Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Право arrow Проблемы правового регулирования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Органы, осуществляющие профилактику правонарушений несовершеннолетних

Основные принципы правового регулирования в сфере общественных отношений с участием самих несовершеннолетних либо их родителями или лиц их заменяющих, закреплены в ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Данный правовой акт регулирует с участием подростков и детей, защиту их интересов и прав, а еще определяет судебные процедуры:

Направление в учреждения специального закрытого учебно-воспитательного типа, помещение несовершеннолетних в центры временного содержания, а так же принятие решений судьями о принудительных мерах медицинского освидетельствования подростка, в отношении которого ведется рассмотрение вопроса, о помещении его в учреждения закрытого учебно-воспитательного типа[22,с.46].

А так же в этом законе нашли свое отражение положения УК РФ о реабилитационной индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними:

Освобожденными от уголовной ответственности и наказания с применением мер воспитательного характера, и с несовершеннолетними, которые в связи с тем, что не достигли возраста уголовной ответственности, освобождены от уголовного наказания, а также по причине «уголовной невменяемости» установленной экспертом (ч.3 ст. 20 УК РФ).

Профилактика правонарушений и безнадзорности законом определяется как система педагогических, правовых и иных мер, направленных на устранение и определения условий и причин, способствующих безнадзорности, беспризорности, антиобщественной деятельности и правонарушениям несовершеннолетних, в совокупности осуществляемых с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в опасном социальном положении.[22,с.13]

Категория лиц, в отношении которых учреждениями и организациями из системы индивидуальной профилактической работы, определяется статьей пятой ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Это оказавшиеся в опасном социальном положении несовершеннолетние, то есть в обстановке:

Представляющей угрозу жизни и здоровью несовершеннолетнего или не отвечающей требованиям к их содержанию и воспитанию или же совершение антиобщественных действий или правонарушений.

А так же законные представители или родители несовершеннолетних, если они негативно влияют на поведение несовершеннолетнего либо жестко обращаются с ним или не исполняют своих родительских обязанностей[29,с.259].

В Федеральном законе-120 установлена система учреждений и органов, которые должны обеспечивать защиту законных интересов и соблюдение прав несовершеннолетних, обеспечивать их защиту от любых форм дискриминации, психологического либо физического насилия, сексуальной или любой другой эксплуатации, грубого обращения, выявления семей и детей, находящихся в опасном социальном положении. А так же им определяется компетенция учреждений и органов, механизмы их взаимодействия.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (а дальше по тексту КДН) при органе местного самоуправления является центральным, координирующим органом в системе профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.[43]

В компетенции данной комиссии входит весь комплекс мероприятий по восстановлению и защите законных интересов и прав несовершеннолетних, по устранению и выявлению всех условий и причин, способствующих беспризорности безнадзорности, антиобщественной действиям и правонарушениям детей, не достигших 18 летнего возраста. На КДН возложена обязанность по организации социальной реабилитации несовершеннолетних оказавшихся в опасной социальной ситуации и индивидуальная профилактическая работа.

Кроме того она является специализированным государственным органом, который в свою очередь обеспечивает исправление несовершеннолетних в предусмотренном законом порядке, к примеру в случаях освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением мер принудительного воспитательного характера.[22,с.50]

В производство КДН и ЗП Аргаяшского муниципального района за 4 месяца 2015года поступило 34 протокола об административных правонарушениях, из них: по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ - 15, по ст.12.7 ч.1 КоАП РФ - 9, по ст.12.29 ч.1 КоАП РФ - 5, по ст.20.21 КоАП РФ- 1, по ст.20.22 КоАП РФ - 2, по ст.20.20 ч.1 КоАП РФ- 2.

Постановлений об отказе возбуждения уголовных дел поступило - 4, ходатайств об отчислении из учебного заведения поступило - 1. По всем делам были приняты решения комиссией.

Согласно статьям 20-23 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» основным органом, осуществляющим непосредственно функции по профилактике, являются органы внутренних дел, а так же их структурные подразделения:

  • 1. Центры временного содержания несовершеннолетних (а дальше по тексту ЦВС);
  • 2. Подразделения по делам несовершеннолетних;
  • 3. Подразделения криминальной полиции.

В законе определен широкий круг полномочий и обязанностей подразделений по делам несовершеннолетних в ЦВС, указан исчерпывающий перечень оснований для помещения повешения в центры временного содержания.

В систему государственной профилактики входят учреждения социального обслуживания населения, органы управления социальной защитой, которые осуществляют меры по:

Организации индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных детей;

  • А) Меры по профилактике безнадзорности:
  • Б) Предоставлению бесплатных социальных услуг несовершеннолетним; оказавшихся в опасном социальном положении или в трудной жизненной ситуации;

По оказанию выплат единовременного социального пособия семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, было выплачено УСЗН Аргаяшского района: 2013 году - 26 семьям на сумму 26000рублей и 24 семьям продуктовые школьные наборы на общую сумму 24000рублей; 2014году - 19 семей получили пособие на общую сумму 31291 рублей и новогодние подарки получили 145 семей.

В) Выявлению семей с такими детьми и такими детьми.[37,с.30]

Отделением помощи семье и детям в Аргаяшском районе выявлено семей, находящихся в социально-опасном положении: 2013г.- 65 семей, из них 106 детей, 2014г.- 53 семей, из них 85 детей. Данная категория семей состоят на учете в отделе помощи семье и детям, им оказывается материальная и психологическая помощь.

В специальных учреждениях, для содержания несовершеннолетних нуждающихся в специальной социальной реабилитации к которым относятся детские дома, определенные центры (помощи детям и семьям, социально-реабилитирующие и т.д.), выявленные дети и подростки находятся на полном государственном обеспечении в соответствии установленным порядком, а так же к ним применяются меры.

Направленных на социальную реабилитацию, оказывается медицинская и психологическая помощь, а так же осуществляется последующая помощь в устройстве таких несовершеннолетних.

Образовательные учреждения и органы управления образованием, также являются частью системы профилактики, и они призваны решать большой круг задач и проблем, так как помимо образовательного процесса, тесно взаимодействуют с воспитательным.[38,с.212]

Они осуществляют не маловажную роль в организации досуга, занятости детей, летнего отдыха выявляют несовершеннолетних с отклонениями в поведении или развитии, проводят их обследования, готовят рекомендации по оказанию им определенной помощи и форм дальнейшего обучения. А так же законодательством в структуру органов управления образованием включены такие детские дома, интернаты, и специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого и открытого типа. Законом определен судебный порядок помещений несовершеннолетних в специальные закрытые учебно-воспитательные учреждения, регламентированный в третьей главе ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

А органы опеки и попечительства, являясь одним из органов системы профилактики, выполняют меры по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, участвуют в индивидуальной профилактической работе с этими детьми, обеспечивают защиту всех личных имущественных прав и неимущественных прав.[27,с.9]

Остались без попечения родителей за 2013г.- 31детей, 2014г.- 23 детей, 2015г.- 8 детей, а так же в Аргаяшском районе лишены родительских прав: 2013г.- 23 родителя (43детей) и ограничено в родительских правах 1 родитель (1 реб.), 2014г.- 19 родителей (25 детей) и 2 родителя ограничены в родительских правах( 4 детей), 2015г. -2 родителя (5 детей).

А так же важную роль в системе учреждений и органов профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних выполняют учреждения здравоохранения и органы управления здравоохранением. К их обязанностям относят развитие сети учреждений для подростков и детей, оказывающих наркологическую и психологическую помощь, круглосуточный прием и содержание несовершеннолетних в возрасте до 14 лет оставшихся без попечения родителей, а также последующее воспитание и выхаживание этих детей в учреждениях подведомственного типа (домах ребенка).

Учреждения здравоохранения осуществляют учет, выявление и лечение несовершеннолетних, страдающих наркотической зависимостью, употребляющих спиртные напитки, одурманивающие или психотропные вещества, а так же меры по профилактике наркомании, алкоголизма, заболеваний, передаваемых половым путем.

По нашему мнению достаточно важным является взаимодействие учреждений здравоохранения с органами внутренних дел, потому что в обязанности медицинских работников входит обязанность в передаче информации о поступивших несовершеннолетних с какими либо травмами органам внутренних дел. Вовремя полученная информация может стать залогом предупреждения насилия в отношении несовершеннолетних.[29,с.316]

Органы по делам молодежи, а так же их учреждения в соответствии со статьей семнадцатой ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» участвуют в организации досуга, отдыха и занятости несовершеннолетних, в рамках индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в опасном социальном положении.

Заушите их законных интересов (социально-правовых), оказание помощи молодежным и детским общественным объединениям, фондам, учреждениям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

Трудовая занятость в современных условиях является одной из часто используемых мер профилактики антиобщественной деятельности, преступлений и правонарушений. А так же в систему профилактики правонарушений и безнадзорности входят органы службы занятости, поскольку они содействуют трудоустройству (нуждающихся в помощи) и профессиональной ориентации несовершеннолетних.[37,с.32]

В Аргаяшском муниципальном районе были выделены деньги для организации трудовых отрядов для желающих работать в летнее время несовершеннолетних, всего было организовано трудовых отрядов и проработало подростков: 2013г.- 20 отрядов, где работало 303 подростка, 2014г. -25 отрядов, где работало 305 подростка, 2 подростка работало временно на период отсутствия основных работников в Аргаяшской центральной районной больнице.

В летний период несовершеннолетние подростки устраиваются на работу в МОЦ Курорт «Увильды» Аргаяшского района. Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав было выдано разрешение на работу несовершеннолетним 2013г. - 16, 2014г.- 8, в том числе оказали помощь в трудоустройстве детям сиротам и оставшиеся без попечения родителей.

В статье Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» а конкретно в 24 статье определены и другие учреждения и органы, осуществляющие профилактические меры в отношении детей оказавшихся опасной социальной ситуации и несовершеннолетних правонарушителей.

Органы и учреждения спорта, культуры, досуга и туризма:

Привлекают несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении к занятиям в художественных, спортивных, технических и других клубах, секциях, кружках способствуют их приобщению к ценностям мировой и отечественной культуры (Для этой категории детей обеспечивается бесплатная либо льготная досуговая занятость).[32,с.111]

Оказывают содействия в деятельности спецальных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации (социальной), центрам временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, специализированным учебно-воспитательным учреждениям, органам внутренних дел в организации культурно-воспитательной и спортивной деятельности с детьми, не достигшими 18 лет, помещенными в эти учреждения.

А так же в пределах своей компетенции участвуют в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними уголовно-исполнительные инспекции.[27,с.9]

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации они осуществляют контроль за поведением несовершеннолетних содержавшихся в этих учреждениях.

Так же они постоянно осуществляют взаимодействие с подразделениями по делам несовершеннолетних и ежемесячно обмениваются данными. (к примеру сотрудники уголовно-исполнительных инспекций, каждый месяц направляют им отчет о количестве несовершеннолетних поступивших к ним на учет, а в свою очередь подразделение по делам несовершеннолетних оказывают активное воздействие в профилактических организациях и мероприятиях уголовно-исполнительным комиссиям.)

В то же время Федеральные органы исполнительной власти в рамках которых Законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в пределах своей компетенции принимают участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, путем зачисления несовершеннолетних оставшихся без родительского попечения и детей-сирот в качестве воспитанников в списки воинских частей с согласия с согласия этих несовершеннолетних, а так же для этого необходимо согласие органов опеки и попечительства. К примеру, условия и порядок зачисления в качестве воспитанников в воинские части несовершеннолетних обеспечение их необходимыми благами устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.[31,с.38]

А общественные объединения в свою очередь принимают участие в профилактике правонарушений и беспризорности несовершеннолетних, в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами самих объединений.[55.с.7]

Примером может служить телефон доверия, с помощью которого несовершеннолетний может получить необходимый профессиональный психологический совет, так как довольно так и часто подросток по различным причинам может оказаться сложной жизненной ситуации и не может найти понимание и поддержку среди близких.

А в результате это ведет к тому, что подросток, пытаясь уйти от проблем «взрослым» способом, начинают употреблять наркотики и алкоголь, а попав в эту систему, его будет сложнее спасти. Организаторы молодежного телефона доверия считают, что проще предупредить и предотвратить чем, потом бороться с уже существующей проблемой.[38,с.267]

Как вывод можно сказать, что для ликвидаций причин и условий способствующих правонарушений необходимо навести должный порядок и обеспечить выполнение всех требовании законодательства и создание у несовершеннолетних определенного образа мышления, мировоззрения препятствующего совершению правонарушений и других антиобщественных действий.

Основной целью государственных и не государственных организаций является функция, направленная на производство позитивной среды, защиту и охрану прав и свобод несовершеннолетних, их социализацию коррекцию дивиантного поведения реагирование на правонарушения несовершеннолетних или в отношении их, закрепленными законодательством мерами.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Проблемы правового регулирования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Введение1. Общая характеристика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних1.1 Причины и условия, способствующие совершению правонарушений несовершеннолетними1.2 Органы, осуществляющие профилактику правонарушений несовершеннолетних2. Деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и заушите их прав2.1 Правовой статус подразделений по делам несовершеннолетних2.2 Административно-предупредительные меры, применяемые подразделениями по делам несовершеннолетних в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних2.3 Меры административного наказания, применяемые к несовершеннолетним и их законным представителям3. Деятельность КДН и ЗП в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних3.1 Полномочия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав3.2 Организация деятельности комиссииЗаключениеБиблиографический список