Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Политология arrow Информационная безопасность Республики Беларусь

Информационная безопасность Республики Беларусь


Введение

Информационная безопасность государства - это состояние сохранности информационных ресурсов государства и защищённости законных прав личности и общества в информационной сфере.

В современном социуме информационная сфера имеет две составляющие: информационно-техническую (искусственно созданный человеком мир техники, технологий и т. п.) и информационно-психологическую (естественный мир живой природы, включающий и самого человека). Соответственно, в общем случае информационную безопасность государства можно представить двумя составными частями: информационно-технической безопасностью и информационно-психологической безопасностью.

Информационные процессы лежат в основе всех эволюционных изменений окружающего нас мира, поскольку информация есть всеобщее свойство материи. Происходящие в настоящее время процессы преобразования в политической жизни и экономике Республики Беларусь оказывают непосредственное влияние на состояние информационной безопасности.

Современное развитие информационных технологий опережает технологии обеспечения их безопасности. Именно в настоящее время уполномоченными государственными органами готовятся и последовательно вводятся в действие ряд нормативных правовых актов.

личность беларусь политический безопасность

1. Информационная безопасность Республики Беларусь

Под информационной безопасностью понимается состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключаются:

во-первых, в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития;

во-вторых, в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в :

обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия.

Интересы государства в информационной сфере заключаются:

в создании условий для гармоничного развития информационной инфраструктуры,

в безусловном обеспечении законности и правопорядка,

в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Процесс поступательного формирования Республики Беларусь, как сильного и процветающего государства, невозможно рассматривать вне контекста развития новых общемировых тенденций и реалий. Нельзя не заметить, что только в последние десятилетия значительному изменению подверглись способы производства, межгосударственные отношения, объемы потребления и механизмы распределения материальных благ. Коренным образом изменилось и мировоззрение людей. По своему значению и характеру воздействия на общество этот переход сравним с новой всемирной промышленной революцией. Фактически речь идет о реализации новой промышленной революции, получившей название "информационной", которая приведет к созданию информационного общества. Уровень развития информационного пространства общества определяющим образом влияет на процесс функционирования государственных институтов, экономику, обороноспособность, во многом определяет вопросы внешней и внутренней политики.

Информационные процессы лежат в основе всех эволюционных изменений окружающего нас мира, поскольку информация есть всеобщее свойство материи. Любой предмет в окружающем мире обладает информационными свойствами. Любой процесс производства материальных благ, является процессом информационного взаимодействия. Как уже указывалось, наличие четко очерченной информационной инфраструктуры, на современном этапе приобретает значение основного государственно образующего признака. Организация института государства предполагает наличие различных системообразующих признаков, где одним из основных является централизация управления, реализуемого в целях обеспечения свободного развития личности и общества.

Происходящие в настоящее время процессы преобразования в политической жизни и экономике Республики Беларусь оказывают непосредственное влияние на состояние информационной безопасности, и как следствие - на состояние национальной безопасности Республики Беларусь. При этом возникают принципиально новые факторы, которые необходимо учитывать при оценке реального состояния информационной безопасности и определения ключевых проблем в этой области.

Факторы, подлежащие учету при оценке состояния информационной безопасности, с достаточной степенью условности, можно разделить на социально-политические, экономические и организационно-технические.

Социально-политическими факторами являются:

изменение геополитической обстановки, вследствие фундаментальных перемен в различных регионах мира, сведение к минимуму вероятности мировой ядерной и обычной войн;

информационная экспансия стран с развитыми экономическими системами, осуществляющими глобальный мониторинг политических, экономических, военных, экологических процессов, распространяющих информацию в целях получения односторонних преимуществ;

активизация деятельности спецслужб иностранных государств по добыванию сведений, составляющих государственные секреты Республики Беларусь;

реализация конституционной реформы на основе принципов демократии, законности, информационной открытости;

преодоление децентрализации системы государственного управления, преобразование в системе обеспечения безопасности страны;

нарушение информационных связей между государствами - участниками СНГ;

низкая общая правовая и информационная культура населения республики;

рост числа преступлений в информационной сфере, в том числе в отношении кредитно-финансовых учреждений.

Среди экономических факторов, наиболее существенными являются:

включение информационной продукции в систему товарных отношений;

переход экономики Республики Беларусь на недостаточно регулируемые рыночные отношения в экономике, появление множества коммерческих структур (в том числе и с участием зарубежного капитала) - производителей и потребителей информации, средств информатизации и защиты информации;

критическое состояние отечественных отраслей промышленности и науки, разрабатывающих и производящих средства информатизации и защиты информации;

неконтролируемое расширение сотрудничества с зарубежными странами в развитии информационной инфраструктуры Республики Беларусь.

Из организационно-технических факторов, определяющими являются:

бессистемность, непоследовательность развития и недостаточная разработанность нормативно-правовой базы в сфере информационных правоотношений, в том числе, в области обеспечения информационной безопасности;

слабое регулирование государством процессов функционирования и развития рынка средств информатизации, информационных продуктов и услуг в Республике Беларусь;

широкое использование в сфере государственного управления и кредитно-финансовой сфере незащищенных от утечки информации импортных технических и программных средств, предназначенных для хранения, обработки и передачи информации;

возрастание объемов передачи информации, циркулирующей по открытым каналам связи, в том числе по сетям передачи данных и межмашинного обмена.

В настоящее время определяющим фактором для информационной безопасности республики является активное внедрение информационно-телекоммуникационных технологий на основе компьютерной техники во все сферы жизнедеятельности общества, в первую очередь в республиканские органы государственного управления и кредитно-финансовую сферу, представляющие собой совокупность программных, технических и организационно-экономических средств, объединенных структурно и функционально для решения задач передачи и обработки информации.

По уровню информатизации, какими бы показателями мы ее не измеряли, Республика Беларусь катастрофически отстает от ведущих и даже некоторых развивающихся стран мира.

Установление единых требований защиты информации, подлежащей охране в соответствии с законодательством, а также внедрение установившихся практик обеспечения информационной безопасности в форме государственных нормативных правовых актов позволяет сэкономить издержки и повысить состояние защищенности личности, общества и государства.

Современное развитие информационных технологий опережает технологии обеспечения их безопасности. Именно в настоящее время уполномоченными государственными органами готовятся и последовательно вводятся в действие ряд нормативных правовых актов.

Особое внимание следует обратить на две ключевые даты - 18 октября 2013 г. и 1 января 2014 г.

Первая дата: 18 октября 2013 года вступил в действие Указ Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2013 г. № 196 «О некоторых мерах по совершенствованию защиты информации». Указ определяет типы объектов, на которых осуществляется техническая и криптографическая защита информации.

Во исполнение требований данного Указа введен в действие ряд положений приказами Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 26 августа 2013 г. № 60 и от 30 августа 2013 г. № 62:

Положение о порядке технической защиты информации в информационных системах, предназначенных для обработки информации, распространение и предоставление которой ограничено, не отнесенной к государственным секретам.

Положение о порядке криптографической защиты информации в государственных информационных системах, информационных системах, предназначенных для обработки информации, распространение и предоставление которой ограничено, не отнесенной к государственным секретам, и на критически важных объектах информатизации.

Положение о порядке аттестации систем защиты информации информационных систем, предназначенных для обработки информации, распространение и предоставление которой ограничено, не отнесенной к государственным секретам.

Положение о порядке проведения государственной экспертизы средств технической и криптографической защиты информации.

Вторая дата: 1 января 2014 года вступает в действие технический регламент Республики Беларусь «Информационные технологии. Средства защиты информации. Информационная безопасность», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2013 г. № 375. Регламент устанавливает обязательные требования информационной безопасности и процедуры подтверждения их соответствия для средств защиты информации.

Согласно регламенту устанавливается две формы подтверждения соответствия: в форме сертификации и декларирования соответствия.

При этом подтверждению соответствия требованиям информационной безопасности путем сертификации подлежат средства защиты информации, которые будут использоваться для:

технической защиты государственных секретов;

создания систем защиты информации информационных систем, предназначенных для обработки информации, распространение и предоставление которой ограничено;

создания систем безопасности критически важных объектов информатизации;

обеспечения целостности и подлинности электронных документов в государственных информационных системах.

Технологии защиты информации и информационной безопасности идут следом за информационными технологиями. Все чаще мы должны обеспечить защищенность продуктов и систем зарубежного производства, о которых нам известны только их потребительские характеристики.

Упомянутый выше регламент устанавливает базовые требования информационной безопасности к средствам защиты информации. Потребительские функции средств защиты информации определяются в зависимости от назначения и условий эксплуатации объекта защиты. Как правило, показатели и нормы защищенности информации закрепляются на национальном уровне. В связи с этим требования к функциям защиты средств защиты информации устанавливаются в национальных стандартах.

Наказания за преступления против информационной безопасности впервые были юридически закреплены в Уголовном кодексе Беларуси в 1999г. Развитие информационных технологий привело к видоизменению старых и появлению совершенно новых форм преступлений, связанных с использованием компьютерной информации и различных компьютерных систем. Официальная статистика свидетельствует о росте количества преступлений, выявленных в этой сфере. Так, если за 2012 г. выявлено 2040 преступлений в сфере высоких технологий, то за 2013 г. - 2558.

Некоторые эксперты полагают, что нарушение безопасности при проникновении в компьютеры других людей, кража персональных данных в Беларуси могут пока не регистрироваться. Статистику по этим преступлениям трудно оценить, так как из-за малочисленности данные подаются не по каждому преступлению, а по целой главе Уголовного кодекса об информационной безопасности. Кроме того, недостаточно разработана правоприменительная практика фиксации совершенных онлайн-преступлений, а жертвы подобных преступлений зачастую не обращаются за помощью к правоохранительным органам.

В уголовном праве Беларуси закреплена ответственность за ряд преступлений против информационной безопасности (Глава 31 УК РБ). К преступлениям, связанным с использованием компьютерных средств (подлог и мошенничество, совершенные с использованием компьютерных технологий) в Уголовном Кодексе Республики Беларусь относят хищение путем использования компьютерной техники (Ст. 212);причинение имущественного ущерба без признаков хищения (Ст. 216, путем модификации компьютерной информации); ряд составов, которые включают хищение (Ст. 294, 323, 327, 333). Третья группа преступлений включает преступления, связанные с содержанием компьютерных данных: детская порнография, нарушение авторского права. В Беларуси установлены широкие запреты в отношении всех порнографических материалов. В отношении нарушений авторских прав с использованием компьютерных технологий уголовное право Республики Беларусь не предусматривает каких-либо специальных норм. Некоторые из рассмотренных составов преступлений имеют свои аналоги в Кодексе об административных правонарушениях (Статья 22.6 КоАП РБ. Несанкционированный доступ к компьютерной информации; cтатья 10.7 КоАП РБ. Причинение имущественного ущерба).

В соответствии с Концепцией национальной безопасности основными факторами создающими угрозу безопасности Республики Беларусь в информационной сфере являются:

Распространение недостоверной или умышленно искаженной информации, направленное на разрушение общественного согласия, духовных и нравственных ценностей общества, а также возбуждение национальной и религиозной вражды, социальной розни.

Зависимость информационной инфраструктуры Беларуси от импорта зарубежных информационных технологий, средств и систем информатизации, связи и программного обеспечения.

Недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами в области информационных технологий и защиты информации. Выезд на постоянное место жительства за рубеж высококвалифицированных специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.

Несоответствие информационного обеспечения государственных и общественных институтов современным требованиям управления экономическими, политическими и социальными процессами.

Недостаточное развитие государственной системы лицензирования, сертификации продуктов и систем информационных технологий и аттестации объектов информатизации в соответствии с требованиями информационной безопасности. Использование при создании и модернизации национальной инфраструктуры несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации и связи.

Рост числа преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий. Несанкционированная разработка и распространение программ, нарушающих функционирование информационных систем и сетей связи.

Отсутствие эффективной системы обеспечения сохранности открытой информации, в том числе представляющей интеллектуальную собственность.

В информационной сфере внутренними источниками угроз национальной безопасности являются:

распространение недостоверной или умышленно искаженной информации, способной причинить ущерб национальным интересам Республики Беларусь;

зависимость Республики Беларусь от импорта информационных технологий, средств информатизации и защиты информации, неконтролируемое их использование в системах, отказ или разрушение которых может причинить ущерб национальной безопасности;

несоответствие качества национального контента мировому уровню;

недостаточное развитие государственной системы регулирования процесса внедрения и использования информационных технологий;

рост преступности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

недостаточная эффективность информационного обеспечения государственной политики;

несовершенство системы обеспечения безопасности критически важных объектов информатизации.

И внешними источниками угроз национальной безопасности являются:

открытость и уязвимость информационного пространства Республики Беларусь от внешнего воздействия;

доминирование ведущих зарубежных государств в мировом информационном пространстве, монополизация ключевых сегментов информационных рынков зарубежными информационными структурами;

информационная деятельность зарубежных государств, международных и иных организаций, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам Республики Беларусь, целенаправленное формирование информационных поводов для ее дискредитации;

нарастание информационного противоборства между ведущими мировыми центрами силы, подготовка и ведение зарубежными государствами борьбы в информационном пространстве;

развитие технологий манипулирования информацией;

препятствование распространению национального контента Республики Беларусь за рубежом;

широкое распространение в мировом информационном пространстве образцов массовой культуры, противоречащих общечеловеческим и национальным духовно-нравственным ценностям;

попытки несанкционированного доступа к информационным ресурсам Республики Беларусь, приводящие к причинению ущерба ее национальным интересам.

Заключение

Система информационной безопасности создается с учетом особенностей информационных систем и реализуется комплексом согласованных между собой организационных и технических мер, поддерживается соответствующими управленческими решениями. Для создания системы информационной безопасности, в первую очередь, разрабатываются процессы информационной безопасности и только во вторую очередь проектируются и внедряются программно-аппаратные комплексы системы безопасности, служащие для обеспечения процессов информационной безопасности.

Создание системы безопасности является важнейшим звеном в последовательном ряде решений информационной безопасности. Первым и наиболее важным вопросом при создании системы информационной безопасности является оценка требований по безопасности, а также идентификация критичных по безопасности информационных ресурсов защищаемой информационной системы.

Развитие информационных технологий привело к видоизменению старых и появлению совершенно новых форм преступлений, связанных с использованием компьютерной информации и различных компьютерных систем. В уголовном праве Беларуси закреплена ответственность за ряд преступлений против информационной безопасности.

Список использованных источников

  • 1. [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki .
  • 2. [Электронный ресурс]: http://www.lawtrend.org/information-access/blog-information-access/informatsionnaya-bezopasnost-prestupleniya-i-nakazaniya .
  • 3. [Электронный ресурс]: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=14961 .
  • 4. [Электронный ресурс]: http://pravo.kulichki.com/vip/uk/00000026.htm .
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Банковское дело
Бухучет и аудит
География
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Охрана труда
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Техника
Товароведение
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее