VII Конгрессу ООН, на состоявшемся в г. Пекине (КНР) в мае 1984 г. Почему и приобрел свое название «Пекинские». А так же принятый в декабре 1985 года Генеральной Ассамблеей ООН. «Минимальные стандартные правила организации объединенных наций (ООН), касающиеся производства правосудия в отношении несовершеннолетних» (Пекинские правила). «Пекинские правила» - это основополагающие принципы и нормы, принятые ООН, являющиеся минимальными стандартами (т.е. общих для всех государств - участников ООН) правил осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних. Они определяют систему мер воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя, регулируют процессуальную форму судебного разбирательства, ориентируют на устранение условий и причин совершения правонарушения, определяют своей главной целью его исправление и перевоспитание. [51,с.4]

Принципы разработаны на Международной совещании экспертов в городе Эр-Рияде (Саудовская Аравия) в марте 1988 г, почему и получил свое название «Эр-Риядские», а так же принятые Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1990 года. «Руководящие принципы организации объединенных наций (ООН) для предупреждения преступности среди несовершеннолетних» («Эр-Риядские принципы»). В этом документе говорится, что предупреждение преступности и правонарушений среди несовершеннолетних является наиважнейшими аспектом предупреждения правонарушений и преступности в современном обществе. Он предусматривает тесное сотрудничество между государственными, национальными, местными органами управления с участием частного сектора, правителей общин, а так же учреждений, занимающихся вопросами труда, здравоохранения, ухода за детьми, социальными вопросами, образования, правоохранительных и судебных учреждений с целью принятия совместных мер для предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.[44,с.359]

Как известно, органы внутренних дел принадлежат к специальным субъектам предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних. Без сомнений можно сказать, что, так или иначе все их подразделения участвуют в этой работе. [31,с.39]

В соответствии с приказами, нормативными документами и инструкциями МВД России участковые уполномоченные полиции должны устанавливать лиц вовлекающих несовершеннолетних в антиобщественную деятельность и совершение правонарушений, в том числе в употребление одурманивающих веществ, спиртных напитков, в занятие проституцией, попрошайничеством или бродяжничеством.

А впоследствии применять к ним в установленном порядке и в пределах своих компетенции меры, предусмотренные законодательством.

По нашему общему мнению, добросовестное исполнение участковыми-уполномоченными полиции своих обязанностей, оказало бы неоценимую помощь в профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

Но достаточно часто складывается так, что участковый элементарно не осведомлен, о местах концентрации несовершеннолетних с антиобщественным поведением на его участке, о количестве трудных подростков, неблагополучных семей, что осложняет общую профилактическую работу.

Сотрудники патрульно-постовой службы полиции проверяют самостоятельно, а так же с участием сотрудников других подразделений органов внутренних дел на маршрутах патрулирования выявляют места групп несовершеннолетних, в том числе концентрации криминогенного элемента несовершеннолетних.[20,с.213]

Выявляют заблудившихся подростков и детей, беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, находящихся в опасном социальном положении.

А так же несовершеннолетних правонарушителей, в том числе находящихся в состоянии наркотического, токсического и алкогольного опьянения, передают их законным представителям (родителям или лицам, их заменяющим), в случае необходимых доставляют этих лиц в подразделения по делам несовершеннолетних или дежурную часть отдела полиции.

А вот действия патрульно-постовой службы благодаря тому, что ведется прямое взаимодействия с подразделениями по делам несовершеннолетних и выполняются совместные рейды, осуществление профилактических мероприятий и т.п. мы считаем, более эффективными.

Сотрудники подразделений уголовного осуществляют взаимодействие с сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних, а так же участковыми уполномоченными полиции, для выявления совершаемых несовершеннолетними преступлений и правонарушений.

Оперуполномоченные уголовного розыска совершают в ходе оперативно-розыскной деятельности направленного на противодействие участию несовершеннолетних в незаконном обороте психотропных веществ и наркотических средств. Так же осуществляют розыск несовершеннолетних правонарушителей.

Обязанности по предотвращению правонарушений несовершеннолетних в полном объеме возложены на подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.[20,с.220]

Деятельность подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних прописана в законе «О полиции» от 7 февраля 2011 года, Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Эти нормативно-правовые акты конкретизируют и характеризуют задачи, цели, основные направления деятельности подразделений по делам несовершеннолетних, обязанности и права сотрудников, а так же функции в сфере профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. [22,с.102]

Третьим элементом блока правового статуса подразделений по делам несовершеннолетних, компетенцию сотрудников, полностью раскрываются в Приказ МВД №569 от 26 мая 2000 года и Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В Соответствии со ст. 23 ч.4 подразделения по делам несовершеннолетних выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в антиобщественную деятельность совершение правонарушений, а так же совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные действия.[46,с.212]

Сотрудники выявляют законных представителей или родителей несовершеннолетних, а также должностных лиц, ненадлежащим образом или вообще не исполняющих свои обязанности по обучению воспитанию и содержанию несовершеннолетних. Инспекторы в установленном законном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ПДН ОМВД России по Аргаяшскому району были составлены административные протокола по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ: 2013г.- 67, 2014г.-78, 2015г. - 15 за 4 месяца).

Кроме этого, осуществляют меры по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а так же объявленных в розыск. Такие лица в определенном порядке направляются в соответствующие органы или учреждения системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, либо в иные учреждения.[37,с.34]

Также подразделения рассматривают в установленном порядке сообщения и заявления о общественно опасных деяний несовершеннолетних, об административных правонарушениях, не достигших возраста, уголовной или административной ответственности.

А так же в компетенцию подразделений по делам несовершеннолетних включено рассмотрение сообщений и заявлений о ненадлежащем исполнении или неисполнении законными представителями или родителями несовершеннолетних, либо должностными лицами обязанностей по их обучению, воспитанию и содержанию.[31,с.42]

Сотрудники выявляют несовершеннолетних, употребляющих наркотические средств, психотропные вещества, спиртные напитки.

А так же места их концентрации, приобретения или потребления наркотических средств, возможного сбыта. Установление лиц, вовлекающих их в употребление наркотических средств, психотропных веществ и алкогольных напитков. В ходе проведения профилактических мероприятий выявляют принадлежность подростков к группам экстремистского, антиобщественного характера, активных участников и лидеров этих групп, а так же лиц вовлекающих несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, места их концентрации.[44,с.389]

Сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних анализируют состояние оперативной обстановки в сфере несовершеннолетних на территории находящейся в их ведомости, не реже чем один раз в полгода, а при необходимости - по о конкретным направлениям, готовят аналитические материалы для информатизации о состоянии правопорядка среди несовершеннолетних в органы исполнительной власти и местного самоуправления.[31,с.46]

Также они принимают участие в подготовке предложений в органы местного самоуправления и органы исполнительной власти, по вопросам совершенствования работы учреждений и органов системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Предлагают меры по устранению условий и причин, способствующих антиобщественным действиям и правонарушениям несовершеннолетних. Оказывают помощь в организации оздоровительного отдыха, трудоустройства и досуга несовершеннолетних правонарушителей и детей, проживающих в семьях, оказавшихся в социально опасном положении.

И наконец, проводят встречи с населением, проживающим на территории находящейся в их ведомости, выступают в средствах массовой информации, образовательных учреждениях по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Как вывод можно сказать, что подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, относятся к основным органам, которые в свою очередь осуществляют профилактику правонарушений несовершеннолетних, это организованная система, целью которой является непосредственно осуществление профилактических мероприятий, а так же ведение учета несовершеннолетних и неблагополучных семей, нуждающихся в коррекции. Инспекторы так же осуществляют предварительную проверку сообщений о правонарушениях совершенных в отношении несовершеннолетними или самими несовершеннолетними.

Наличие в системе органов внутренних дел данного подразделения является немаловажным, так как к несовершеннолетним требуется своеобразный подход, он требует другой уровня квалификации сотрудников, для того чтобы обеспечить по настоящему эффективную профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а так же защиту их прав и законных интересов от каких-либо посягательств.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Проблемы правового регулирования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Введение1. Общая характеристика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних1.1 Причины и условия, способствующие совершению правонарушений несовершеннолетними1.2 Органы, осуществляющие профилактику правонарушений несовершеннолетних2. Деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и заушите их прав2.1 Правовой статус подразделений по делам несовершеннолетних2.2 Административно-предупредительные меры, применяемые подразделениями по делам несовершеннолетних в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних2.3 Меры административного наказания, применяемые к несовершеннолетним и их законным представителям3. Деятельность КДН и ЗП в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних3.1 Полномочия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав3.2 Организация деятельности комиссииЗаключениеБиблиографический список