Перспективы развития музейного дела

Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду и бытовой уклад. Технический прогресс, опережая гуманистическое развитие, определяет динамику процессов глобализации. На протяжении всего лишь одной жизни сменяется несколько культурных эпох, глобальный мир требует поиска новых подходов к решению задач сохранения культурной идентичности. На рубеже 20-21-го вв. изменения, произошедшие в мире, определили обращение к институтам, традиционно являющихся хранителями культурных ценностей человечества. Важнейшей задачей этих институтов стал поиск возможностей активного участия в решении проблем глобального мира, поиск путей быстрой реакции на его изменения.

Определяя перспективы развития грядущего столетия, Д.С.Лихачев отмечал, что 21-й век будет веком гуманитарной культуры; сегодня - уже в новом столетии - все более очевидно значение духовной составляющей человека и человечества. Одним из каналов гуманитарной культуры является музей, развитие которого в последние десятилетия связано с обретением своего места в глобальном мире, дальнейшим укреплением его статуса в культуре.

Процессы гуманизации культуры и гуманитаризации образования, определившие поиск инструментов для осуществления новой культурологической парадигмы, задали общие координаты развития музея в пространстве современной культуры. Для того чтобы освоить это пространство и выработать собственную модель его постижения и представления, что для музея особенно важно, он вынужден трансформироваться, изменяться. Современный музей наращивает полифункциональность, притягивает на себя функции клуба, культурного центра, студии. При этом важно подчеркнуть, что, осуществляя многообразие программ, он не теряет исторически присущей ему функции - сохранения и представления материальных памятников, имеющих историко-культурное значение. В меняющихся условиях музеи продолжают оставаться центрами хранения культурного наследия, но, в то же время, превращаются во все более открытую обществу систему, ориентированную на удовлетворение его запросов. В 21-м веке музеи из центров пассивного созерцания истории и культуры превращаются в «живое», развивающееся пространство, «бросают вызов» глобализму.

Можно выделить две сферы реализации функций музея: историческую и актуальную. Оба «лика» музея должны найти себя в 21-м веке, должны быть осмыслены. Исторически присущие музею функции становятся «питательной средой» для реализации инновационных программ, актуальных данному этапу форм работы. Шляхтина Л.М. Музей в глобальном мире: коммуникационные стратегии, 2004.

При анализе такого взаимодействия наиболее эффективным является признанный в современном музееведении коммуникационный подход. Исходным пунктом подобного осмысления феномена современного музея является выработка четких коммуникационных стратегий. В этой связи особенно важно то, что в современном мире сама коммуникативная проблематика предельно обострена.

Для того чтобы выявить коммуникационные стратегии, необходимо определить два положения, два аспекта статуса музея. Во-первых, музей является культурным институтом, обладающими уникальными, специфическими инструментами, то есть культурно-коммуникативной системой. Во-вторых, музей является частью культуры, ее подсистемой, и коммуникационные процессы музея - это часть общекультурной коммуникации. Оба компонента предельно важны для понимания сути музея и музейной деятельности, а также для понимания путей развития музея в новом глобальном мире. Причем динамика развития музея будет определяться взаимодействием двух названных компонентов. Соответственно, важной задачей теоретического музееведения становится построение модели взаимодействия направлений развития специфически-музейной и общекультурной коммуникаций. Очевидно, что частные стратегии музея подчинены общим стратегиям, определяющим место музея в глобальном мире. Успех музея в 21-м веке связан с осознанием неразрывного единства, диалогического взаимодействия глобальных и частных целей коммуникации. Невозможно проанализировать конкретную коллекцию, создать экспозицию, не осознав целей развития конкретного музея и музейного мира в целом, определение которых предполагает анализ общих тенденций развития культуры. Только в этом случае музей способен дать адекватный «ответ», продемонстрировать исторический и актуальный аспекты своего бытования. С другой стороны, уникальность именно музея заключается в том, что глобальные стратегии, обращенные к различным культурным институтам, в процессе документирования и интерпретации получают «свое» уникальное оформление, определяемое особенностями и возможностями данного, конкретного музея, его спецификой. Шляхтина Л.М. Музей в глобальном мире: коммуникационные стратегии, 2004.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >