Инвентаризация готовой продукции

Инвентаризация готовой продукции - инвентаризация изделий, которые прошли все стадии производственного процесса, выдержали все необходимые испытания, соответствуют определенным действующим стандартам и требованиям и сданы на склад. Как правило, инвентаризации проводятся не менее одного раза в год перед составлением бухгалтерской отчетности за отчетный год. Количество и очередность проведения инвентаризаций устанавливается руководителем предприятия. Обязательно проводится инвентаризация: при передаче имущества предприятия в аренду; при выкупе или продаже имущества; при преобразовании государственного или муниципального предприятия; при ликвидации предприятия; при смене материально ответственных лиц; при установлении актов хищения и порчи ценностей; в случае стихийных бедствий, аварий, пожаров и других чрезвычайных обстоятельств: а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Основная задача инвентаризации - это проверка соответствия фактического наличия готовой продукции учетным данным. Инвентаризация проводится специально образованной комиссией с обязательным участием материально ответственных лиц. Инвентаризационная комиссия проверяет фактическое наличие готовой продукции путем обязательного пересчета (перемеривания, перевешивания, сканирования). Результаты инвентаризации записывают в инвентаризационные описи. Инвентаризация осуществляется по каждому наименованию изделия; готовая продукция вносится в инвентаризационную опись по оценке, которая применяется для учета на данном производственном предприятии: по фактической производственной себестоимости, определяемой по сумме всех затрат на ее изготовление или по сумме прямых расходов; по нормативной производственной себестоимости; по учетным ценам; по продажным ценам. Отдельно учитывается готовая продукция, подвергшаяся порче, ненужная, неликвидная, а также поступившая или отпущенная во время проведения инвентаризации.

Если инвентаризация готовой продукции проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранится готовая продукция, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация готовой продукции.

При длительном проведении инвентаризации готовой продукции, в исключительных случаях, и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации, в процессе инвентаризации, готовая продукция может отпускаться материально ответственными лицами. Эта готовая продукция заносятся в отдельную опись под наименованием «Готовая продукция, отпущенная во время инвентаризации». Поступившую во время инвентаризации готовую продукцию заносят в опись «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии. Выявляется готовая продукция, не пригодная к дальнейшему использованию, которая заносится в отдельные инвентаризационные описи. Составляется акт (произвольная форма), в котором указываются причины, приведшие к порче готовой продукции. Акт подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо.

При большом количестве готовой продукции, когда инвентаризация не может быть завершена в течение одного дня заполняется форма ИНВ-2 «Инвентаризационный ярлык». Ярлык заполняется в одном экземпляре и хранится вместе с пересчитанной готовой продукцией по месту её нахождения. Если готовая продукция находится в разных помещениях, то после проведения инвентаризации готовой продукции вход в каждое помещение опечатывается.

После того, как вся готовая продукция в месте её хранения будет пересчитана, собираются ярлыки для заполнения описи по форме ИНВ-3. Все описи подписывают члены комиссии и материально ответственные лица. При выявлении расхождений составляют сличительные ведомости, где отражают результаты инвентаризации.

На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и другие), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами; по отгруженным - копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, веселей и т.д.); по просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций - сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.

Предварительно производится сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету «Товары отгруженные» устанавливается, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых отражена на других счетах, или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути. Составляется «Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути» (форма ИНВ-6). Акт составляется в двух экземплярах на основании документов, подтверждающих нахождение готовой продукции в пути. Один экземпляр передается в бухгалтерию, а второй остается в комиссии. Выявляется готовая продукция отгруженная, но не оплаченная. Составляется «Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных» (форма ИНВ-4).

При этом форма ИНВ-4 заполняется отдельно:

  • - на готовую продукцию отгруженную, срок оплаты которой не наступил;
  • - на готовую продукцию отгруженную, но не оплаченную покупателями в срок;
  • - на готовую продукцию отгруженную, право собственности на которую к покупателю переходит в особом порядке.

В графе 16 «Примечание» по каждой отдельной отгрузке приводится наименование покупателя. Данные сверяются с инвентаризацией расчетов с поставщиками (счет 60) и количеством отгруженной готовой продукцией (счет 45). В случае перехода права собственности на отгруженную готовую продукцию в особом порядке данные для заполнения графы 13 пересчитываются в договорные, контрактные цены. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается у материально ответственного лица.

Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций. В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета. В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.

Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносят в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указывают их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дату принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов. Выявляется готовая продукция, принятая на ответственное хранение. Проверяются договоры, первичные документы, подтверждающие ответственное хранение, акты сверки с поклажедателями и другое. Составляется инвентаризационная опись готовой продукции, принятой на ответственное хранение (форма ИНВ-5). Опись составляется в двух экземплярах. Один экземпляр описи передается в бухгалтерию, второй - остается у материально ответственных лиц. Выявляется готовая продукция, содержащая драгоценные металлы, драгоценные камни, природные алмазы и изделия из них, во всех местах хранения и непосредственно в производстве.

Когда в результате инвентаризации выявляют отклонения от учетных данных, то составляют сличительные ведомости. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Результаты инвентаризации отражают в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете. Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризаций. Выявленные излишки готовой продукции и товаров оценивают, по рыночной стоимости на дату инвентаризации и включают и состав внереализационных доходов. В бухгалтерском учете оприходование излишествующей готовой продукции оформляется проводкой:

Дебет счета 43 «Готовая продукция» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Недостачи и порчи запасов списываются со счетов учета по их фактической себестоимости. При порче запасов, которые могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), последние одновременно приходуются по рыночным ценам с учетом их физического состояния с уменьшением на эту сумму потерь от порчи. Стоимость недостающего имущества списывается в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с кредита счета 43 «Готовая продукция».

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >