Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Политология arrow Идеологический дискурс в кинематографическом тексте

Идеологический дискурс в кинематографическом тексте


Взаимодействие идеологий на политическом пространстве обозначается в науке понятием «идеологический дискурс». Причем идейные контакты разнообразных доктрин и программ, как правило, развиваются в двух направлениях. С одной стороны, идеологии прежде всего пытаются очертить отношения со своими наиболее ярыми противниками, контакты с которыми формируются на принципах дистанцирования, взаимной закрытости друг от друга и острой полемики. В конечном счете такой «диалоговый» режим дискурса ведет к усилению политической напряженности. С другой стороны, идейные контакты сторонников тех или иных идеологий с более приемлемыми по политическим соображениям конкурентами и партнерами предполагают возможность сближения и даже заимствования ими друг у друга тех или иных программных, теоретических положений, требований, лозунгов и т.д. Такие связи обогащают содержание идейных систем и в конечном счете предполагают синтезирование, объединение родственных или близких по духу доктрин, что не может не укреплять политическую стабильность и порядок в обществе.

Идеологический дискурс поддается расшифровке с помощью разных инструментов. Одним из таких инструментов является кинематографический текст. Мы рассмотрим идеологический дискурс фашистской Германии с позиции советского человека на примере фильма «Титаник» 1943 года.

Киноиндустрия является по праву мощным механизмом влияния на массы и эффективным каналом пропаганды. С помощью пропаганды фашистская идеология во главе с Гитлером мощно укоренилась в сознании населения и этот механизм влияния в различных их проявлениях использовался на протяжении всего времени существовании этой идеологии. Так, С 30 января 1933 года ни одна другая отрасль промышленности не испытывает такого пристального внимания партии и правительства, как кинематограф. В принципе мы можем этим гордиться. Сам фюрер повторял в беседах с деятелями кинематографа слова о своей привязанности к кино, при такой любви фюрера и его министра пропаганды к кинематографу не может показаться странным, что партия и государство объявили его народным и культурным достоянием -- писал Оскар Кальбус в книге «О становлении немецкого киноискусства».

В 1940 году, когда Германия завоевала большую часть Европы и готовилась к войне с Англией, министр пропаганды Йозеф Геббельс предложил снять фильм «Титаник», А. Гитлер одобрил постановку. Идею создания этого фильма Й. Геббельсу подкинул режиссер Харальд Брат. Фильм должен был стать шедевром кино и превзойти все до сих пор созданные в Германии фильмы.

Кинофильм «Титаник» был задуман как важное оружие пропаганды в борьбе с Англией, чтобы запятнать ее имя как великого государства. Согласно плану, Германия должна была захватить Англию и демонстрировать фильм «Титаник» жителям этой страны, чтобы показать, насколько прогнила ее финансовая верхушка, так же представить нацистскую Германию как страну, которая пришла в Англию, чтобы побороть ее полностью. идеологический политический фашистский советский

Перейдя непосредственно к данному заданию, нужно заметить, что в конкретно этом фильме пропаганда направленная не на Адольфа Гитлера, Третий Рейх или национал-социализм как идеологию, а конкретно на дискредитацию капитализма в Великобритании за свою «прогнившую» экономическую систему в которой остался только один честный немец.

История фильма начинается с того, что владелец судоходной компании «White Star Line», которой принадлежал «Титаник», Брюс Исмей собрал других акционеров и сообщил им о том, что они обогатятся после первого рейса «Титаника», поскольку пароход намерен побить мировой рекорд по пересечению Атлантического океана, но для этого нужно продавать акции компании. С данного момента советский зритель могут слышать новые для него слова - которые не встречаются и которых не может быт в советской идеологии, такие как: акционеры, акции, биржа и манипуляции которые можно проводить с акциями (покупать/продавать), и так же их состояния падения и роста. Зритель понимает, то что ради обогащения главный антигерой готов на хитрые махинации со своими же коллегами.

Попадая на борт Титаника советский зритель может наблюдать четкую ранжированною иерархию социального класса, который на прямую зависит от количества владеющим экономическим капиталом. На этом фоне проходит четкая граница разделения на классы, на привилегированный и низший. Это заметно по внешним атрибутам, отношению персонала, а так же качества путешествия на этом корабле, первый класс путешествует с комфортом, проживая в роскошных апартаментах, имеет слуг, а низший класс на предпоследних палубах, в тесных не как не оформленной каюте.

Так для советского зрителя у которого идеология построенная на социальном равенстве всех граждан может возникнуть чувство несправедливости в распределение экономических ресурсов. При этом формируется определенное отношение к такому социальном строю.

Показывается четкое отношение к деньгам с диалогов персонажей следует что: - «Деньги - это власть, а власть - это то средство, к которому Вы стремитесь, как бы то ни было».

В данном фильме, кроме одного персонажа - немца, нет ни одного полностью положительного героя. Помимо главного героя и антигероя, в фильме присутствует ряд второстепенных, но не менее важных в идеологическом плане действующих персонажей. Они как правило усиливают всю меркантильность существующего режима - власти денег или обогащения.

На второй же план отходит проявление любви и заботы к друг другу, которое характерно только для низших слоев населения, а для буржуа характерный холодный расчет.

Ради наживы главный антигерой способен не только на лесть и предательство своих коллег, как уже говорилось ранее, но самое главное в том что зная об вероятной опасности в виде айсбергов, которые можно обойти снизив скорость судна, он отдает приказ капитану не снижать скорости. Капитан, находиться в той ситуации в которой влияние и финансовое состояние Брюса Исмейна не позволяет поступить правильно и исполнят роковой приказ человека ослепленной только жаждой наживи вопреки здоровому смыслу.

Возвращаясь к единственному горою этого фильма, который является немцем - воплощением правильности, честности, мужественности, отваги, человека нарушая социальную систему. Так фильм герой является первым заместителем капитана, единственный человек на судне который не слушается приказам элиты, пытается повлиять решения на Брюса Исмейна для изменения скорости и избежание катастрофы, спасает ребенка запертого в каюте тонущего корабля и выступает на суде против Брюса Исмейна обвиняя его в крушении корабля и гибели 1500 человек по его вине.

Так, немец, и немецкая идеологическая система показана как примере и лучший вариант над существующей в Великобритании. Самое яркое подтверждение этому служит суд который проходит после трагической катастрофы на Титаники, где морской суд признает полную вину за произошедшее за капитаном судна и только за ним: - «На судне, приказы отдать только капитан. В этом случае, поэтому, роковой ошибкой, стали просчеты капитана, и только капитана». А поведение президента Имея не может считаться преступным и поэтому он был оправдан судом присяжных.

Такими заключительными словами заканчивается фильм: «Смерть 1500 людей остаются неискупленными, в знак вечного обвинения в Английской жажды наживы».

В данном фильме хотели показать негативные стороны капиталистической системы, для того что бы дискредитировать ее в глазах немецких граждан, подчеркнуть господство и «правильность» их государственного строя. Так как фильм был снят в военные годы он предназначался для ведения антибританской пропаганды, где дискредитировался не только в ряди своих союзников но и вряд оппонентов негативное восприятие этой страны. Где только ценны деньги, а деньги - это власть - это идеал. В восприятии этой киноленты советским человеком такое государственное устройство было ему чуждо, и еще больше бы укоренил в сознании населения отрицательное отношение к капиталистам. Так же пропагандируется неэффективность судебной реформы и безнаказанность высшего класса. Где антиподом плохой капиталистической системы выступает - национал-социалистическая система Третьего Рейха. Так же, советским зрителям после просмотра данного фильма Великобритания воспринимается как общество с неравным социальным положением что приводит к появлением расслоению что приводит к классовости в обществе что так же не характерно для советской идеологии, где все должны быть равны. Так как, единственным героем является представитель Германии, в котором собран все положительный качества и сам герой выделяется из всего фильма, этот ход рассчитан на положительное восприятия и сопереживание этому персонажу. Поэтому в восприятии четко реализуется замысел Англия - плохая страна во всех смыслах, а к Германии пронизываешься положительными чувствами, таким образом в глазах зрителя и где-то на подсознание отлаживается образ Германии в положительном свете.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Банковское дело
Бухучет и аудит
География
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Охрана труда
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Техника
Товароведение
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее