Ранние формы религиозного сознания: тотемизм, анимизм, фетишизм

Рассмотрим наиболее примитивные и архаичные формы религии.

Тотемизм обычно определяют как веру в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных, растений, или иных явлений природы. Термин тотемизм заимствован у североамериканского племени ожибвы и означает "род его". Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной социальной группы, и каждый индивид тотемного класса кровным родственником.

Тотемические представления обуславливают определенные ограничения в деятельности и общения: что можно делать, а чего нельзя, с кем можно общаться, а с кем - нельзя.

Первопричиной тотемизма, по мнению Э. Дюркгейма, является признание священного. "Тотемизм - писал он - это не вера в каких-то животных, каких-то людей или какие-то изображения, а в некую безымянную и безличную силу, обитающую в каждом из этих существ, не смешиваясь при этом ни с кем из них. Никто не обладает ею целиком, но все имеют к ней отношение. Она настолько независима от отдельных субъектов, в которых воплощается, что и предшествует их появлению, и живет после них".

Тотемистские верования существует не в виде абстрактных представлений, а в форме системы жизнедеятельности людей, их повседневных поступков, их отношений с окружающей средой, с другими людьми. Важнейшим составным элементом этой жизнедеятельности является тотемическая обрядность. С этой обрядностью связаны все важные этапы в жизни человека: рождение, посвящение, смерти. Поэтому тотемизм нельзя просто рассматривать как совокупность верований и обрядов, а как вторичный социальный институт, производный от института рода. Главнейшие устои рода - неприкосновенность места, недоступность тотемической обрядности для лиц чужой крови, правила половой регламентации, обязательное наследование тотема в мужской или женской линии, устанавливали раз и навсегда контингент лиц, принадлежащих роду.

Таким образом, можно согласить с выводами Э. Дюркгейма, что первопричиной тотемизма является признание священной силы, силы, заимствованной у самого коллектива, сила коллективного начала, превосходящей всех конкретных индивидов.

Но первобытные люди также верили, что носителями таинственной силы могут быть и конкретные предметы - фетиши (от португальского feitico - волшебный, чудодейственный). Отсюда проистекает такая повсеместно распространенная форма первобытной религии как фетишизм.

Фетишем может стать любой предмет, почему-то поразивший воображение человека: камень необыкновенной формы или расцветки, зуб животного, кусок дерева и т.д. Не важно, какой это предмет, важно, что за ним замечено действие какой-то силы.

Одной из разновидностей фетишизма является идолопоклонство. Идол - это материальный предмет, которому придана форма человека или животного. Этот предмет наделяется таинственной силой воздействия.

Еще один из распространенных верований и, связанных с ними символических действий первобытного человека, является анимизм (от лат. anima - душа) - вера в существование духов и души.

Анимизм - это не первоначальная основа религии, некая "прарелигия", а довольно самостоятельная система верований и символических действий. которая, как и все другие верования и действия первобытного человека, тесно соприкасаются с ними. Суть анимизма состоит в признании самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними и их покидать.

Наиболее ранней формой анимизма является вера в духов. Мир первобытного человека населен этими духами. Духи не представляли собой чего-то сверхъестественного, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. Их единственный отличительный признак - способность быть неуловимыми, принимать вид любого предмета, дерева, камня и т.д.

Высшей формой развития анимизма является вера в относительно самостоятельно самостоятельное существование души. Эти души могут быть самой различной природы. Они могут переселяться в других людей и животных.

Таким образом, тотемизм, фетишизм и анимизм характеризуют верования и обряды первобытного человека.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >