Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Религиоведение arrow Религиозная доктрина Церкви саентологии

Специфика религиозной идеологии саентологии

Источником вероучения в саентологии является Писание Церкви. Писание саентологической религии состоит из печатных трудов и записанных на пленку лекций Л. Рона Хаббарда. Оно включает в себя более полумиллиона печатных страниц, более 3 тысяч записей лекций и около 100 фильмов.

Главный принцип саентологии заключается в том, что только в точности следуя указанному в Писании пути, человечество может достичь духовного спасения. Эта концепция ортодоксальности в религиозной практике является фундаментальной для саентологов.

Поэтому всякая попытка изменить или исказить Писание рассматривается как самое тяжкое нарушение церковной этики. Чтобы гарантировать чистоту и ортодоксальность Писания, авторские труды регистрируются.

Многочисленные труды Л. Рона Хаббарда, отражающие различные аспекты учения саентологии, разделяются на книги по дианетике и саентологии.

К первой группе относятся работы: «Дианетика: современная наука душевного здоровья», «Динамики жизни», «Самоанализ», «Дианетика: эволюция науки», «Дианетика 55» и другие.

К другой группе трудов Л. Рона Хаббарда относятся работы по основам саентологии: «Саентология: основы мысли», «Саентология: новый взгляд на жизнь», «Саентология 0-8: книга основ», «Саентология 8-80», «Саентология 8-8008», «Саентология: история человека», «Создание человеческих способностей» и т. д.

В настоящее время все работы Л. Рона Хаббарда объединены в справочные тома и специальные курсовые материалы для подготовки церковных служителей. К Писанию Церкви саентологии также относятся лекции Л. Рона Хаббарда. Наиболее значимые из них называются «Специальный обзорный курс Сент-Хилл». Этот курс прочитан саентологам на усадьбе Сент-Хилла в Англии с 1961 по 1966 год. Курс включает 447 лекций. Все религии являются продуктом эволюционного развития.

Ни одна из них не возникла в одночасье как полностью сформированная система верований и практик. Саентология в этом не является исключением.

Создание религиозной доктрины саентологии является продолжением исследований Л. Рона Хаббарда в области человеческого разума. В молодые годы Хаббард пытался создать науку о разуме, которая, по его мнению, должна была стать «сравнима с химией и физикой в степени своей экспериментальной точности». Его исследования в области разума позволили ему сделать следующие выводы. Человеческий разум состоит из 3-х частей: аналитического ума, реактивного ума, соматического ума. Первый из них, аналитический ум (или «вычислительный ум»), по мнению Хаббарда, работает подобно компьютеру. Он способен правильно и рационально рассчитывать действия и поступки индивида, способствовать максимальному выживанию организма. Вместе с тем, Хаббард утверждает, что аналитический ум действует безукоризненно, без сбоев только в том случае, если он в «прекрасном рабочем состоянии». Как утверждал Л. Рон Хаббард, он открыл «ранее неизвестную, приносящую вред часть разума, которая содержит записи прошлых страданий в форме умственных образов-картинок» - «инграмм».

По его убеждению, духовные и другие человеческие переживания, травмы записываются в реактивном уме в последовательности, которая называется «траком времени».

Болезненные ощущения фиксируются в подсознании индивида на протяжении всей его жизни и в своей совокупности образуют то, что называется «реактивным умом». Последний является источником всех духовных невзгод, нежеланных стрессов, эмоций, боли, психосоматических болезней, нерационального поведения.

Хаббард утверждает, что когда инграммы уничтожены, «рациональность, конструктивность человека значительно повышается, здоровье улучшается», возрастают творческие способности.

К середине 50-х годов, как утверждает Л. Рон Хаббард, он понял, что болезненные физические и духовные переживания играют важную роль в объяснении проблем человека. В связи с этим, его дальнейшие исследования были направлены на установление источника, записывающего негативную информацию в человеческий разум, а также на разработку технологий, позволяющих удалять эту информацию.

Как полагал Л. Рон Хаббард, в случае освобождения человека от записей прошлых переживаний (инграмм) в человеческом разуме человек достигает разумности в действиях, чистоты помыслов, духовной свободы, именуемой в дианетике как состояние «клир» («чистый, ясный»). Таким образом, восстанавливаются основополагающая духовность личности, разумность поступков и действий человека. «Человек, - пишет Л. Рон Хаббард,- в основе своей хороший».

Первые результаты своих исследований Л. Рон Хаббард изложил в работе «Дианетика: современная наука душевного здоровья», которая была опубликована в мае 1950 года. В ней, в частности, автор писал, что «дианетика» - «...это четко организованная наука о мышлении», которая содержит «терапевтический метод» лечения всех «умственных расстройств неорганического происхождения и психосоматических заболеваний» человека. Она дает представление об «исходной природе человека», «потенциальных возможностях человеческой памяти», нахождении «единственного источника душевных расстройств», «открывает в человеке способности намного выше средних».

Разработанные Л. Роном Хаббардом «технологии» воздействия на реактивный ум, освобождающие человеческий разум от отрицательных воздействий инграмм, получили в дианетике название «одитинга». Таким образом, дианетика возникла как форма самопомощи, ориентированная на тело и ум, своеобразная терапия, предназначенная для лечения человеческого разума, и способ укрепления душевного здоровья, увеличения физических и умственных способностей, т. е., достижения состояния, при котором в человеческом разуме отсутствуют инграммы. По сути, дианетика не содержала каких-либо признаков религии.

Позже в работе «История человека» толкование Л. Роном Хаббардом сущности терапевтической практики стало связываться с представлениями о существовании духов, Верховного существа, которые бесконечно существуют в пространстве и времени, и управляют всем сущим, в том числе и человеком.

Такой взгляд на мир, общество, человека обозначился в космологической концепции Л. Рона Хаббарда, которая сводится к следующему. До рождения вселенной существовали духи - «тэты». Эти создания не имели «массы, временных границ, не занимали места в пространстве», но были «всемогущими, нерушимыми, бессмертными и способными создавать все». Эти неосязаемые существа вместе с Высшей Сущностью создали «материю, энергию, время и пространство» - «МЭСТ». Тэтам, согласно учению Л. Рона Хаббарда, изначально была присуща способность производить МЭСТ и управлять ими. Однако в процессе создания МЭСТ тэты попались в плен своего собственного творения, получили от него негативное воздействие и утратили свое первоначальное могущество и всезнание.

С того времени тэты, имея в своем арсенале отпечатки прошлых негативных переживаний, переносят их в одухотворяемое ими создание, тем самым существенно ограничивают их потенциальные возможности. В связи с этим, между тэтами и МЭСТ «идет война». Тэты, согласно Хаббарду, могут сопротивляться МЭСТ, убивать их, бросая в них электрический заряд. В ходе этой борьбы тэты не умирают, их жизнь вечна. Самые старые из них находятся в возрасте триллиона лет. Тэты, по мнению Хаббарда, живут не только на планете Земля, но и на других планетах.

Таким образом, результаты исследования Л. Роном Хаббардом в области человеческого разума стали оснащаться религиозными понятиями, идеями, концепциями. В его работах жизненная энергия (сила) - «тэта», одухотворившая человеческое существо, стала определенным аналогом души. Применив в качестве обозначения трансцендентной «жизненной силы» букву 0 (греческая буква «тета») и добавив букву «н», Л. Рон Хаббард стал называть духовное существо, которым является сам человек, словом «тэтан». Тэтан стал восприниматься как духовное существо, индивидуальность человека, как личность («то, что осознает, что оно осознает») В одной из своих работ он писал: «Человек долгое время пребывал в заблуждении, вызванном мыслью о том, что у него есть душа. На самом деле, человек сам является духовным существом, у которого есть разум и тело. «Тэта - это Я». «Дух является источником всего хорошего, честного и творческого в мире: это сам человек».

Вера в существование сверхъестественного и непознаваемого - Бога, Верховного Существа и духов (тэтанов), в способность переселение последних из одной жизни в другую, в достижение тэтаном духовного спасения путем применения религиозных практик заложили основу саентологии как религии.

Последователи саентологической религии уверены, что бессмертный тэтан в основе своей хороший, но он утратил свою истинную духовную сущность и способен использовать только часть заложенных в нем этических, разумных способностей, правильных устремлений.

Саентологи уверены, что накапливаемые тэтаном из жизни в жизнь отрицательные эмоции (инграммы) можно устранить в посюстороннем мире собственными усилиями без вмешательства Верховного Существа.

Саентология предлагает способ освобождения тэтана от вредных воздействия инграмм, достижения духовного просветления, своего исходного состояния. Религиозная доктрина саентологии подразумевает достижение человеческого спасения путем полного духовного очищения, стремление тэтанов к существованию в качестве бесконечности. Спасение тэтана, именуемое «полной духовной свободой» в саентологии достигается путем обучения и выполнения религиозных практик.

Главная цель тэтана - достижение полной духовной свободы, своего «изначального состояния». Его называют в саентологии состоянием «оперирующего тэтана» или «ОТ». Саентологи утверждают, что только Рону Хаббарду удалось пройти все уровни оперирующего тэтана. Наиболее преданные последователи его учения в настоящее время находятся только на 8 уровне. Согласно религиозному учению, с уничтожением отпечатков прошлых переживаний в реактивном уме преодолеваются препятствия, которые затрудняют достижение полной духовной независимости и духовной свободы, а в конечном итоге - духовного спасения. Основная «команда существования любого организма» согласно Писанию саентологии - «Выживай!» разделена на восемь составляющих динамик.

Первая динамика - это стремление самого индивида достичь наивысшей степени выживания на максимально длительный срок.

Вторая динамика - это стремление индивидов к созданию себе подобных, семьи, воспитание детей.

Третья динамика - стремление индивидов к выживанию посредством группы. Она стимулирует поведение, направленное на поддержание выживания коллектива, какой-либо другой группы, в которую входит индивид.

Четвертая динамика - стремление индивидов к выживанию посредством всего человеческого рода.

Пятая динамика - стремление всех форм жизни (животных, птиц, рыб, насекомых и т. д.) к выживанию.

Шестая динамика - стремление физической Вселенной к выживанию (материи, энергии, пространства и времени).

Седьмая динамика - стремление к выживанию духа, источника жизни или тэты.

Восьмая динамика - стремление к выживанию в качестве бесконечности, Верховного Существа.

В саентологии считается, что по мере того, как саентолог расширяет свое осознание, сопричастность и ответственность перед самим собой и внешним миром в соответствии с вышеупомянутыми динамиками, он, в конце концов, достигает состояния бесконечности, богоподобного состояния, приближается к Верховному существу.

Таким образом, восходящее к чистому духу движение тэтана проходит через семь динамик и достигает восьмой - бесконечности, которую саентологи отождествляют с Богом, Верховным Существом, Творцом. Двигаясь по восьми концентрическим кругам динамического развития и возвышения, тэтан нравственно и этически совершенствуется. Только при прохождении семи динамик тэтан достигает восьмой и вступает в тесную связь с Всевышним.

Жизненная установка человека на выживание по Хаббарду предусматривает наращивание его этического и нравственного потенциала. Этика в саентологии трактуется с позиции конструктивных действий, направленных на выживание. С точки зрения Л. Рона Хаббарда, «добро - это то, что конструктивно для выживания, а зло - то, что направлено против выживания».

Любая религия предъявляет своим адептам нравственные правила поведения и вероисповедания. В 50-е годы XX века Л. Рон Хаббард сформулировал ряд нравственных предписаний, которые обязаны соблюдать последователи саентологии. Эти нравственные принципы, заложены в Кредо Церкви саентологии, Кодексе одитора, Кодексе саентолога, Кодексе чести, Кодексе супервайзера. В целом, в этих документах изложены основные положения, в которые верят саентологи, и обязанности, которые они должны соблюдать. В Кредо Церкви саентологии можно прочесть:

  • - Все люди любой расы, любого цвета кожи и любого вероисповедания изначально имеют равные права;
  • - Все люди имеют неотъемлемое право исповедовать любую религию и придерживаться ее обычаев;
  • - Все люди имеют неотъемлемое право свободно думать, свободно говорить, свободно писать свои собственные мнения, а также высказываться по поводу мнения других людей или выражать свое собственное несогласие с ними;
  • - Человек в основе своей хороший, он стремится выживать;
  • - Мы, в нашей Церкви, верим, что законы Бога запрещают человеку: разрушать здоровье других, порабощать души других, уменьшать выживание своих товарищей или групп.

Кодекс чести запрещает убийство, воровство, ложь, незаконные действия, причинение вреда людям доброй воли, провозглашает принцип уважения к родителям, поддержки своего правительства. Кодексы одитора, супервайзера, изданы как инструктивные письма и являются основными правилами в проведении одитинга.

Их содержание напоминает клятву о правильном применении стандартных технологий Рона Хаббарда, эффективном использовании саентологических методик, неразглашения тайн преклира.

Кодекс саентолога обязывает своих последователей распространять правдивую информацию относительно саентологии, открыто критиковать злоупотребления в обществе, поддерживать свободу религии, привлекать в саентологию новых людей, делать мир лучше.

Важным фактором в наращивании нравственного потенциала адептов церкви саентологии и достижении духовного спасения индивидов является действие их на основе принципов «Аффинити, Реальность, Общение» (АРО) и «Знание, Ответственность, Контроль» (ЗОК). Саентологи их изображают в виде равносторонних треугольников и называют треугольниками «АРО» и «ЗОК». Рон Хаббард относит их к одним из самых важных факторов, способствующих достижению успеха. По мнению саентологов, если понижается уровень одного из них, то снижаются уровни двух других.

Первый, левый угол в равностороннем треугольнике АРО называется «Аффинити». В саентологии он обозначает степень симпатии, расположенности или любви человека к чему-то, к кому-то.

Второй угол треугольника (правый) называется «Реальность» или то, что в настоящем времени является существующим, реальным для человека.

Третий, верхний угол треугольника включает в себя понятие «Общения». Его Рон Хаббард определяет как обмен идеями или предметами между людьми. В человеческих отношениях саентологи считают, что он более важен, чем два других. Три понятия - «Аффинити, Реальность и Общение» - для саентологов являются тремя составляющими единого целого - достижения полного понимания между людьми. Все эти составляющие в саентологии, считаются тесно взаимосвязанными и взаимозависимыми между собой.

Треугольник АРО в саентологии имеет множество способов применения для улучшения жизни. По их мнению, он помогает понять, как разговаривать с человеком, как установить контакт. Саентологи считают, что, поднимая одну из вершин треугольника, можно увеличить площадь всего треугольника, т. е., уровень взаимопонимания людей. Использование принципа АРО на практике - это первый шаг к тому, чтобы обрести доверие и взаимопонимание человека, эффективно провести одитинг.

Кроме того, принцип «Аффинити, Реальность, Общение» заключается в том, чтобы привести тэтана в такое состояние, когда его общение со своим разумом (во время одитинга), дает максимально положительные результаты для улучшения духовного состояния. По мнению саентологов, повышение АРО каждого человека приводит к лучшему пониманию жизни, повышению ответственности индивидов за сохранение вселенной и улучшению способности управлять собственной жизнью. Значительная часть Писания саентологии посвящена налаживанию контактов, понимания и общения с людьми. Другой не менее важный для саентологов принцип - это «Знание, Ответственность, Контроль». Подобно вершинам треугольника АРО, три этих элемента также взаимосвязаны и взаимодействуют. «Трудно нести ответственность за что-то или контролировать что-то, если вы не знаете этого. Глупо пытаться контролировать что-то или даже знать что-то, не беря на себя ответственности. Трудно полностью знать что-то или нести ответственность за что-то, что вы совсем не контролируете...», - писал Л. Рон Хаббард. Путь вверх от смерти, апатии или бездействия к достижению счастья, по мнению саентологов, заключается в том, чтобы знать что-то о ситуации, брать на себя определенную ответственность за состояние и положение дел и контролировать себя до такой степени, чтобы заставить положение дел приблизиться к идеальному Повышение чувства ответственности у человека, как считают саентологи, ведет к желанию умножить свои знания и приводит к возрастанию способности контроля.

Стремление тэтана выжить в качестве духовного существа в составе группы, во вселенной, в качестве бесконечности требует от него глубокого понимания этого принципа. «Понемногу поднимая каждую из вершин треугольника ЗОК, не обращая внимания на потери и упрочивая победы, человек, в конце концов, открывает для себя свою мощь и свою власть над жизнью, - писал Л. Рон Хаббард в своей работе «Саентология 0-8: книга основ». Саентологи считают, что ответственность каждого человека за рациональность и правильность поступков, нравственность поведения, обеспечивает выживание общества, нации, вселенной, бесконечности.

Практически каждая религия проповедует веру в существование Творца, Всевышнего. Согласно Рону Хаббарду, тэтан, который не разделяет веры в Верховное Существо, не является человеком в полном смысле этого слова. Многие религии приписывают Верховному Существу качества, недосягаемые обычным человеком. Он - Всемогущ, Всеведущ, Всеблаг.

Саентология отличается от таких религий тем, что не делает попыток описать природу и характер Всевышнего.

Учение Рона Хаббарда наделяет Верховное Существо качествами творца всего сущего. По сути, саентология основана на том, что всякое начало жизни находится в руке Создателя, а дальнейшее существование индивидов и их духовное спасение зависит от веры в «слово» Хаббарда.

Саентологи признают Верховное Существо как абсолютную основу бытия, но такое признание не влечет за собой поклонения ему в христианском понимании.

Особенность саентологии заключается в том, что от прихожан не требуется отказ от их прежних религиозных верований. Членство в саентологии не значит, что существует какая-то необходимость оставлять свою нынешнюю церковь, синагогу или мечеть. Такой принцип двойной веры не единственен в истории религий. Индуизм терпимо относится к последователям, исповедующим несколько религий. В Японии многие считают себя одновременно буддистами и синтоистами.

Саентология представляет собой развитие некоторых аксиом. К важнейшим из них относятся: человек является бессмертным духовным существом, его жизненный опыт простирается значительно дальше пределов одной жизни, он не отягощен первородным грехом и по природе своей он «хороший», истинный потенциал человека (тэтана) неограничен, духовное спасение зависит от самого человека, его духовного просветления, очищения и продвижения по восьми динамикам.

По своему содержанию вероучение Церкви саентологии представляется эклектичным и обладает рядом черт, присущих как традиционным религиям, так и новым религиозным движениям. К чертам, присущим традиционным религиям, в частности, следует отнести:

  • - веру в существование всемогущего Верховного Существа и духов (тэтанов), выходящих за границы чувственного восприятия;
  • - убежденность в переселение душ;
  • - мифологическое представление о создании Вселенной (тэтаны и Верховное Существо создали материю, энергию, пространство и время);
  • - уверенность последователей в достижении спасения путем религиозных практик (духовного очищения и религиозного обучения);
  • - принятие адептами догматических основ и предписаний исповедуемого вероучения за истину и веру в них;
  • - наличие этических и нравственных норм.

Кроме того, вероучение Церкви саентологии обладает отличительными особенностями от традиционных религий, к которым следует отнести:

  • - преданность и верность культовому лидеру;
  • - отсутствие требования отказаться от своего вероисповедания;
  • - обещание возможности достижения желаемых результатов при жизни, а не после нее;
  • - достижение духовной свободы и счастья в посюстороннем мире путем веры в учение Хаббарда и его «слово».

Предметами культа в служебной и обрядовой практике церкви являются: крест, треугольники АРО и ЗОК, буква «S», означающей «саентология».

Крест-символ крест имеет четыре луча, исходящих по диагонали из центра. Все концы креста и лучи символизируют восемь динамик. Четыре конца креста указывают на четыре стороны света, символизируя, что духовное развитие распространяется во всех направлениях и охватывает всю полноту жизни. Горизонтальная и вертикальная перекладина заканчиваются геральдическими символами из листьев и цветов, символизирующих полный расцвет человека.

Таким образом, символ саентологии показывает, что дух поднимается вверх, в конце концов, побеждая хаос во имя спасения.

Таким образом, исследование Церкви саентологии позволяет сделать вывод о том, что в культовой практике усматривается, особенные, характерные черты, отличные от традиционных религий. К ним в частности следует отнести:

  • 1. Наличие своеобразной формы исповеди - одитинга, целью которого является прохождение пути к полной духовной свободе и достижение личного спасения;
  • 2. Одитинг и обучение есть средства, с помощью которых индивид может влиять на свою судьбу в этой и будущей жизни;
  • 3. Использование технических средств (Е-метра) при проведении исповеди (одитинга);
  • 4. Отсутствие предметов поклонения;
  • 5. Преданность и верность идеям религиозного лидера;
  • 6. Существование особого класса религиозных должностных лиц, служащих в качестве хранителей Писания.

Таким образом, вероучение Рона Хаббарда произвольно синтезирует некоторые положения традиционных религий с чертами, свойственными религиям нового времени. В учении соединены религиозно-мифологические воззрения с современном прагматизмом, устремления людей к материальному благополучию и духовному, нравственному самосовершенствованию. На смену религиозным учениям большинства традиционных религий о фатальной греховности человека, его слабости, бессилия, заведомой обреченности Л. Роном Хаббардом предложена альтернативная установка: человек сам является творцом своего существования и ответственен за свою судьбу.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Религиозная доктрина Церкви саентологии