Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономика arrow Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь: основные положения

Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности

Правовыми формами государственного регулирования являются нормативные правовые акты в сфере регулирования внешнеэкономических отношений. Основным видом ВЭД и, соответственно, предметом правового регулирования является внешнеторговая деятельность. Правовая основа системы государственного регулирования именно этой деятельности получила самостоятельное закрепление на законодательном уровне.

Система источников правового регулирования внешнеэкономической деятельности включает:

  • - международные договоры Республики Беларусь;
  • - нормативные правовые акты национального законодательства;
  • - международные обычаи, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

Внутреннее (национальное) законодательство как источник правового регулирования внешнеэкономической деятельности.

Нормы, регулирующие порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, могут содержаться в:

  • - общих нормативных правовых актах, применяемых субсидиарно. Так, в соответствии с нормой ч. 2 п. 3 ст. 1 ГК правила, закрепленные в гражданском законодательстве, применяются в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами), иностранных государств, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь;
  • - специальных нормативных правовых актах, имеющих особое значение и непосредственное применение для регулирования внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, нормы, направленные на регулирование порядка осуществления внешнеэкономической деятельности, могут содержаться в общих нормативных правовых актах (ГК) и специальных нормативных правовых актах (Указ № 7, Таможенный кодекс, Инвестиционной кодекс, Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, Закон об экспортном контроле, Закон о валютном регулировании т.д.). Специальное законодательство в области внешнеэкономической деятельности представлено в основном «иными нормативными правовыми актами» (ч. 1, ч. 2 ст. 10 Закона о нормативных правовых актах), принимаемыми (издаваемыми) Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Международный договор - это международное соглашение, заключенное между двумя или более субъектами международного права, изменяющее и прекращающее их взаимные права и обязанности.

При рассмотрении системы источников правового регулирования внешнеэкономической деятельности в качестве одного из таковых на примере п. 1 ст. 1093 ГК был назван международный обычай. Право Республики Беларусь использует и другие термины:

  • - обычные значения соответствующих терминов;
  • - обычаи и правила международной торговли;
  • - обычаи международного делового оборота;
  • - международные обычаи торгового мореплавания;
  • - международные унифицированные правила и обычаи, если их использование не противоречит законодательству Республики Беларусь;
  • - обычай (ст. 9 Венской Конвенции о договорах международной купли-продажи).

Под торговым обычаем понимается «правило, сложившееся в сфере внешней торговли на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений».

В качестве примера можно привести Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС).

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь: основные положения