Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow История arrow Основные события в истории России

Феномен самозванчества в России

Феномен самозванства - одна из самых дискуссионных и загадочных проблем российской истории. Истинные корни этого явления, характерного не только для России, но и многих других европейских и азиатских стран, до сих пор не выяснены.

Что касается русских «самозванцев» XVII-XVIII веков, то в дореволюционной народническо-либеральной историографии, равно как и в советских исторических изысканиях, самозванчество пытались объяснить борьбой народных масс против их угнетения феодальной верхушкой, связать его с народным сопротивлением государственной политике закрепощения крестьянства, классовой борьбой и т.д. Недаром практически все появления самозванцев в России сопровождались крестьянскими войнами, государственными переворотами, общей социальной нестабильностью.

Современный взгляд на феномен самозванства несколько шире. Многие исследователи отмечали непосредственную связь русского самозванчества с национальным менталитетом. Настойчивое стремление народа к обожествлению царской власти несколько веков к ряду приводило к тому, что подданные сами создавали в своём воображении образ идеального монарха, который установит «царство божие на земле». Такой монарх должен править мудро и справедливо, учитывая интересы всех социальных групп.

Известно, что и русские самодержцы любили «поиграть в самозванцев», усаживая вместо себя на трон шутов-заместителей. Иван Грозный «отдавал» царский престол татарину Семеону Бекбулатовичу, Пётр I уступал своё место «князю-кесарю» Ю.Ромодановскому. «Заместители» пародировали образ действий правителя и принимали всю критику в его адрес. Всё это проделывалось то ли в шутку, то ли всерьёз: исполнялся определённый ритуал, и участвовать в нём должен был весь двор, а то и вся страна.

Когда же назревали исторические условия (династический кризис, недовольство населения, падение авторитета государственной власти и т.п.) самозванцы являлись уже сами собой и в таком количестве, что для борьбы с ними у законных правителей подчас не хватало ни военных, ни политических сил.

Особенности русского менталитета испокон веков позволяли любому авантюристу, сумевшему талантливо пообещать исполнение всех народных чаяний, оказаться на самой вершине государственной власти. И если в XVII -XVIII веках такому авантюристу-самозванцу нужна была хотя бы легенда о его принадлежности к царской династии (Лжедмитрии I,II,III, различные «царевичи» и «царевны»), то в XX веке, когда династия была уже окончательно дискредитирована, Ленину и Троцкому потребовались совсем другие «легенды»…

Писатель В.Г. Короленко когда-то пришёл к выводу, что «Россия вообще страна самозванцев». «Самозванец», т.е. человек, который выдаёт себя за кого-то другого, посредством присвоения чужого имени, титула или звания, чувствует себя на бескрайних просторах России совершенно свободно. Не случайны в русской литературе явления Хлестакова - ничтожества, выдающего себя за важного человека; Чичикова, который скупает «мёртвых душ», чтобы таким образом придать себе вес в обществе. Даже героиня Отечественной войны 1812 года, первая русская женщина-офицер Надежда Дурова, и та вынуждена была стать самозванкой, чтобы изменить свою личную судьбу.

Если же брать во внимание только тех самозванцев, что выдавали себя за членов царствующей династии - претендентов на российский престол, то и их точное количество подсчитать совершенно невозможно.

Современные историки располагают далеко не полным «списком» известных русских самозванцев XVII-XX веков, о которых сохранились внятные упоминания в различных источниках:

  • 1. «князь» Иван - предполагаемый «сын» Ивана Грозного от Анны Колтовской;
  • 2. «царевич» Лаврентий - «внук» Ивана Грозного, «сын» убитого им царевича Ивана;
  • 3. целый выводок предполагаемых «царевичей» - сыновей царя Фёдора Иоанновича: два Петра, Август, Василий, Лавр, Семён (Семеон), Клементий, Ероша и Мартынка. (Фёдор Иоаннович, как известно, с трудом смог стать отцом только одной умершей в раннем детстве царевны Феодосии).
  • 4. Три Лжедмитрия (I, II, III)
  • 5. «чудом спасшийся» от расправы в Москве царевич Фёдор Годунов;
  • 6. Два лже-Ивашки - «сыновья» Лжедмитрия I и Марины Мнишек;
  • 7. Иоанн - «сын» царя Василия Шуйского;
  • 8. «царевич» Симеон - «сын» Алексея Михайловича;
  • 9. Пётр и Алексей - «сыновья» Петра I;
  • 10. череда «Петров III»;
  • 11. адъютант Опочинин - «сын» Елизаветы Петровны и английского короля, якобы приезжавшего в Россию инкогнито;
  • 12. княжна Тараканова - «дочь» Елизаветы Петровны;
  • 13. отставной солдат Николай Степанов - «сын» Екатерины II;
  • 14. «сын» Павла I - великий князь Константин Павлович;
  • 15. лже-княгиня Лович «жена» Константина Павловича;
  • 16. «дети» Николая II, спасшиеся от расстрела в Екатеринбурге. Всего, по разным подсчётам, под именами «царских детей» выступало около 230 самозванцев. Особенно многочисленны самозванки, фигурировавшие в разное время под именем младшей дочери императора Анастасии. Немало было и других «дочерей»: великие княжны Ольга, Татьяна. Мария. К той же группе относятся лже-царевичи Алексеи.

Мы остановимся на характеристике лишь тех самозванцев, которые оставили наиболее яркий след в истории России и вызвали небезынтересные дискуссии в отечественной и зарубежной историографии.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Основные события в истории России
1. Борьба за власть боярских группировок в годы регентства Елены Глинской2. Внешняя политика Ивана IV3. Перспективы политического развития России в контексте реформ Избранной рады4. Мероприятия правления Бориса Годунова по предотвращению последствий опричнины5. Особенности и формы социально-экономического развития России в 16 в.6. Проблемы учреждения опричнины и оценка ее последствий в отечественной историографии (смотреть в отдельном документе)7. Проблемы формирования фонда земель для обеспечения государственной и военной службы в годы царствования Ивана III и Василия III8. Феномен самозванчества в РоссииЛжедмитрий IПредыстория Лжедмитрия IЯвление Лжедмитрия IПоход на МосквуСамозванец ли?Царь Лжедмитрий IЦаревич Пётр ФедоровичЛжедмитрий II («тушинский вор»)Лжедмитрий III9. Внешняя и внутренняя политика Василия Шуйского10. Проекты реформ В. Голицына: социально-экономические и политические противоречия их реализации11. Посадское строение по Соборному уложению (черные и белые слободы)12. Соборное уложение как исторический источник (смотреть у Манькова)13. Эволюция противостояния феодальных землевладельцев по Соборному уложению 1649 года (поместья и вотчины) (и у Манькова)14. Внешняя политика России в конце 16-17 вв.15. Внешняя политика в годы Смуты16. Великое посольство: планы, задачи, реализации, идеи Петра I17. Повседневная жизнь черносошных крестьян (проблема быта)18. Обмирщение русской культуры в 17 в.19. Социально-экономические приоритеты «земли» по приговору 30 июня20. Социальные исторические традиции Земского движения в годы смуты: 1 и 2 ополчение21. Дискуссия о времени зарождения капиталистического движения в России22. Сельское хозяйство и традиционные промыслы в 16-17 вв.24. Культура России в 16 в.25. Проблемы установления крепостного права в России и его эволюция в 16-17 в.26. Эволюция поместной системы в 16-17 в.27. Начальные этапы колонизации Сибири28. Эволюция церковного управления в 16-17 в.29. Церковный раскол: причины, этапы, последствия30. Идеологическая борьба на рубеже 16-17 в.31. Восстание Степана Разина: роль казачества в социальных движениях в 17 в.