Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономика arrow Валютное регулирование и контроль в Республики Беларусь в современных условиях: состояние, перспективы развития

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Необходимость и сущность валютного регулирования и валютного контроля

Валютное регулирование - одна из форм государственного регулирования международных экономических отношений, направленная на регулирование международных расчетов и порядок осуществления операций с валютой и валютными ценностями с целью уравновешивания платежных балансов, смены структуры импорта или его ограничения, уменьшения платежей за рубеж, концентрации валютных ресурсов в руках государства [14, с.401]. Иными словами, под валютным регулированием понимается совокупность форм и методов организации денежных потоков как в иностранной валюте, так и в национальной валюте при проведении внешнеэкономических операций, в целях предотвращения оттока капитала и укрепления отечественного платежного баланса, сохранения стабильной динамики валютного курса.

Валютное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики стран. Конечная цель валютного регулирования в странах с внутренне конвертируемой валютой - свободная конвертируемость национальной валюты. Тактические цели валютного регулирования состоят в создании условий для постепенного снятия ограничений на валютные операции, которые прежде всего связаны с основными макроэкономическими показателями [14, с.401].

Являясь важным связующим звеном национальной экономики с мировой, валютное регулирование позволяет, с одной стороны, с большей эффективностью использовать все преимущества от участия в мирохозяйственных связях, а с другой - ограничивать негативные воздействия мирового рынка на колебания курса национальной валюты и отток национальных и зарубежных инвестиционных капиталов, защищать национальных производителей и экспортеров от международной конкуренции. Таким образом, валютное регулирование вместе с валютным контролем является важной частью механизма, обеспечивающего экономическую безопасность национального хозяйства.

Основными целями валютного регулирования в экономической политике страны являются следующие:

  • - поддержание стабильности национальной денежной единицы и обеспечение неинфляционного экономического роста;
  • - обеспечение системы взаиморасчетов с другими странами;
  • - обеспечение перелива капиталов между отраслями и между странами;
  • - создание условий для сбалансированности платежного баланса;
  • - формирование золотовалютных резервов страны и т.д [24, с.112].

Основными элементами системы валютного регулирования являются:

  • 1) законодательные и нормативно-правовые документы, определяющие основные принципы и организационно-правовую структуру валютного регулирования, уровни реализации данной системы;
  • 2) органы валютного регулирования;
  • 3) процедура регламентации проведения валютных операций (при директивном механизме валютного регулирования).

Схематически основные элементы валютного регулирования можно изобразить следующим образом (рисунок 1):

Основные элементы валютного регулирования

Рисунок 1.1 - Основные элементы валютного регулирования

Само понятие валютного регулирования тесно переплетается с определением валютной политики. Связь в рамках валютного регулирования заключается в решении текущих задач, а в рамках валютной политики - в решении задач стратегических.

Другими словами, валютное регулирование является формой реализации валютной политики государства и представляет собой комплекс мер в сфере международных экономических отношений, направленных на упорядочение движения валютных потоков как внутри страны, так и на мировом валютном рынке. Валютное регулирование органично интегрируется в систему денежно-кредитного регулирования и позволяет странам, используя законы рынка, урегулировать противоречия внутренних и внешних приоритетов экономической политики. В зарубежных странах отсутствуют разграничения между валютным и денежно-кредитным регулированием, под их совокупностью понимается монетарное регулирование [14, с.410].

Исторически, движение денежных потоков классифицируют на потоки текущего и капитального характера. С позиции воздействия на эти потоки средств выделяется директивное направление валютного регулирования и экономическое (либеральное).

Результаты реализации данных направлений валютного регулирования направлены на изыскание дополнительных источников финансирования внешнеэкономических диспропорций и создания условий для их ликвидации:

  • - применение директивного направления валютного регулирования определяется экспертами МВФ, как использование механизмов директивного вмешательства;
  • - применение экономического механизма определяется как применение операций на «открытом рынке» (либеральное направление).

В мировой практике образования валютно-обменного курса выделяют два основных режима:

  • 1) механизм фиксирования или привязки курса национальной валюты по отношению к курсу другой валюты или корзине валют;
  • 2) режим, противоположный первому, основанный на свободноплавающих валютно-обменных курсах.

Стабилизация экономики может осуществляться через один из перечисленных режимов. Применение в явном виде определенного механизма валютного регулирования, одного из двух валютных режимов в конкретной стране не происходит, так как не дает положительного эффекта в силу наличия национальных особенностей данного хозяйственного механизма. Вместе с тем, гибкие валютные режимы, такие как «управляемые» или «привязки к нескольким валютам», завоевывают все большее количество стран.

Эволюция валютных режимов в мировой практике свидетельствует о наличии тенденции постепенного перехода стран от режимов фиксирования валютно-обменного курса к более гибким валютным режимам. В основе механизма образования курса валют при гибких валютных режимах лежит реальный спрос и предложение на национальную валюту на внутреннем и внешнем рынках [14, с.112].

Среди объектов валютных правоотношений выделяют валюту Республики Беларусь, иностранную валюту, ценные бумаги в валюте Республики Беларусь и валютные ценности (рисунок 1.2).

Объекты валютных правоотношений

Рисунок 1.2 - Объекты валютных правоотношений

Среди субъектов валютных правоотношений выделяют резидентов, нерезидентов, органы валютного контроля и агентов валютного контроля (рисунок 1.3).

Субъекты валютных правоотношений

Рисунок 1.3 - Субъекты валютных правоотношений

Резиденты:

  • - физические лица - граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство (либо заменяющий его документ), выданный компетентными государственными органами Республики Беларусь;
  • - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь;
  • - филиалы и представительства резидентов, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
  • - дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
  • - Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь [3, ст.7].

К нерезидентам относятся:

  • - физические лица - иностранные граждане и лица без гражданства;
  • - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;
  • - организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;
  • - дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;
  • - международные организации, их филиалы и представительства;
  • - филиалы и представительства нерезидентов, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;
  • - иностранные государства, их административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь [3, ст.8].

Важным элементом валютного механизма является регулирование международной валютной ликвидности страны, т. е. в первую очередь официальных золотовалютных резервов, которые используются для регулирования обменного курса национальной валюты, обеспечения межгосударственных расчетов страны, обслуживания внешнего долга.

Величина золотовалютных резервов и их структура постоянно колеблются в зависимости от состояния платежного баланса, конъюнктуры валютного рынка, развития рынка золота и других драгоценных металлов.

Золотовалютные резервы складываются из иностранных валют, которые могут быть использованы в расчетах со странами - основными внешнеэкономическими партнерами. Эти средства размещаются, как правило, в высоколиквидных государственных кратко- и среднесрочных ценных бумагах этих стран.

Валютные средства страны включают также кредиты международных организаций и правительств стран-кредиторов. Часть официальных резервов, как правило, составляет золотой запас. Он в случае необходимости используется для пополнения валютных резервов путем продаж золота на мировом рынке на те валюты, в которых выражены их международные обязательства по внешнеторговым контрактам и кредитным соглашениям, получения кредитов под залог золота, а также операций «своп». Помимо иностранной валюты и золота международные ликвидные средства страны могут включать резервную позицию и счет в СДР в МВФ.

Регулирование величины и отслеживание структуры золотовалютных резервов страны в значительной степени определяют эффективность функционирования всего национального валютного механизма, поэтому центральный банк страны, как правило, периодически разрабатывает стратегию управления золотовалютными резервами.

Золотовалютные резервы формируются как лимитируемый остаток чистых иностранных активов центрального банка страны. Размеры этого лимита, как правило, определяются из расчета стопроцентного покрытия денежной базы в национальной валюте, с тем чтобы в случае возможного коллапса национальной денежной системы иметь возможность полностью изъять из обращения местную валюту и заменить ее иностранной. Уровень золотовалютных резервов может также определяться состоянием торгового баланса, платежами государства по внешнему долгу, оттоком или притоком иностранных кредитов и инвестиций, конъюнктурой валютного рынка, в частности, величинами спроса и предложения на иностранную валюту и уровнем валютных ожиданий [32, с.155].

В мировой практике, как правило, к драгоценным металлам, составляющим золотовалютные резервы, относится только золото. Однако в случае ограниченности золота страны прибегают к формированию и других драгоценных металлов (серебра, платины и металлов платиновой группы), так как в большинстве развитых стран к золотому запасу относятся слитки драгоценных металлов. Действие механизма золотых интервенций в целях поддержания стабильности национальной валюты аналогичен валютным интервенциям: для повышения курса национальной валюты центральный банк продает официальные золотые резервы на национальном рынке золота, скупая национальную валюту, и, наоборот, для снижения обменного курса покупают золото за национальную валюту.

Кроме того, величина и структура золотовалютных резервов отражает еще и состояние международной валютной ликвидности страны. В случае необходимости страны прибегают к продаже части золотого запаса на рынке золота на те валюты, в которых выражены их международные обязательства по внешнеторговым контрактам и кредитным соглашениям.

Как свидетельствует опыт многих стран, в условиях экономического кризиса без устранения действительных его причин даже крупные валютные резервы недостаточны для поддержания стабильности курса национальной валюты с помощью валютных интервенций. Важно понимать, что накопление золотовалютных резервов - это изъятие из экономического оборота части национального богатства, своеобразная плата за неэффективность экономики и ее неспособность обеспечить валютно-финансовую стабильность. Поэтому неправильно полагать, что чем большие валютные резервы имеет страна, тем лучше. Считается, что в условиях переходной экономики величина золотовалютных резервов должна покрывать не менее трехмесячного объема критического импорта.

Таким образом, любое государство в целях защиты своей экономики от резких колебаний денежно-кредитной системы и уменьшения своих валютных резервов, в целях обеспечения национальной экономической безопасности проводит определенную валютную политику, реализуемую посредством валютного регулирования, валютных ограничений и валютного контроля.

Изменения в движении международных потоков денег и капиталов оказывают влияние на состояние платежного баланса страны и воздействие на курс национальной денежной единицы в зависимости от того, как валютное регулирование скоординировано с различными направлениями макроэкономической политики.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Валютное регулирование и контроль в Республики Беларусь в современных условиях: состояние, перспективы развития