Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Право arrow Проблемы правового регулирования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Общая характеристика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Причины и условия, способствующие совершению правонарушений несовершеннолетними

Профилактика правонарушений предполагает изучения основных причин и социальных условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основные понятия профилактики в отношении несовершеннолетних правонарушителей содержатся в федеральном законе от 24 июня 1999 (в ред. От 31.12.2004) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ-120.

В первой статье этого закона под профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних понимается система педагогических, правовых, социальных и иных мер, направленных на выявление и устранение причин, а так же условий, способствующих правонарушениям, антиобщественной деятельности и безнадзорности, осуществляемых вместе с индивидуальной профилактической работой непосредственно с несовершеннолетним и семьями, находящимися в социальной опасности.[43,с.634]

В соответствии с ФЗ-120 под индивидуальной профилактикой понимается деятельность по своевременному выявлению находящихся в социально опасном положении несовершеннолетних и их семей, а так же деятельность по предупреждению антиобщественной деятельности несовершеннолетних, совершения ими правонарушений и социально-педагогической реабилитации.[22,с.5]

В сравнении с мерами пресечения противоправных действий, комплекс профилактических мероприятий должен носит приоритетный характер. Так как распространение правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой угрозу для нормального развития государства, поскольку способствует увеличению асоциальных проявлений, подрывает основы общества, приводит к росту правонарушений и преступлений возникает необходимость особого внимания к этой категории дел.

Так как эволюция государство связана с нравственным и физическим здоровьем подрастающего поколения такое явление как детская безнадзорность оказывает отрицательное влияние во всех сферах деятельности государства.[52,с.18]

Распространение среди несовершеннолетних форм противоправного поведения связанно с дезинтеграцией социальных институтов, ослабления формального и неформального контроля, неустойчивость общественных критериев оценки и ориентации.[43,с.638]

Основные причины и условия:

1)Дисфункциональность семьи.

Семья занимает одно из основных мест в системе институтов социализации личности. В семье закладываются первоначальные навыки общения, поведения, стрессоустойчивость и последующая реакция на внешние раздражители, способность адоптироваться к различным ситуациям.

Как отмечал Эйдермиллер, семья как нормально функционирующий институт общества - это семья, в которой ответственно и дифференцированно выполняются ее функции, в результате чего удовлетворяется необходимость в росте и развитии как семьи в целом, так и каждого ее чалена. Существует большое количество возможных проблем (нарушений) в нормальном функционировании института семьи, которые впоследствии неизбежно находят свое отражение в детях.[61,с.40]

В настоящее время у многих семей возникает потребность в услугах специалистов-психологов, психотерапевтов. Но в результате низкого уровня психолого-педагогической грамотности родителей. Привязанность к старому образу жизни не желание ни чего менять (себя, а так же взаимоотношения в семье) приводит к дисфункции семьи.[44,с.647] А так же в результате дисфункции в каждой такой семье образуются достаточно жесткие механизмы защиты и сохранения сложившегося равновесия. В результате только внешнее воздействие, основанное на понимании природы дизвункцианальности, способно изменить ситуацию. А в качестве специалиста по этому вопросу выступает психолог. Проблемы в функционировании семьи обычно отражаются во всех сферах жизни ребенка: успеваемость в школе снижается, авторитет уличной компании преобладает над авторитетом родителей, в ней ребенок получает признание. В результате всего этого происходит нарушения личностной сферы, а иногда и к психологическим отклонениям.[34,с.163]

А впоследствии к правонарушениям, что и становится основаниям для вмешательства ОППН (ОДН), КДН. Но к сожалению соответствующие органы зачастую реагируют только на последствия, оставляя не решенными причины проблемы, не меняя социальную жизненную ситуацию ребенка.[37,с.15] (В Аргаяшском районе школу не посещало 2012 г.-7 детей, 2013г.- 6 детей.)

2)Личностные особенности ребенка.

Не редко причиной социальной дезадаптацией ребенка становятся его личностные особенности. Но при этом даже ребенок-инвалид может быть достаточно социально-адоптирован при определенном отношении родителей и окружающих к его статусу. Но на деле довольно так и часто родители не адекватно реагируют на характерологические свойства темперамент непоследовательность ребенка что безусловно оставляет свой неизгладимый след.[34,с.166]

У многих родителей существует представление о «хорошем» ребенке, как о «удобном», но зачастую ребенок не соответствует данному представлению в связи с соответствующими особенностями. Впоследствии начинается борьба с индивидуальностью ребенка его преобразование для то го что бы подогнать под «удобный стандарт» невзирая на его личные интересы. А в результате это ведет к дисфункции семьи вне зависимости от результата борьбы.[35,с.3]

Со временем ребенок под таким давление может сдаться, но проблема не будет решена таким способом, а просто переедет вовнутрь него и впоследствии выльется в другой форме: ребенок может уйти из семьи, получить признание в другой среде, в другой форме девиантного поведения.

Довольно так и часто таким семьям приходится прибегать к услугам психологов, психотерапевтов, социальных служб. Чаще всего во время подросткового периода в момент, когда у детей возникает возможность найти другие формы реализации, когда его самосознание начинает расти в ускоренном темпе и мнение родителей теряет свой былой авторитет а на его место встает мнение сверстников происходит обострение противоречий между родителями и детьми.[37,с.28]

Родители могли бы справится с этими проблемами при определенных условиях. Но представление родителей о «хорошем» ребенке как о «удобном» и в результате желание родителей подогнать его под определенный стандарт приводит к внутрисемейному конфликту. К сожалению, в школе, так же как и в семье часто существует такая проблема при обучении ребенка. Так как учителя не всегда готовы учитывать индивидуальность ученика. А это в свою очередь является причиной школьной дизадаптации [34,с.168]. (Отделением помощи семье и детям в Аргаяшском районе выявлено семей, находящихся в социально-опасном положении: 2013г.- 65 семей, из них 106 детей, 2014г.- 53 семей, из них 85 детей.)

3) Школьная дизадаптация.

Школа переживает сложные времена. Большое количество учеников, нехватка специалистов в результате ведет к увеличению конфликтов между учителями и учениками что ведет к падению успеваемости. Школы зачастую ставят своей основной целью поддержание дисциплины любыми возможными средствами, которых осталось не много нежели приоритет воспитательной функции.

Довольно так и часто отношение учителя к ученику находит свое отражение в успеваемости ученика по предмету. Это к падению авторитета школы и вообще значимости обучения. А плохое поведение и плохая успеваемость в школе приводит к семейным конфликтам, что в свои очередь способствует образованию отчуждения между детьми и родителями.[21,с.250]

Школьная дезадаптация обладает своими причинами:

Отсутствие положительной учебной мотивации в результате конфликта между учителем и учеником, одноклассниками другие.

Ограничение в интеллектуальном развитии детей (социально-педагогическая запущенность). [34,с.179]

4)Особенности семейного воспитания (гмперопека и гипоопека), воздействие асоциальной неформальной среды.

Данной причине приписывают невероятно большое воздействие на несовершеннолетних. И это довольно так и просто объяснить - на улицах довольно так и много спокойно шатающихся неформалов самых разных групп и они заметно выделяются среди толпы.

Но вовсе не каждая группа является действительно асоциальной, зачастую в глазах родителей отличие от других считается асоциальным, хотя это вовсе не так. В основном уход в неформалы становится следствием сложившихся семейных отношений. В последнее время существует много семейных конфликтов на почве ценностных не совпадений. [54.с.115]

Большинство родителей отвергают любые иные ценности, кроме тех, кроме тех которыми они пользовались в своей жизни. Впоследствии они отвергают не только негативные, но и позитивные ценности в жизни своих детей такие как: ценность личности свободу самовыражения, самореализации и другие. А в результате получают неуправляемого подростка стремящегося ко всему, что отвергнуто ими, вне зависимости от того что хорошо и что плохо. Таким образом, в современном обществе все, что когда то считалось, фактом стабильности семьи ценностная определенность родителей сейчас является фактором риска: ригидность, нетерпимость.[34,с.106]

ПДН ОМВД России по Аргаяшскому району были составлены административные протокола по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ: 2013г.- 67, 2014г.-78, 2015г. - 15.

5)Причины социально-демографического характера.

К причинам данной категории относят низкий материальный уровень, неполные семьи, многодетность, при отсутствии в таких семьях химической зависимости и явной асоциальности. Разумеется, перечисленные факторы увеличивают шансы для возникновения всевозможных семейных дисфункций. Но зачастую в таких семьях создаются идеальные условия для развития детей, и они вырастают достойными людьми.

Но довольно так и часто старания матери-одиночки или родителей уходят в пустую. Иногда не хватает знаний, опыта, опыта и знаний. И при таких условиях пока обострение не вызвало другие проявления дизфункции семьи необходима своевременная помощь.[38,с.136] Наиболее ярко это наблюдается среди матерей-одиночек.

При этом только в каждой второй семье проблема дизфункции заключается в проблеме алкоголизма и других асоциальных проявлений. В большинстве случаев развития алкоголизма является распад семьи, трудности, связанные с социальной незащищенностью матерей одиночек.

Однако в тех семьях, в которых матери пытаются добросовестно выполнить свои обязанности, дизфункция проявляется в других формах: гипо и гиперопека, попустительство, авторитарность. Довольно так и часто у матерей одиночек возникают проблемы с устройством на работу в установлении социальных связей.[19,с.453]

6) Факторы социальной дезадаптации несовершеннолетних.

Противоправное поведение несовершеннолетнего представляет собой результат социальной дизадаптациии, причины, которой в свою очередь связаны с негативными факторами различного уровня:[34,с.113]

Микроуровень. Отклонения в ранней детской социализации с накопленным негативным опытом (асоциальная конфликтная семья)[54.с.118]

Мезоуровень. Предпочтение криминальной среды, отчуждения от социального благополучия сверстников, школьного, иногда производственного коллектива, общественных организаций. Причинами такого поведения подростов обычно становиться две группы особенностей: страх либо агрессия. Агрессия проявляется в потребности во власти, превосходстве над другими, а выражается в нападении на других. Такие люди являются лидерами по натуре, очень активные, высокомерные, подвижные склонные к реакциям аффекта, вследствие недостатка воспитания и слабой воли.

Страх находит свое выражения ровно как эмоция в ситуациях кажущейся или действительной опасности для жизни индивида. Руководствующиеся страхом подростки, выступают в качестве ведомых асоциальными лидерами тупых исполнителей. Их довольно так и просто подчинить, уговорить. Подростки, обладающие низкой самооценкой и в следствии потребностью в лидере и находящие его среди агрессивных сверстников.[54.с.98]

Макроуровень. Социально-экономическая ситуация в стране: межнациональные конфликты, политическая нестабильность, обнищание, безработица. Ситуация пропаганды индивидуализма и бездуховности, отсутствия государственной идеологии.[23,с.63]

7) Негативные факторы микроуровня.

Причины социальной дезадоптации детей заключаются в условиях социального развития личности и, в большей своей части в условиях семейного воспитания.[54.с.123]

Социальная дезадоптация, отчуждение от воспитанников, причина этого заключается в последствиях испытанной в детстве, депривации. Отсутствие эмоционально теплых отношений, из-за того что родители плохо заботились о своих детях, отвергали их, не любили их и даже жестоко обращались с ними. А чем меньше заботы, любви и ласки получает ребенок, тем медленнее формируется его личность. А в результате это проявляется, в сенсорном голоде (образуется недостаток чувств, ощущений), недоразвитость высших чувств, связанных с нравственностью: совесть, долг, нарушение психики, интеллектуального развития. Равнодушие, недружелюбие грубость родителей (самых близких и важных для ребенка людей) создает у него чувство незащищенности, причину, что бы считать окружающий мир враждебным, предполагать, что чужой человек может причинить ему еще больше неприятностей и огорчений.[34,с.123]

Таким образом, закладывается личностная позиция человека отчуждения окружающих, окружающей среды, ожидание угрозы с ее стороны, ее не понимание. Впоследствии состояние неприязни подозрительности, недоверия уверенности, страх перед людьми, ощущение своего одиночества.

А впоследствии для того что бы избежать жесткости родителей дети вынуждены искать другие способы защиты, пытаясь как то приспособиться к трудным ситуациям. Лицемерие, лож, хитрость, чаще встречаются среди них.

Со временем эти особенности становятся основными принципами приспособленчества, беспринципности, низости и других пороков. При явном отвержении родителями своего ребенка, его озлобленность против них сохраняется на всю жизнь. Ребенок сильно ожесточается, сам становится агрессивным, грубым циничным не считается с чувствами других.[19,с.369]

8)Негативные факторы мезоуровня.

Между преступностью и неуспеваемостью можно выделить четкую связь. В связи с отсутствием успехов в школе, подросток меняет свои ценностные ориентиры и ставит цели, которые в его ситуации кажутся гораздо достижимее на передний план. Так как неуспеваемость в школе зачастую сопровождается конфликтами с родителями, отказ от школы влечет за собой и отказ от основных норм принятых обществом, интеллектуальную несостоятельность, и ему гораздо легче психологически быть хулиганом, чем дураком, что в свою очередь закладывает зачатки деликтивного поведения. [50,с.4]

В результате оказавшись ни кому не нужными и вытолкнутыми на улицу, они объединяются в группы в которых они могут самореализоватся, получить признание и поддержку, общаться на равных не боясь оценки или критики. Нарушения в сфере межличностных отношений со сверстниками и взрослыми приводит к тому, что у подростков парализуются основные механизмы социализации, и в последствии ведущие к формированию неправильного представления о себе, своем «Я-образе».

У подростков происходит ассоциация себя негативными образцами поведения, эталонами, асоциальная идентификация. В следствии негативного влияния их окружения, у них происходить идентификация с негативной микросредой, формирование негативных устремлений, установок и норм. Происходит формирование асоциальной личности, устанавливаются предпосылки принадлежности к асоциальной группе, в которой они и совершают в дальнейшем преступления.[34,с.129]

У подростков образуется чувство оторванности и изолированности от других людей, социальной неполноценности. Они испытывают проблемы в труде, учебе, межличностном общении, и впоследствии вместо реального преодоления своих трудностей они уходят в асоциальную среду. А в результате это дает возникновение у них чувства повышенной тревожности, социального подавления и угнетения и впоследствии приводит к формированию заниженной или завышенной самооценки. Поиску оптимального круга общения, уходу из социально-полезных групп.[43,с.640]

9) Негативные факторы макроуровня.

Условия необходимые для становления личности в современном обществе сильно изменились. Снижение жизненного уровня большинства семей, социальное расслоение общества, деморализующие ценности, навязывание СМИ:

В настоящие время телевиденье, кино, а порой и общественно-политические отношения предлагают подросткам, которые в результате их реализации неизбежно приведут к проблемам с семьей, со школой, а так же с законом. Герою современных кинофильмов, романов обладающего «супер силой», «крутому», готовому на любую авантюру, ничего не стоит ограбить, обмануть, уколоться, для него все безнаказанно, «все возможно» и все довольно так и просто.

А в результате подросток воспринимает за норму такое патологическое, безнравственное поведение личности, стремящиеся к роскоши, приключениям, власти, быстрому успеху любой ценой. Материального достатка как высшей ценности, получения прибыли любой ценной, культа потребительства при этом разрушая такие понятия как взаимопомощь, человечность гуманное отношение к другому человеку.[34,с.150]

В связи с выше перечисленым возникает необходимо определить основные задачи и принципы правоприменительной деятельности в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и выработать понятийно-категориальный инструментарий, который используют в своей деятельности субъекты системы профилактики безнадзорности правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия.

Деятельность по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних основывается на следующих принципах:

  • 1) гласность;
  • 2) законность;
  • 3)гуманное обращение с несовершеннолетним;
  • 4) демократизм;
  • 5) историческая преемственность;
  • 6) приоритет воспитательных профилактических мер над репрессивными;
  • 7) защита прав и интересов несовершеннолетних;
  • 8) поддержка семьи и взаимодействие с ней.[22,с.14]

На основании этих принципов можно выделить и основные задачи, стоящие перед государственной системой профилактики правонарушении и безнадзорности несовершеннолетних:

  • а) предупреждение беспризорности, безнадзорности, антиобщественных действии и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение способствующих этому причин и условий;
  • б) обеспечение защиты законных интересов прав и несовершеннолетних. По нашему мнению, данная задача имеет особое значение, так как в современном обществе интересы подростка довольно, так и часто подвергаются нарушению, но несовершеннолетние, из-за своей неосведомленности, не способны самостоятельно их защитить;
  • в) реабилитация несовершеннолетних (социально-педагогическая реабилитация), оказавшихся социально опасном положении;
  • г) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий и преступления.[44,с.368] Зачастую несовершеннолетние совершают свои первые правонарушения в группах в составе которых присутствуют совершеннолетние лица;
  • д) обеспечение всесторонней поддержки детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей из малообеспеченных семей, развитие семейных форм устройства детей оставшихся без попечения родителей и детей-сирот;
  • е) решение проблем социального сиротства, трудоустройства, занятости несовершеннолетних и профессиональной подготовки;
  • ж) создание комплексной системы раннего выявления наркотической и алкогольной зависимости подростков, своевременной лечения и диагностики их заболевания в специализированных лечебных центрах для несовершеннолетних, а так же определенных мер по пресечению фактов распространения алкогольной продукции, табачных изделий и наркотиков в ночных клубах, школах, на дискотеках.

В Аргаяшском районе оказались без попечения родителей: 2013г.- 31детей, 2014г.- 23 детей, 2015г.- 8 детей, а так же в лишены родительских прав: 2013г.- 23 родителя (43детей).

Как вывод можно сказать что существует множество различных факторов оказывающих негативное влияние на несовершеннолетних.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Проблемы правового регулирования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Введение1. Общая характеристика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних1.1 Причины и условия, способствующие совершению правонарушений несовершеннолетними1.2 Органы, осуществляющие профилактику правонарушений несовершеннолетних2. Деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и заушите их прав2.1 Правовой статус подразделений по делам несовершеннолетних2.2 Административно-предупредительные меры, применяемые подразделениями по делам несовершеннолетних в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних2.3 Меры административного наказания, применяемые к несовершеннолетним и их законным представителям3. Деятельность КДН и ЗП в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних3.1 Полномочия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав3.2 Организация деятельности комиссииЗаключениеБиблиографический список