Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Маркетинг arrow Рынок телевизионной медиа-рекламы в Арктических регионах России

Рекламные посредники и маркетинговые исследования

Как мы уже отмечали выше, рудиментарность некоторых агентов рынка вовсе не означает, что их функции никто не реализует. Если есть эфирное время, кто-то должен его продавать. Если есть рекламная кампания, кто-то должен ее планировать - даже если план нарисован на салфетке в местном баре. Креативы также кто-то производит. Попытаемся разграничить функции агентов, выпавших из числа участников рынка в регионах арктической зоны России.

В большинстве регионов рынок рекламы захвачен монополистом «Видео Интернешнл», который диктует каналам свою ценовую политику. «Рекламный рынок структурирован не в пользу региональных СМИ - львиную долю рекламы в регионе собирают федеральные телеканалы, реклама на которых продается через олигопольные сетевые рекламные агентства», отмечается в исследовании НИУ ВШЭ Довбыш О.С. Анализ факторов, влияющих на региональный медиарынок России: М., 2011..

Крайний Север здесь - не исключение. Мурманск, Архангельск и даже 30-тысячный Нарьян-Мар продаются через Vi и его дочерние или партнерские организации. Воркуту продает нижегородский офис, в Ноябрьске работает Екатеринбург, а в Норильске - Иркутская «дочка» Vi. На сайте компании в числе продаваемых городов присутствует Якутск, однако получить подтверждение работы компании там нам не удалось. "Видео Интернешнл "Трэнд" - реклама на ТВ и радио При этом местные телекомпании, как правило, продают свои эфирные возможности самостоятельно. Для этого в большинстве из них, даже при государственном способе финансирования, работают собственные отдели продаж.

Следует понимать, что основной рекламодатель региональных телекомпаний - малый бизнес Вырковский А.В., Макеенко М.И. Региональное телевидение России на пороге цифровой эпохи. - М.: МедиаМир, 2014. Если верить данным «РИА-Рейтинга», северные территории в этом плане не просто находятся ниже среднего показателя по России, но и замыкают списки Рейтинг регионов РФ по качеству жизни. // РИА Рейтинг . Между тем, эксперты не в полной мере согласны с такими оценками.

«Малый бизнес развит плохо - по оценкам экспертов. А по-моему, очень даже хорошо. Во всяком случае, любую бытовую услугу можно получить, все делают. А лет 15 назад распечатать фотки, починить обувь, да просто постричься было проблемой! В целом жизнь Анадыря, как города, не так уж сильно отличается от мегаполисов. Полно машин. У нас есть и 3д-кинотеатр, и ледовый дворец, и ночные заведения, боулингикараокесуши. Просто всё компактно на небольшом пространстве», - считает заместитель директора ГТРК "Чукотка" Роман Баданов.

При этом рынок рекламы он оценивает как застойный, но по причинам, не связанным с развитием бизнеса: «С рекламой туго. В первую очередь из-за расценок. Прейскурант утверждает нам Москва, им не понять наших реалий. В то время, как местная газета до краев наполнена рекламными объявлениями, на ТВ свои ролики размещают разве что монстры типа "Билайна" или Сбербанка. Все потому, что газета предлагает гибкие и разумные тарифы. Рекламодатели чаще всего со стороны. Местным слишком дорого, да и "сарафанное радио" куда эффективнее. Периодически появляются фирмы "магазин на диване", время от времени - сотовые операторы и интернет-провайдеры. Банки бывают, косметика, но все это - очень-очень редко и нерегулярно». В целом объем рекламного рынка на Чукотке Роман Баданов оценил в 3 миллиона рублей.

Структура рекламы в арктической зоне Красноярского края немного другая, считает сетевой редактор телеканала «Енисей» Елена Злобина: «Реклама есть в любом случае. В первую очередь это градообразующие предприятия, например, дудинский порт, металлургические предприятия, в основном, «Норникеля». В Туруханском районе у нас существует одна телекомпания - это муниципальная телекомпания «Игарка». Их основной реклмодатель - это порт, это нефтегазодобыча, плюс все телекомпании работают на договорных основах с муниципальными властями. Ну и плюс, есть все равно небольшой рынок, пусть не такой обширный - местные продавцы, предприниматели, малый и средний бизнес. Есть проблема - если в городе есть градообразующее предприятие, все крутится вокруг него, вокруг его социальных программ. В общем-то как обычно».

Участники конференции «Сибирское Медиапространство 2020» в марте 2015 года в Красноярске оценили объем рынка рекламы края в один миллиард рублей. Однако вычленить отсюда арктическую составляющую практически невозможно.

Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, находящиеся внизу таблицы рейтинга развития малого бизнеса, эксперты считают слабыми рынками.

«Рекламный рынок северных (арктических) регионов практически не развит, - уверен кандидат экономических наук, экс-директор телеканала «Север» (Нарьян-Мар) и экс-первый заместитель ОГТРК «Ямал-Регион» Леонид Ефимов. - Тому несколько причин, среди которых можно выделить главные: низкая численность населения при больших затратах на передачу телевизионного сигнала, относительно низкие рейтинги телевизионных и радио компаний, а так же досрочный завоз продуктов и товаров народного потребления. Предпринимателям, осуществляющим завоз продуктов и товаров в период летней навигации не хватает оборотных средств для рекламирования своих товаров, так все свободные денежные средства обычно вкладываются в покупку, транспортировку по воде и хранение товаров. У предпринимателей, занятых в сфере услуг, свободные средства для рекламы обычно есть, но, как правило, устойчивый бизнес в сфере услуг не нуждается в рекламировании, за счет низкой конкуренции или ее отсутствия. У этих предприятий своя, сложившаяся клиентская база».

При этом эксперт обращает внимание на условность «низких рейтингов», так как медиаизмерения в малых северных городах практически не производятся. По его мнению, местные программы проигрывают федеральным в силу кадровой проблемы.

«По тем же самым причинам - отсутствия замеров телевизионной аудитории, и низкой численности населения, федеральные компании с крупными рекламными бюджетами не размещают своих материалов в эфире этих станций. Тем не менее, рекламные бюджеты региональных компаний существуют. Они не столь велики: к примеру, потенциальный бюджет Ненецкого автономного округа на электронные СМИ, я бы оценил в 20 миллионов рублей. Рекламный бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа в 200-300 миллионов (за счет большей численности населения). Это без учета государственного задания. Что касается структуры бюджета, 20% это предприниматели и частный бизнес, порядка 10% население, подающее объявления, остальное PR материалы компаний недропользователей, банков и бюджетных учреждений, закладывающих расходы на информирование населения».

В Архангельской области реклама на федеральных каналах продается через архангельских партнеров петербургской «дочки» Vi - «Медиа Эксперт». Доступны к продаже по словам представителя рекламного агентства «ТВой» Сергея Белого «Первый», «СТС», «НТВ», «Спорт», «Россия 24». Объем рынка телерекламы он оценивает в сто миллионов рублей в год. Другой представитель рекламной индустрии Архангельска, автор рекламно-информационной программы «Торговый ряд» Ольга Шапарова считает рынок довольно застойным: «Всеобщая инертность, мало понимания, что нужна реклама, и зачем она нужна. К нам предприниматели обращаются иногда, размещаются, и к ним выстраиваются очереди - реклама в нашем городе действительно работает. Но потом этот же предприниматель прекращает рекламироваться, поток людей к нему исчезает. И вернуться к нам он не спешит - говорит, денег нет. И сложно объяснить, что они и не появятся, если он о себе не будет заявлять».

Якутск позиционируется как сфера интересов «Видео Интернешнл», однако реквизитов компаний, занятых в сфере продаж эфирных возможностей от лица медиаселлера, на сайте Vi не содержится. Между тем, на официальном сайте республики Якутия содержится информация об организациях, работающих в сфере маркетинговых исследований, опроса общественного мнения. В частности, ГУ «Республиканский информационно-маркетинговый центр», Институт Гуманитарных исследований АН РС, исследовательская группа при БГУЭП, маркетинговые агентства «Константа», «Кюн Дала» и некоторые другие. «Сегмент маркетинговых исследований представлен в качестве сопутствующей услуги в таких непрофильных организациях, как рекламные кампании, кадровые агентства, информационно-справочные службы. В BTL-области также специализируется небольшое число компаний, именующие себя PR-агентствами, это такие компании как «Айдар», «Бренд Мастер», «Пятый сезон», «Idear», "PRosper"», отмечается на сайте Рынок интеллектуальных услуг // Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия) . Однако эти организации сконцентрированы в Якутске, то есть не представлены в арктических улусах республики.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Рынок телевизионной медиа-рекламы в Арктических регионах России