Значение цвета в композиции

Компоновать в цвете значит расположить рядом два или несколько цветов таким образом, чтобы их сочетание было предельно выразительным. Для общего решения цветовой композиции имеет значение выбор цветов, их отношение друг к другу, их место и направление в пределах данной композиции, конфигурация форм, размеры цветовых площадей и контрастные отношения в целом. Характер и воздействие цвета определяется его расположением по отношению к сопутствующим ему цветам. Цвет никогда не бывает, одинок, он всегда воспринимается в окружении других цветов. В композиции картины важно также место расположения цвета и направление цветового мазка. Синий цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости оттого, расположен ли он в верхней или нижней части картины, слева или справа. В нижней части композиции синий цвет тяжёл, в верхней же кажется лёгким. Тёмно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяжёлого, неминуемого и грозного, а в нижней - он кажется спокойным и само собой разумеющимся. Жёлтый в верхней части произведения производит впечатление лёгкости и невесомости, в нижней же - он бунтует словно в заточении. Одной из самых существенных задач композиции является обеспечение равновесия цветовых масс. Подобно тому, как коромыслу весов для равновесия нужна точка опоры, так и в картине необходима вертикальная ось равновесия, по обе стороны которой распределяется "вес" цветовых масс.

В композиции целесообразно иметь не более четырех основных цветов. Цвет несёт большую эмоциональную нагрузку. Следует отметить, что, также как и цвет, своей «чувственно-нравственной» выразительной ценностью обладает форма. Выразительные качества формы и цвета должны действовать синхронно, поддерживать друг друга. Как для трёх основных цветов - красного, жёлтого и синего, так и для трех основных форм -- квадрата, треугольника и круга должны быть найдены присущие им выразительные характеристики. Квадрату соответствует красный цвет как цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуется со статикой и тяжёлой формой квадрата. Треугольник - символ мысли и его невесомый характер позволяет сравнивать его в области цвета со светло-жёлтым. Круг -- символ постоянно подвижной духовности. Непрерывному движению круга в области цвета соответствует синий цвет. Восприятие формы предметов, их композиционного строения характеризуются многими особенностями. В их числе значительное место занимает иллюзия оптического восприятия. Человеку свойственно восприятие иллюзии, они обусловлены особенностями оптического устройства зрительного аппарата и психологических процессов восприятия. Оптические иллюзии проявляются в кажущемся изменении размеров и конфигурации предметов. Контрастные цвета от сочетания друг с другом становятся ярче, заметнее один на другом. Один и тот же красный цвет на зеленом фоне смотрится ярко и четко, на оранжевом приглушенно. Теплые цвета приближают предметы, холодные удаляют, при этом предмет, окрашенный в теплые цвета, кажется больше своих размеров, а холодные - меньше.

На светлом фоне все цвета темнеют, а на темном светлеют. Истинная светлота цвета может наблюдаться только на нейтральном фоне средней светлоты. В зависимости от фона ахроматические цвета приобретают кажущуюся цветность. Так, серое пятно на зеленом фоне приобретает розовый оттенок. Хроматические цвета в окружении цветов высокой насыщенности несколько меняют цветовой тон, например, желтый цвет на зеленом фоне становиться слегка оранжевым, а красный в окружении зеленого - более насыщенным. Например, красная точка на разных фонах. Качество красной точки одно, а зрительное восприятие разное. Цвет тесно связан с такими средствами композиции, как пропорция, масштаб, нюанс, контраст. Особенно велика роль цвета для достижения образности формы изделия, то есть он помогает раскрыть сущность вещи, обострить или ослабить характер формы.

Выразительность является воздействующей силой композиции. Основу выразительности составляют контрасты. Без них невозможно воспринимать формы, предметы. Целостность же приводит многочисленные контрасты композиции в такой порядок, при котором предметы воспринимаются в определенном «ранжире» с учетом замысла художника. Идеальная цветовая схема: гармоничная основа с разумным добавлением контрастных элементов. Колорит - система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующая эстетическое единство. Верность колорита определяется соответствием идее, замыслу и функциям произведения, законам гармонии, особенностям вида искусства и материала. Цветовое решение композиции влияет на характер художественных образов произведения искусства. Образы могут быть радостные, грустные, лирические, интимные, героические, эпические и т. д. От замысла зависит характер цветовой гаммы, который может быть декоративным или живописным, теплым или холодным. На композицию влияет и степень колористической выразительности, ее завершенности в произведении. Цветовое решение композиции включает в себя задачи не только цветовые, но и тоновые. Например, в композиции важно, насколько светлы или темны те или иные цвета по отношению друг к другу, т.е. какова светосила того или иного цвета.

Верность натуралистического колорита связана с понятиями обусловленного цвета и константности восприятия. Верность натуралистического колорита определяется взаимосвязанностью светотеневых и цветовых отношений - пропорциональных или контрастных. И в натуре, и в живописи соседствующие тона придают друг другу новое качество. Поэтому каждый тон в живописи верен не сам по себе, а только по отношению к системе остальных цветов, которая должна быть пропорциональна натуре.

Обусловленный цвет - предметный цвет, измененный под влиянием условий среды. Константность восприятия - привычка воспринимать предметный цвет в неизмененном качестве, недооценивая влияние среды, одновременный контраст, рефлексы, освещение. Натуралистический колорит основан на стремлении к полноте и верности цветовой картины мира - пространства, света и тени, материальности предмета и его отношений со средой (для этой цели служат тон, рефлекс, валер, единство цвета и светотени). Валер (фр. valeur - ценность, достоинство) - особое, высокое качество цветового тона, тонкость и мягкость цветовых отношений и переходов, усиливающее ощущение глубины пространства и взаимодействия предметов в световоздушной среде, но не в ущерб материальности. Гамма (гр.) - ряд взаимосвязанных цветовых тонов с одним доминирующим оттенком. Локальный цвет (фр. local - местный) - основной и неизменный цвет окраски предмета или абстрактное цветовое пятно. Локальный цвет, передающий объем, варьируется по светосиле, но лишен важнейших цветовых оттенков, возникающих под воздействием освещения, среды, рефлексов. Сегодня под живописью локальным цветом часто понимают живопись, в которой предмет характеризуется однородным цветовым пятном, иногда лишь слегка измененным разной плотностью кладки. Локальный цвет может в таком понимании и не передавать предметного цвета как характерного признака предмета.

Еще один способ преодолеть натуралистическую повествовательность колорита - придать цвету многозначный смысл. Ассоциация - психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях. Каждый предмет непроизвольно вызывает в нашем сознании определенные ассоциации с другими предметами, событиями, качествами, в том числе изобретательными.

Бразильский карнавал ассоциируется с яркими красками, блеском, динамикой - это те качества, которые закрепляются в зрительной памяти после наблюдения. При этом цветовые ассоциации яркого праздника и научного механизированного сражения во многом схожи. В случае абстрактной композиции без знания названия нелегко дать верное толкование.

Адекватность восприятия - разговор на понятном языке. Работая в жанре ассоциативной композиции, художник рассчитывает на людей своего круга, на коллективного зрителя, который солидарен с ним в оценке предмета или явления, послужившего основой.

Художественная выразительность ассоциативной композиции, состоящей из абстрактного набора цветовых пятен, в еще большей мере зависима от адекватности восприятия автора и зрителя. О цветовой композиции картины необходимо говорить, если цветовой строй образно активен, если нельзя, например, ослабить светлое пятно без повреждения смысла, нельзя взять цвета более дробно без ущерба для смысла (выразительности), нужной акцентировки главного, если нельзя преобладание теплых заменить преобладанием холодных, смягчить или усилить контрасты без ущерба для смысла. Но есть картины, в которых цвет присутствует лишь потому, что любое пятно, предмет, даже линия, план имеют цвет и наносятся краской. Конечно, в таких картинах не использовано важное для живописи средство выражения, но они по-своему прекрасны и содержательны. Об авторах таких картин мы говорим - „не колористы". Искать цветовую композицию здесь бессмысленно. Единство цветов находится в пределах „непротиворечивости", расцвечивающего сопровождения.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >