Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономика arrow Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь: основные положения

Современные тенденции во внешнеэкономической политике различных групп стран

Внешнеэкономическая деятельность является формой реализации внешнеэкономических связей, которые в свою очередь определяют характер внешнеэкономических отношений.

Внешнеэкономические отношения - это совокупность экономических отношений, обеспечивающих организацию экспортно-импортных операций по поводу транснациональной передачи товаров, услуг, рабочей силы и капитала с целью повышения эффективности функционирования взаимодействующих субъектов.

Внешнеэкономическая деятельность - это совокупность форм и методов торгово-экономического и финансово-производственного взаимодействия субъектов на мировом рынке с целью использования преимуществ международного разделения труда для достижения более высокой эффективности функционирования участвующего субъекта.

Внешнеэкономические связи - это совокупность регулярных и устойчивых экономических отношений между субъектами по поводу реализации экспортно-импортных операций, связанных с перемещением товаров, услуг, рабочей силы и капитала через национальные границы для обеспечения взаимосвязанного эффективного воспроизводства.

Необходимо отличать внешнеэкономические связи от международных экономических связей. Первые возникают по инициативе одной из сторон и ограничиваются защитой внешних экономических интересов данного государства. Вторые предполагают лоббирование международных, наднациональных интересов с созданием соответствующих структур, их защищающих.

Под внешнеэкономической политикой обычно понимается деятельность государства, направленная на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами, а также на выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов.

Главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешних экономических условий для расширенного воспроизводства внутри страны.

Управление внешнеэкономической политикой должно строиться на принципе взаимозависимости экономических и политических факторов, в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений на общегосударственном уровне.

На формирование внешнеэкономической политики оказывают влияние следующие явления:

  • - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке;
  • - дестабилизация валютных курсов;
  • - возросшее неравновесие платежных балансов;
  • - огромная внешняя задолженность развивающихся стран;
  • - различные внутренние проблемы.

Указанные причины порождают две основные тенденции в современной внешнеэкономической политике - либерализация и протекционизм.

Политика свободной торговли (free trade) в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам.

Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.

Протекционизм (protectionism) - политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономическому застою и формированию неэффективной для данной страны экономической структуры.

Его основные формы:

  • - односторонний протекционизм - регулирование внешней торговли без согласования с партнером;
  • - двусторонний протекционизм - согласование выдвигаемых мер с партнером;
  • - многосторонний - участие в разработке торговой политики ряда стран.

В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Политика автаркии, так же как и политика свободной торговли, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны.

Современная общая тенденция развития торговой политики - ослабление протекционизма, особенно в рамках интеграционных объединений. В последние годы развитие международной торговли осуществляется в условиях ускоренной либерализации, происходит усиление воздействия международного и регионального регулирования, ослабевает национальное регулирование. Но в рамках регулирования внешней торговли государства используют инструменты торговой политики, в частности, торговые барьеры, которые носят административный и экономический характер.

Развитые страны сегодня возглавляют процесс либерализации международной торговли, и в то же время извлекают из него наибольшие выгоды. В выработке международных норм торговой политики развитые страны последовательно исходят из своих интересов, а не из отвлеченных принципов, хотя постоянно на них ссылаются. Если им невыгодно либерализовать рынок какой-либо продукции, они его не либерализуют. Если им выгодно обеспечить проникновение своих изделий на рынки третьих стран и облегчить торговлю между собой, они добиваются устранения барьеров. Страны Запада к тому же имеют возможность направлять развитие норм ВТО в выгодное для себя русло благодаря доминирующему положению в мировой экономике и политике. Протекционизм стран Запада обходится развивающимся государствам в 100 млрд.долл. ежегодно.

Все развитые страны активно участвуют в мировой торговле. Основная доля в мировом товарообмене приходится на торговлю между самими развитыми странами - 60%.

В целом 3/5 мирового товарообмена происходит в треугольнике ЕС - США - Япония. Экспортная и импортная квоты стран - членов ЕС неизменно находились вблизи 30%-ной отметки, тогда как США - 9-11%, Японии - 11-13%.

США. Экспорт составляет 12% мирового объёма, импорт - 20,7%. Сегодня около 10% валового внутреннего продукта страны и 30% всех производимых в США материальных ценностей реализуются на внешних рынках. Экспорт товаров и услуг создаёт около 11-12% ВВП США.

На протяжении значительной части своей истории США были больше известны как сторонники жесткого протекционизма. Новый отсчет времени начат в 1934 г., когда Конгресс одобрил Закон о взаимности в торговых соглашениях, наметивший курс на либерализацию торговли. Еще в годы Второй мировой войны США разработали «Предложения по расширению мировой торговли и занятости», которые были обнародованы в конце 1945 г. В качестве основополагающих были приняты либеральные направления международных торговых отношений. С тех пор США официально придерживался принципа рыночной открытости в системе мировых внешнеторговых связей. США являются активным организатором и участником различных международных региональных организаций и форумов, как политических (основные из них - ООН, Организация американских государств, НАТО), так и экономических (ВТО, ОЭСР, АТЭС, НАФТА, МВФ, МБРР, Всемирный банк и т.д.), значительная часть которых размещается на территории США.

Весьма энергично действует американская администрация и в вопросе создания "охватывающих весь мир" зон свободной торговли с отдельными странами и региональными группировками. В 2004 г. Конгрессом одобрены два новых соглашения о свободной торговле (Австралия, Марокко); подписаны соглашения с пятью странами Центральной Америки - КАФТА (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас и Никарагуа), а также с Доминиканской Республикой, завершены переговоры по соглашению о свободной торговле с Бахрейном. Ведутся переговоры по заключению подобных соглашений с Панамой, Эквадором, Колумбией, Перу, Таиландом и пятью государствами Южно-Африканского таможенного союза (Ботсвана, Южная Африка, Лесото, Свазиленд и Намибия).

Либеральные тенденции доминируют в США. В то же время позиции сторонников жесткой защиты внутреннего рынка традиционно прочны. В условиях, когда США продолжают претендовать на лидерство в сфере международных связей, они вынуждены постоянно совершенствовать инструменты торговой политики для достижения главных целей - открытия новых рынков для американского экспорта и защиты национального рынка от «несправедливой» иностранной конкуренции.

Средний уровень таможенного обложения импорта в США составляет в адвалорном эквиваленте 5,7% против 6,9% в ЕС и 6,5% в Японии. Тем не менее, таможенные органы США ежегодно собирают пошлины в размере 20 млрд. долл. Половина из них приходится на поступления от обложения импорта одежды. Если средний уровень тарифа для продукции обрабатывающей промышленности составляет 3%, то для одежды - 16,5%. В США сохраняются и другие островки протекционизма. Особенно экстремально высокие тарифы существуют для таких товарных групп, как продовольствие, текстиль, обувь, изделия из кожи, ювелирные и керамические изделия, стекло, грузовые автомобили и железнодорожные вагоны.

Средняя взвешенная ставка таможенной пошлины на шерстяные ткани и одежду из них составляют 31,5 и 33,3%, соответственно. Пошлины на керамическую и стеклянную посуду достигают 33,2 и 38%. Подписав соглашение ВТО по информационным технологиям, США, тем не менее, отказались устранить "пиковые" тарифы на оптическое волокно, также из числа товаров, пошлины на которые в дальнейшем будут снижены, были выведены кинескопы для компьютерных мониторов.

Существенной проблемой, с которой сталкиваются иностранные компании, имеющие внешнеэкономические связи с США, являются технические барьеры для импорта. Для США характерно сравнительно ограниченное использование или даже полное непризнание международных стандартов. Всего в стране существует свыше 2,7 тыс. различных организаций, которые разрабатывают стандарты. Некоторые из них, например, Американский институт чугуна и стали или Американский институт нефти, претендуют на то, что разрабатываемые ими стандарты для США должны приниматься их торговыми партнерами наравне с мировыми.

США нередко используют достаточно экзотические требования для ограничения импорта. Так, эмбарго на импорт некоторых пород тунца из Мексики, Панамы, Колумбии и Венесуэлы вводилось на том основании, что при его вылове наносится ущерб дельфинам. Был запрещен импорт креветок из ряда стран, поскольку США предполагали, что их лов производится сетями, которые могут причинить увечья морским черепахам.

Для ограничения импорта широко применяется налоговое законодательство. В частности, США применяют ряд налогов на продажу автомобилей, которые существенно удорожают стоимость их импорта. Взимается также налог с автомобилей, не отвечающих стандартам экономичности, установленным Агентством по охране окружающей среды США. На европейские автомобильные фирмы приходится почти 70% платежей налога на роскошь и 85% налога на неэкономичные автомобили. Кроме того, США взимают налог в размере 50% на ремонт американских судов вне территории США, а также на импортное оборудование для американских судов.

США активно разрабатывают новые торгово-политические инструменты для защиты достижений науки и культуры. Для США это особенно важно, поскольку почти 50% всего американского экспорта, так или иначе, зависят от формы защиты интеллектуальной собственности. Подавляющая часть мирового рынка кино- и телефильмов, а также видео- и аудиозаписей приходится на продукцию США.

Отрасли по производству и сбыту информационных технологий (ИТ) - это самый крупный сектор американской экономики (5% ВВП). За счет внедрения ИТ обеспечивается 1/3 прироста ВВП страны за последние годы. Американцы поддерживают идею разработки единого международного кодекса для оказания содействия развитию электронной торговли и выступают за «беспошлинное киберпространство», чтобы не создавать новые барьеры в глобальном рынке электронной торговли.

Защита национального сельского хозяйства осуществляется в основном с помощью импортных тарифов и тарифных квот. C мая 2002 г. действует Закон о защите ферм, предусматривающий массированные государственные субсидии для американского сельского хозяйства, на эти цели будет выделено 190 млрд. долл. на поддержку сельского хозяйства.

Специальная комиссия осуществляет надзор, целью которого является не допустить незаконное использование марки «made in the USA», также таможенная служба контролирует правильность использования других марок и требует, чтобы все товары иностранного происхождения были маркированы с указанием страны производства.

Япония в настоящее время является членом таких торговых блоков как АТЭС и ВАЭГ (англ. OPEC и EAEC), также организаций ВТО, МВФ и т.д. Объем экспорта составляет 542,3 млрд. долл., импорта - 499,7 млрд. долл., или 7% и 5,5% мирового объема экспорта и импорта. Кроме того, Японии принадлежит лидерство на основных мировых рынках продукции микроэлектроники.

Основной целью государственного вмешательства во внешнеэкономическую сферу является обеспечение благоприятных внешних условий для экономического развития страны. Среди конкретных задач, решаемых с использованием государственных механизмов регулирования, можно отметить:

  • * создание эффективной юридической основы и организационной структуры для внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм;
  • * поддержание приемлемого состояния торгового и платежного балансов страны и относительно стабильного курса национальной валюты;
  • * предотвращение нежелательных помех нормальному осуществлению внешнеэкономических операции;
  • * своевременное улаживание торговых конфликтов с основными партнерами за рубежом;
  • * предоставление необходимых гарантий участникам внешнеэкономических связей.

До середины 60-х гг. ХХ в. торговый режим Японии носил относительно закрытый характер, несмотря на то, что в 1952 г. страна стала полноправным членом ГАТТ. В период 1960-1965 гг. была проведена некоторая либерализация внешней торговли и с 1972 г. Япония перешла в режим открытой экономики. В соответствии с решением Токийского раунда многосторонних переговоров (1973-1979 гг.). Япония обязалась отменить все виды лицензирования импорта и приняла программу снижения пошлин на 19 тыс. товаров в среднем на 26,3%. В результате последующих международных переговоров Япония с 1985 по апрель 2001 г. более десяти раз снижала уровень импортных пошлин. В 2000-2005 гг. сбор таможенных пошлин составлял 2,5% от стоимости импорта - немного выше, чем в США (2,1%) и Евросоюзе (2,2%). Доход от таможенного обложения ровняется 1,6-1,7% общей суммы налоговых поступлений в центральный бюджет и фискального значения не имеет.

В тарифной классификации Японии 7222 товарные позиции. Из них 2592 (35,9%) ввозятся беспошлинно, остальные облагаются по ставкам так называемых общих тарифов. Есть список временных ставок, которые вводятся на короткий срок. Кроме того существует список товаров, по которым ставки подлежат снижению в порядке двусторонних переговоров, а так же список сезонных ставок на товары конкурирующего импорта, и список тарифных преференций - сниженных ставок (от нуля до 80% общих тарифов), по которым облагается импорт из наиболее бедных развивающихся стран.

Список товаров, к которым применяются тарифные квоты - пониженные ставки в пределах определенного объема импорта и повышенный сверх этого объема включает 141 позицию. В этот список входят редкие растения и животные, а также вещества, разрушающие озоновый слой.

Нынешний уровень развития японской экономики позволяет стране проводить курс на практически полную либерализацию внешней торговли. Это, тем не менее, не означает того, что правительство полностью утрачивает контроль в этой области. Скорее, следует вести речь о смене приоритетов и основных механизмов такого контроля, поскольку формирование импорта на максимально выгодных для японских компаний условиях остается главной заботой государственной внешнеторговой политики.

В 1998 г. количественные квоты импорта были отменены для всех сельскохозяйственных товаров, кроме риса. По принятому тогда же Основному закону о продовольствии, сельском хозяйстве и сельских районах, правительство имеет право вводить тарифные и иные ограничения импорта, если он наносит или может нанести серьезный ущерб отечественному производству конкурирующей с ним продукции.

Экспортные операции в Японии регламентируются Законом о контроле над валютным обменом и внешней торговлей 1980 г., являющимся базовым в регулировании всех видов внешнеэкономической деятельности. Он носит либеральный характер и в целом сопоставим с основами современного внешнеэкономического законодательства большинства развитых стран, исповедующих принципы свободной торговли. В соответствии с положениями Закона его действие во всех сферах применения служит целям поддержания баланса внешней торговли и международных платежей, нормальному развитию национальной экономики.

Либерализация экспорта в Японии является довольно широкой. Разрешения на экспорт необходимы в очень редких случаях, в основном вывоз товаров осуществляется практически свободно. Более регламентированной является финансовая процедура сделки. Минфин Японии установил определенный порядок оформления расчетов по экспорту, в соответствии с которым экспортер обязан получить банковское разрешение, что далеко не всем удается.

В стране действует развитая система экспортного контроля, которому подлежат не все, но многие еще товары. В основном контроль осуществляется в интересах поддержания высокой репутации экспортной продукции. Контроль над её качеством осуществляется государственными или частными инспекциями. В ходе инспекционного осмотра контролируются 3 основных параметра: качество товара, упаковки, сырья и материалов, из которых произведен экспортируемый товар. Кроме того инспектируется и сам процесс производства экспортной продукции.

Товары, экспорт которых подлежит стимулированию, вывозятся с использованием экспортных кредитов, ставки по которым существенно ниже рыночных. Определенной льготой для экспорта служит система страхования, в рамках которой частные банки и правительство Японии гарантируют покрытие 67-90% возможных потерь экспортера, в случае тех или иных обстоятельств, оговоренных в законе. В настоящее время в Японии действуют 6 видов государственного экспортного страхования. Правительство в лице специальных органов берет на себя форс-мажорные (до 95% общей суммы убытков) и кредитные (60-80%) риски, которые могут возникнуть в связи с невозможностью выполнения обязательств покупателем перед японским экспортером.

Япония - развитая страна, основными торговыми партнерами которой являются развивающиеся страны. Поэтому Япония пошла на предоставление преференциального режима при импорте продукции из этих стран, что является своего рода торгово-политической уступкой за право достаточно свободного доступа к их сырьевым ресурсам. ОСП действует в основном в отношении переработанной, включая полуфабрикаты, и готовой продукции (особенно продовольственной).

Внешнеторговая политика латиноамериканских государств

После второй мировой войны значение развивающихся стран на мировой арене изменилось. Начиная с 70-х гг. ХХ в., государства Латинской Америки испытывали необходимость проведения широкомасштабных мер по индустриализации народного хозяйства, что вынуждало либерализовать и внешнеторговую политику. Политика вмешательства правительства позволила вычленить страны с более или менее либеральной торговой политикой. Таковыми оказались Венесуэла и Чили, где протекционистская защита ограждала национальное производство узкого круга продовольственных товаров.

В отличие от этого Бразилия, проводящая более жесткую импортную политику, приблизилась к периоду, когда была вынуждена ограничить перечень товаров, запрещенных к импорту. В реестр включалась продукция машиностроения, бытовая техника и другие товары потребительского спроса населения. С этого периода возникла необходимость осуществления глобальных изменений в таможенной реформе, которая включала в себя поэтапное снижение ставок тарифов на товары и в первую очередь производственного назначения. В снижении максимальных ставок импортных пошлин наибольшего значения достигали в Бразилии (более чем 25%), в Мексике (около 10%), в Аргентине (11%). В Чили же пошлинами облагались лишь предметы роскоши, а в ряде стран - и некоторые виды продовольствия, конкурирующие с национальным производством. Такая таможенная политика вызывала ряд противоречий между развитыми странами и странами Латинской Америки. В частности, сравнительно высокий уровень тарифа (40%) на ввоз электроники вызывал негативное отношение США.

Предметами разногласия становились и тарифы, защищающие внутренний рынок Бразилии, особенно на импорт продукции отечественных товаропроизводителей. Необходимость защиты внутреннего рынка стала проблемой общерегиональной, что предопределило целесообразность странами латиноамериканской интеграции (ЛАЙ) взаимно предоставлять друг другу преференциальные режимы в области тарифа. Специальные законопроекты стимулировали осуществление закупок товаров отечественного производства, отдавая при этом им приоритетность. Особый механизм стимулировал снижение в производственных секторах доли вспомогательных материалов, деталей и узлов, запасных частей импортного производства. Такая политика в области импортного режима не могла не вызвать адекватных усовершенствований в области экспортной политики, общими чертами которой являются:

  • - применение экспортных пошлин на сельскохозяйственные товары при благоприятной обстановке на мировом уровне, что было обусловлено необходимостью изъятия государством сверхприбылей (Парагвай, Аргентина, Уругвай);
  • - государственное регулирование валютной выручки от экспорта предприятий в целях укрепления монетарной политики, что расширило функции банковской системы в покупке валюты у предприятий (Боливия, Бразилия);
  • - введение частичных запретов и ограничений на экспорт товарных ценностей в соответствии с их уровнем на внутреннем рынке (Колумбия, Боливия, Бразилия, Чили).

Такие ограничительные меры в экспортной политике были обусловлены хроническими инфляционными процессами в странах Латинской Америки.

Осознавая целесообразность наращивания экспортных возможностей, государственная политика в области импорта включала инструментарий, способствовавший стимулированию экспорта (освобождение от ряда налогов экспортных товаропроизводителей: компенсация налогов и сборов импорта комплектующих изделий, использованных для производства электроники).

Особое место в становлении этих механизмов сыграло создание свободных экономических зон (СЭЗ). Эти и последующие меры, принятые правительствами латиноамериканских стран, укрепили их позиции на мировом уровне, а также вызвали доверие международных торговых организаций.

Так, например, неолиберальная модель экономики Чили включает в себя фискальную политику, политику регулирования обменного курса валют. В ходе реформ проведенных ещё в 80-е годы двадцатого столетия были устранены все нетарифные барьеры, а таможенная пошлина снижена в 9 раз! В настоящее время чилийская экономика работает в режиме обеспечения разнообразия экспорта, поскольку новая волна научно-технического прогресса в течение предстоящих двух десятилетий радикальным образом изменит конъюнктуру мирового рынка, отбросив высокий спрос на медь (Чили специализируется на экспорте меди) в связи со значительными изменениями технологий в сфере телекоммуникаций.

На либерализации внешней торговли латиноамериканских государств сказалось создание таможенного союза интеграционной группировки МЕРКОСУР. Вступление в силу данного соглашения поставило задачу поэтапного устранения таможенных барьеров во внутризональной торговле, в том числе введение единой системы тарифов на продукцию, которая поступает из третьих стран. В настоящее время она охватывает 85% товарной номенклатуры, остальные 15% позиций должны быть отрегулированы в течение 5-10 лет. Так среднее значение импортного тарифа в Бразилии сократилось с 45 до 14%, в Аргентине - с 30 до 18%, в Чили - до уровня 11%. В итоге к настоящему времени группировка МЕРКОСУР использует единую систему тарифов из третьих стран, где товарные ценности дифференцируют величину импортных пошлин от 0 до 20%, в частности, на инвестиционные товары - на уровне 14%.

Переход экономики России на рыночные отношения предполагает глубокие и масштабные преобразования в различных сферах. Одной из важных сфер, которое радикально реформируется, является внешняя торговля. В связи с этим возникла необходимость разработать и внедрить в практику эффективные методы внешнеторговой политики.

Цели государственного регулирования внешней торговли определяются общей экономической ситуацией в стране. В этой связи внешнеторговая политика может быть нацелена на рост доходов государственного бюджета, содействие структурной перестройке промышленности, защиту отдельных отраслей от импортной конкуренции.

Методы внешнеторговой политики России учитывают международную практику и особенности социально-экономической ситуации внутри страны.

В 2003 году Государственной Думой РФ был принят ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Он является правовой основой внешнеторговой политики России. Целями этого Закона провозглашаются защита экономического суверенитета России, стимулирование развития экономики, обеспечение эффективной интеграции России в мировую экономику. В Законе также определены основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности России. Следует отметить, что одним из принципов является приоритет экономических мер государственного регулирования внешней торговли. Внешнеторговая политика России осуществляется таможенно-тарифными и нетарифными методами. Другие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются. В Законе также определены активные меры по содействию развитию внешнеторговой деятельности. В целях стимулирования роста экономики Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации способствуют развитию внешней торговли, в том числе путем осуществления федеральных и региональных программ развития внешнеторговой деятельности.

Вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, который изменил правила ввоза товаров из-за рубежа в страны ТС. Формирование таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. Задачи, решаемые Таможенным союзом, изложены в Договоре от 6 октября 2007 года о его создании. Со временем к Таможенному союзу могут присоединиться Киргизия и Таджикистан. Россия активно преследует цели устранения дискриминации российских товаров на мировом рынке.

В арсенал методов внешнеторговой политики страны включены как тарифные, так и нетарифные методы.

Базовые ставки импортных пошлин применяются к товарам из стран или их союзов, пользующихся в России режимом наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Взаимное предоставление РНБ с Россией имеют более 120 стран и Европейский Союз. На товары, происходящие из стран и их союзов, не пользующихся РНБ в торговле с Россией, применяются удвоенные ставки базовых импортных пошлин.

С учетом изменений в мировой торговле и во внутреннем экономическом развитии, ставки ввозных таможенных пошлин в России изменяются. Например, при так называемой гармонизации Импортного таможенного тарифа в 2001 г. произошли следующие изменения:

  • 1. Общее снижение ввозных пошлин, при этом их средневзвешенная ставка составила 10-11% вместо сложившейся ранее (2000 г.) ставки 13-15%.
  • 2. Общая унификация ставок. Вместо действовавших 6 адвалорных ставок сохранились 4 (5, 10, 15 и 20%). Максимальные размеры ставок были сохранены только как исключение для очень немногих товаров - автомобилей (25%), сахара и табачных изделий (30%).
  • 3. Унификация ставок внутри однородных групп товаров.
  • 4. Удешевление импорта продовольствия, в том числе не производимого в России, для поддержания конкурентной среды и покупательной способности населения.
  • 5. Снижение пошлин (при необходимости до нулевых значений) на технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, ряд полуфабрикатов и комплектующих изделий, что должно снизить издержки в промышленности и оживить деловую активность, ускорить реконструкцию, модернизацию и новое строительство промышленных предприятий.

Дальнейшее изменение ставок таможенного тарифа связано с присоединением России к ВТО.

Кроме тарифных методов, Россия применяет квотирование и лицензионный порядок экспорта и импорта определенных товаров. Нетарифные методы распространяются на все страны, включая страны СНГ.

Безусловно, опыт внешнеторгового регулирования как развитых, так и развивающихся стран полезен современной Республики Беларусь, стране с переходной рыночной экономикой, сочетающей элементы как промышленно-развитого государства, так и развивающейся страны.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь: основные положения