Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow История arrow Основные события в истории России

Явление Лжедмитрия I

В 1602 году в Речи Посполитой объявился человек, выдававший себя за чудом уцелевшего царевича Дмитрия, сына Ивана IV. Существует не менее десятка легенд о том, при каких обстоятельствах «царевич» решил открыться своим польским покровителям. По одной из наиболее известных версий, умирающий слуга пана Адама Вишневецкого исповедался священнику, открыв ему, что он - сын русского царя. Вишневецкий вылечил царевича, ввёл его в круг польской шляхты, представил ко двору Сигизмунда III.

Из сохранившихся источников (в частности - дневников Марины Мнишек и грамот самого Лжедмитрия I, хранящихся в архиве Ватикана) известно, что человек, представленный Мнишикам и польскому королю как царевич Дмитрий, поведал несколько совершенно неправдоподобных версий своего «чудесного спасения». Ни одна из них не имела ничего общего с тем, что на самом деле произошло в Угличе в 1591 году.

Но для поляков, получивших в свои руки такой козырь, это было совершенно неважно.

О том, что самозванец был подготовлен русскими боярами, а польская шляхта и иезуиты только воспользовались им в своих интересах, русские историки заговорили еще в XVIII-XIX веках. М.М. Щербатов, С.М. Соловьёв, Н.И.Костомаров, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов однозначно считали самозванца орудием в борьбе боярских кланов с Борисом Годуновым и между собой.

По одной из самых распространённых версий, поддержанной рядом виднейших российских историков, под личиной самозванца скрывался Юрий (Григорий) Отрепьев - служилый человек из двора опальных бояр Романовых, постригшийся в монахи Чудова монастыря, а затем бежавший в Литву.

Не исключено, что Лжедмитрий I был прямым ставленником бояр Романовых, роль которых в истории Смуты трактуется историками весьма двусмысленно. В пользу этой версии говорит целый ряд фактов. Например, опальный боярин Фёдор Никитич (Филарет), отец будущего царя Михаила Романова, был произведён Лжедмитрием I в митрополиты. Он был виднейшим лицом и в Тушинском лагере, а затем возглавил посольство в Польшу, целью которого было ускорить коронацию царевича Владислава - одного из реальных претендентов на русский престол.

Уйти в монастырь Отрепьева заставили гонения на Романовых, начатые Борисом Годуновым в 1600 году. Боярский слуга испугался виселицы и постригся в монахи.

Р.Г. Скрынников пишет: «В царствование Романовых было небезопасно или, во всяком случае, неприлично вспоминать этот факт из биографии «вора» и богоотступника, вследствие этого история пострижения Юрия Отрепьева получила совершенно превратное истолкование в летописных сочинениях».

С.Ф. Платонов также указывает, что Лжедмитрий I в числе своих благодетелей, помогавших ему скрываться от Годунова, назвал Б. Бельского и Щелкановых, и действительно отличил их, так же как и Романовых, когда пришёл к власти.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Основные события в истории России
1. Борьба за власть боярских группировок в годы регентства Елены Глинской2. Внешняя политика Ивана IV3. Перспективы политического развития России в контексте реформ Избранной рады4. Мероприятия правления Бориса Годунова по предотвращению последствий опричнины5. Особенности и формы социально-экономического развития России в 16 в.6. Проблемы учреждения опричнины и оценка ее последствий в отечественной историографии (смотреть в отдельном документе)7. Проблемы формирования фонда земель для обеспечения государственной и военной службы в годы царствования Ивана III и Василия III8. Феномен самозванчества в РоссииЛжедмитрий IПредыстория Лжедмитрия IЯвление Лжедмитрия IПоход на МосквуСамозванец ли?Царь Лжедмитрий IЦаревич Пётр ФедоровичЛжедмитрий II («тушинский вор»)Лжедмитрий III9. Внешняя и внутренняя политика Василия Шуйского10. Проекты реформ В. Голицына: социально-экономические и политические противоречия их реализации11. Посадское строение по Соборному уложению (черные и белые слободы)12. Соборное уложение как исторический источник (смотреть у Манькова)13. Эволюция противостояния феодальных землевладельцев по Соборному уложению 1649 года (поместья и вотчины) (и у Манькова)14. Внешняя политика России в конце 16-17 вв.15. Внешняя политика в годы Смуты16. Великое посольство: планы, задачи, реализации, идеи Петра I17. Повседневная жизнь черносошных крестьян (проблема быта)18. Обмирщение русской культуры в 17 в.19. Социально-экономические приоритеты «земли» по приговору 30 июня20. Социальные исторические традиции Земского движения в годы смуты: 1 и 2 ополчение21. Дискуссия о времени зарождения капиталистического движения в России22. Сельское хозяйство и традиционные промыслы в 16-17 вв.24. Культура России в 16 в.25. Проблемы установления крепостного права в России и его эволюция в 16-17 в.26. Эволюция поместной системы в 16-17 в.27. Начальные этапы колонизации Сибири28. Эволюция церковного управления в 16-17 в.29. Церковный раскол: причины, этапы, последствия30. Идеологическая борьба на рубеже 16-17 в.31. Восстание Степана Разина: роль казачества в социальных движениях в 17 в.