Ф.Й. Гайдн - основатель венской классической школы

О музыке Йозефа Гайдна - одного из основоположников венской классической школы - его друг и младший современник Вольфганг Амадей Моцарт писал: "Никто не в состоянии делать всё: и балагурить, и потрясать, вызывать хохот и глубоко трогать, и всё одинаково отлично, как это умеет Гайдн". С творчеством Гайдна связан расцвет таковых жанров, как симфония (их у него сто четыре, не считая утерянных), струнный квартет (восемьдесят три), клавирная соната (пятьдесят две). огромное внимание уделял композитор концертам для разных инструментов, камерным ансамблям и духовной музыке. Появился Йозеф Гайдн в деревне Рорау (Австрия) в семье каретного профессионалы. С восьми лет он стал петь в капелле Святого Стефана в Вене. Будущему композитору приходилось зарабатывать на жизнь перепиской нот, игрой на органе, клавире и скрипке. В семнадцать лет Гайдн растерял голос и был исключён из капеллы. Лишь через четыре года он нашёл постоянную работу - устроился аккомпаниатором к известному итальянскому оперному композитору Николе Порпоре (1686-1768). Тот оценил музыкальное дарование Гайдна и стал преподавать ему композицию. В 1761г. Гайдн поступил на службу к богатым венгерским князьям Эстерхази и провёл при их дворе в качестве композитора и управляющего капеллы практически тридцать лет. В 1790г. Капелла была распущена, но за Гайдном сохранили оклад и должность капельмейстера. Это дало мастеру возможность поселиться в Вене, путешествовать, выступать с концертами. В 90-х гг. Гайдн длительно жил и плодотворно работал в Лондоне. Он приобрёл европейскую известность, его творчество по достоинству оценили современники - композитор стал обладателем множества почётных степеней и званий. Йозефа Гайдна частенько называют "отцом" симфонии. Конкретно в его творчестве симфония стала ведущим жанром инструментальной музыки. В симфониях Гайдна увлекательна разработка главных тем. Проводя мелодию в различных тональностях и регистрах, придавая ей то либо другое настроение, композитор таковым образом обнаруживает ее скрытые способности, выявляет внутренние противоречия: мелодия то преображается, то возвращается к начальному состоянию. Гайдн владел узким чувством юмора, и эта изюминка личности отразилась в музыке. Во многих симфониях ритмика третьей части (менуэта) нарочито тяжеловесна, как будто автор пробует изобразить неуклюжие пробы простолюдина повторить стильные движения галантного танца. Остроумна симфония №94 (1791г.). В середине второй части, когда музыка звучит тихо и тихо, нежданно раздаются удары литавр - чтоб слушатели "не скучали". Не случаем произведение окрестили "С боем литавр, либо Сюрприз". Гайдн часто употреблял приём звукоподражания (поют птицы, бродит по лесу медведь и т.П.). В симфониях композитор частенько обращался к народным темам, в основном к славянским - словацким и хорватским. Представителям венской классической школы, и до этого всего Гайдну, принадлежит награда формирования устойчивого состава симфонического оркестра. До этого композиторы наслаждались только теми инструментами, которые в данный момент были доступны. Появление устойчивого состава оркестра - броский признак классицизма. Звучание музыкальных инструментов приводилось таковым образом в строгую систему, которая подчинялась правилам инструментовки. Эти правила основаны на знании возможностей инструментов и предполагают, что звук каждого - не самоцель, а средство, выражающее определённую идею. Устойчивый состав давал цельное, однородное звучание оркестра.

Кроме инструментальной музыки Гайдн уделял внимание опере и духовным сочинениям (создал ряд месс под влиянием Генделя), обращался к жанру оратории ("Сотворение мира", 1798г.; "Времена года", 1801г.).

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >