Анализ результатов исследования

1. Анализ диагностики особенностей детей с агрессивным поведением. Опрос воспитателей и родителей.

Рассмотрим анализ анкеты «Признаки агрессивности». Данные результаты получены в ходе наблюдения за детьми, анализа их межличностного поведения, поведения в игре. В соответствии с этими признаками можно выделить группы дошкольников с низким уровнем агрессии (60%), средним уровнем агрессии (36%), высоким уровнем агрессии (4%).

Рис. 2. Оценка уровня агрессии по методике «Признаки агрессивности».

Регистрация поведения детей с помощью данного протокола позволила определить у детей уровень агрессии.

Из сравнительного анализа следует, что у детей прослеживается больше всего низкий уровень агрессии, так же выделен средний уровень агрессии и самый низкий процент высокого уровня агрессии. Этот результат показывает, что межличностные отношения в группе не агрессивны.

К 6 годам значительно возрастает количество просоциальных действий, а также эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника, у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, уступить ему. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Просоциальные действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка.

Агрессивное поведение детей в семье и в детском саду имеет разное проявление, поскольку это зависит от семейного воспитания, внутри семейного микроклимата (системы наказаний и поощрений, отношений «родитель-ребенок», «родитель-родитель»). В детском саду агрессия проявляется в отношениях к сверстникам, в игре, в принятии правил группы.

Проведя опрос среди родителей по методике ОРО (Опросник родительского отношения) было выявлено 12% детей с высокой агрессией, 44% детей со средней агрессией и 44% детей с низкой агрессией.

Рис. 3. Оценка уровня агрессии по методике «Опросник родительского отношения»

На социализацию агрессии оказывают влияние образец отношений и поведение родителей; подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих. Так же важна связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Отношения родителей к поведению ребенка, также различно.

2. Анализ диагностики особенностей эмоциональных явлений

Рассмотрим результаты рисуночного теста «Несуществующее животное». Анализ проводился по двум разделам.

Первый раздел - анализ рисунка, его графических особенностей.

Анализируя рисунки у, некоторых, детей был заметен особый творческий подход, заинтересованность, тщательная прорисовка. Некоторые дети рисовали быстро, не прослеживалась тщательность прорисовки, не прослеживался творческий подход, возникала сложность с идеей рисунка. В пятилетнем, шестилетнем возрасте вообразить что-то намеренно, подключая волю, воспитанникам группы нелегко.

Следующий анализ проводился в виде опроса детей. Дети, отвечая на вопросы, рассказывали о своих нарисованных животных, тем самым показывая свои личностные особенности, отношение к себе и окружающим.

Было выявлено, что у детей старшей группы высокий уровень агрессии составляет 4%, средний 48%, низкий 48%.

Рис.4. Оценка уровня агрессии по методике «Несуществующее животное»

Благодаря методике Рене Жиля, была выявлена социальная приспособленность ребенка, его восприятие внутрисемейных отношений, некоторые характеристики его поведения, конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка.

В этой методике у детей так же прослеживалась агрессия, имея защитную функцию, защищая от окружающих свои интересы. Она могла проявляться как вербальной, так и невербальной.

Детей проявивших агрессию в поведении составило: с высоким уровнем 16%, со средним уровнем 52%, с низким уровнем 32%.

Сравнительный анализ по проявлению агрессии ребенком и взаимоотношений в семье

Проведя исследование были получены разные результаты. Больше всего агрессии проявилось в методиках связанных с семьей, как у взрослых так и у детей. В методике для родителей ОРО было заметно родительское отношение, манера, стиль воспитания из-за которого дети растут агрессивными. Сами дети в методике Рене Жиля реагировали агрессивно в отношении родителей, проявляли непослушание на их требования, так же была заметна отчужденность от обоих родителей или одного из них, проявляли агрессию к сверстникам.

Результаты по методикам для воспитателя (анкета «Признаки агрессивности») и детей («Несуществующее животное») были одинаковы. Во взаимоотношениях в не семьи дети проявляют себя менее агрессивно. Присутствует невербальная и вербальная агрессия, в роли защитной агрессии.

Рис. 6. Сравнительный анализ по методикам Рене Жиля и ОРО.

Рис. 7. Сравнительный анализ по методикам «Несуществующее животное» и тест Рене Жиля.

Рис. 8. Сравнительный анализ по проявлению агрессии ребенком и взаимоотношений в семье.

Уровень агрессии ребенка

Анкета «Признаки агрессивности»

Опросник родительского отношения

Методика Рене Жиля

Тест «Несуществующее животное»

Высокий

4%

12%

16%

4%

Средний

36%

44%

52%

48%

Низкий

60%

44%

32%

48%

Из приведенных результатов видно, что процент агрессии увеличивается в вопросах семьи, что возможно из-за взаимоотношений в семье. Дети могут проявлять себя по-разному в семье и вне ее, что видно из наблюдений воспитателем и из рисунков детей.

Исходя из полученных данных, можно предположить, что на формирование агрессии оказывают влияние внутрисемейные отношения, стиль воспитания, взаимоотношения родитель-ребенок и т.д.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >