Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow История arrow Основные события в истории России

Идеологическая борьба на рубеже 16-17 в.

Восстание Степана Разина: роль казачества в социальных движениях в 17 в.

Наиболее острым проявлением социального недовольства в ХVП столетии стало движение, возглавляемое Степаном Разиным. В историографии в настоящий момент не существует единого мнения о характере этого выступления. Для историков досоветского периода оно трактовалось как антигосударственное движение, бунт. В советской историографии прочно закрепилось понятие «крестьянская война». В постсоветской историографии все более утверждается определение «социальное движение». Все большее внимание начинает уделяться вопросам государственной политики в отношении восставших, эволюции государственного механизма, важной задачей которого становилась борьба с бунтами, сохранение государственной и социальной стабильности.

Значимой социальной силой этого движения выступало донское казачество. Дон традиционно привлекал беглых крестьян, так как существовало правило «с Дону выдачи нет». Это был неписаный казачий закон, с которым русское правительство до поры до времени вынуждено было мириться, так как нуждалось в услугах казаков в налаживании военного дела и обороне границ государства. Привлекателен Дон был еще и потому, что здесь отсутствовали помещики и воеводы, важнейшие вопросы решались «на кругах» -- общих сходах, существовала выборность должностных лиц -- атаманов и их помощников есаулов.

Между тем, если изначально казачество являлось олицетворением равенства, то в ХVП в. оно все более становилось неоднородным. Были «домовитые» казаки, имевшие немалую собственность, наряду с ними постоянно увеличивались по численности «голутвенные» казаки, составлявшие низы казачьего общества. Поскольку иметь пашню и сеять хлеб казакам запрещалось под страхом смертной казни, законным источником их существования было государево жалование. Перебои с его поступлением ощущались постоянно, в силу чего казачество не брезговало и разбойничьими «походами за зипунами». До 60-х годов ХVП столетия они совершали набеги во владения враждебных России Крымского ханства и Турции. Эти походы не вызывали нареканий со стороны правительства России, так как были направлены против ее извечных врагов-соперников. Во второй половине ХVП в. возможностей для таких походов становилось все меньше. После того, как казаки в 1642 г. оставили Азов, турки его укрепили и тем самым лишили казаков выхода в Черное и Азовское моря. Оставалась другая дорога -- вниз по Дону, по Волге в Каспийское море, и далее в богатейшие владения Персии. Для этого было необходимо преодолеть мощную русскую крепость, расположенную в устье Волги -- Астрахань. Проблемы были в том, что Россия имела дружественные отношения с Персией, считала это государство выгодным торговым партнером и вовсе не желала ухудшения отношений из-за грабительских набегов казаков. Астрахань становилась мощным заслоном для их продвижения в Каспий.

Все это ухудшало положение казачества, и особенно «голутвенного», для которого «походы за зипунами» были чуть ли не единственным средством к выживанию. Они становились ядром недовольства. К ним примыкали те, кто в свое время бежал на Дон, но не был принят в казаки, так как казачий круг не принимал теперь всех, не желая делиться с ними тем жалованием, что шло от государства. Еще одной силой будущих антиправительственных выступлений были нерусские народы Поволжья (башкиры, татары, мордва, чуваши), испытывавшие двойной гнет от своих феодалов и русской администрации.

Предпосылкой будущих событий стало движение Василия Уса в 1666 г. Отряд под предводительством этого атамана состоял из нескольких сот человек и выступил с Дона, желая поступить на службу к царю. Казаки дошли до Тулы и отправили в Москву послов. Правительство отказалось от их услуг и повелело вернуться на Дон. Кроме того, было принято решение переписать всех этих казаков и вернуть беглых, входивших в их ряды. Против усовцев выступили царские войска. Атаман и его люди ушли на Дон, не выполнив требования правительства о выдаче беглых. Вскоре Ус стал одним из соратников другого атамана -- Степана Разина.

В 1667 г. окончилась война России с Польшей. На Дон хлынули новые партии беглых, начинался голод, социальная обстановка накалялась. Казаки пробирались на Дон и Каспий грабить торговые суда, но их громили русские правительственные силы. Постепенно бразды правления сосредоточил в своих руках атаман Разин. В мае 1667 г. его отряд отправился на Волгу, где нападал на караваны судов, вышел в Каспийское море, а затем по реке Яик поднялся к Яицкому городку и овладел им. Здесь разинцы перезимовали, запаслись артиллерией и направились во владения иранского шаха (Персию). Набеги были успешны. Зиму 1668--1669 гг. разинцы провели на Свином острове близ Гиляна. Летом 1669 г. иранский шах снарядил против разинцев флот, который был наголову разбит ими. Казаки захватили небывалую добычу и направились к Астрахани, где высадились в августе 1669 г.

Перед правительством вновь стал вопрос, как бороться с антигосударственными выступлениями. Одним из методов быстрого реагирования государственных сил становился сбор информации о настроениях восставших, целях и масштабах выступления. Уже в марте 1667 г. из донесений царицынского воеводы государю было известно, что число «воровских казаков» достигает двух тысяч. Заранее было известно и о планах нападения Разина на Яицкий городок. Из информации, собранной правительственным лагерем, было видно, что на этапе 1667 -- лета 1669 г. цель казаков была исключительно грабительская: «в войске де им пить и есть стало нечего, а государева денежного и хлебного жалования присылают им скудно, и они де пошли на Волгу реку покормиться». До июня 1667 г. основные действия правительственных сил сводились к разведывательным целям; затем стали предприниматься и карательные походы (не всегда успешные). Взятие Яицкого городка казаками заставило царя сменить основного воеводу на данном направлении -- астраханского. Осенью 1667 г. правительство, надеясь отговорить казаков «отстать от воровства», направило к Разину своих представителей с «милостивой грамотой», обещающей простить и забыть разинцам прежние вины, если те повинятся и вернутся на Дон. В это время Разин со своими людьми шел походом на Каспий, грамота была вручена по их возвращении в августе 1669 г. Разин изобразил притворную покорность, согласился вернуть плененных им русских и отправить к царю шестерых человек с повинной. Добиться возвращения плененных персов и украденных товаров не удалось. После того, как местные воеводы взяли с казаков обещание впредь служить царю и сдать суда и артиллерию, они пропустили разинцев на Волгу и Дон.

Между тем С. Разин занялся подготовкой нового похода. До сих пор походы казаков носили в основном характер разбойных действий, теперь же начинался этап, связанный с выражением социального протеста. Новый поход был направлен против бояр. В 1670 г. к Разину все более активно примыкают русские крестьяне и народы Поволжья. Путь 7-тысячного отряда весной 1670 г. лежал на Царицын. Разин без труда взял его, учинив расправу над местными воеводами, приказными, военачальниками, богатыми купцами. Их имущество было поделено восставшими. Далее разинцы двинулись к Черному Яру, гарнизон которого восстал, и перешел на их сторону. После этой победы открылся путь на Астрахань. Когда Разин подошел к городу, там вспыхнуло восстание местных жителей, стрельцов и солдат гарнизона. Сопротивление оказала лишь небольшая группа во главе с воеводой князем Иваном Прозоровским, которые вскоре были перебиты. Из Астрахани войско восставших вновь двинулось к Царицыну и далее вверх по Волге. На их сторону добровольно перешли Саратов и Самара. К населению Поволжья Разин направлял грамоты с призывами примкнуть к восстанию, расправиться с боярами и дворянами, воеводами и приказными. Эти послания (прелестные письма) сыграли немаловажную роль в расширении состава участников движения. В начале сентября 1670 г. разинцы начали осаду Симбирска, продлившуюся почти месяц.

События в Поволжье все более беспокоили центральное правительство. Уже в конце августа в Среднее Поволжье было направлено 60-тысячное войско. В Симбирске в это время верные правительству люди, во главе с воеводой князем Иваном Милославским, расположившись в укрепленном местном кремле, отбили четыре яростных штурма повстанцев. В начале октября из Казани подошли правительственные силы под командованием Юрия Барятинского. Они нанесли Разину поражение и соединились с силами Милославского. Разинцы ушли на Дон. Здесь сам Разин был схвачен «домовитыми» казаками и выдан правительству. Своей конечной цели -- взятия Москвы, расправы со столичными боярами и дворянами Разин так и не добился. 4 июня 1671 г. он был доставлен в Москву и два дня спустя казнен на Красной площади.

Восстание потерпело неудачу. Причины следующие: слабая организация в среде восставших, невозможность их продолжительной и успешной борьбы с хорошо обученными и вооруженными правительственными силами, а также отсутствие четких представлений о целях борьбы. Восставшие отнюдь не являлись противниками монархии, так, во флотилии разинцев имелся струг, обитый красным бархатом, в котором, якобы, находился царевич Алексей Алексеевич -- умерший незадолго до восстания сын царя Алексея Михайловича. Опору Разина составляло казачество, для которого идеалом был казачий уклад жизни. Казаки желали изменить власть и существующие порядки, к своей борьбе они привлекли многочисленное крестьянство. Но жизнь казаков была связана либо с государевой службой, либо с походами «за зипунами». Даже если бы Разину удалось добиться своих целей, пресловутого казачьего равенства все равно не было бы установлено. Жалование казаков должно было обеспечиваться трудом крестьян, разница их в положении была неизбежна. Она же служила причиной дальнейших социальных конфликтов.

Весной 1682 г., в царствование преемника Алексея Михайловича на престоле царя Федора Алексеевича, донские казаки попытались повторить движение Разина, в своем отряде они даже имели его знамена. Движение охватило уезды, соседние с Войском Донским. Но уже в мае 1682 г. власти приняли быстрые и решительные меры, казнили наиболее активных участников движения. Подобные же попытки предпринимались на Дону и в 1682-- 1683 гг.

Рекомендуется готовиться по: «История России 16-17 в». Введенский, Малазин, Колесников, Артамонов. Издательство «Владос».

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Основные события в истории России
1. Борьба за власть боярских группировок в годы регентства Елены Глинской2. Внешняя политика Ивана IV3. Перспективы политического развития России в контексте реформ Избранной рады4. Мероприятия правления Бориса Годунова по предотвращению последствий опричнины5. Особенности и формы социально-экономического развития России в 16 в.6. Проблемы учреждения опричнины и оценка ее последствий в отечественной историографии (смотреть в отдельном документе)7. Проблемы формирования фонда земель для обеспечения государственной и военной службы в годы царствования Ивана III и Василия III8. Феномен самозванчества в РоссииЛжедмитрий IПредыстория Лжедмитрия IЯвление Лжедмитрия IПоход на МосквуСамозванец ли?Царь Лжедмитрий IЦаревич Пётр ФедоровичЛжедмитрий II («тушинский вор»)Лжедмитрий III9. Внешняя и внутренняя политика Василия Шуйского10. Проекты реформ В. Голицына: социально-экономические и политические противоречия их реализации11. Посадское строение по Соборному уложению (черные и белые слободы)12. Соборное уложение как исторический источник (смотреть у Манькова)13. Эволюция противостояния феодальных землевладельцев по Соборному уложению 1649 года (поместья и вотчины) (и у Манькова)14. Внешняя политика России в конце 16-17 вв.15. Внешняя политика в годы Смуты16. Великое посольство: планы, задачи, реализации, идеи Петра I17. Повседневная жизнь черносошных крестьян (проблема быта)18. Обмирщение русской культуры в 17 в.19. Социально-экономические приоритеты «земли» по приговору 30 июня20. Социальные исторические традиции Земского движения в годы смуты: 1 и 2 ополчение21. Дискуссия о времени зарождения капиталистического движения в России22. Сельское хозяйство и традиционные промыслы в 16-17 вв.24. Культура России в 16 в.25. Проблемы установления крепостного права в России и его эволюция в 16-17 в.26. Эволюция поместной системы в 16-17 в.27. Начальные этапы колонизации Сибири28. Эволюция церковного управления в 16-17 в.29. Церковный раскол: причины, этапы, последствия30. Идеологическая борьба на рубеже 16-17 в.31. Восстание Степана Разина: роль казачества в социальных движениях в 17 в.