РАСЧЕТ ОСТОЙЧИВОСТИ И ПОСАДКИ СУДНА ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ГРУЗОВОГО ПЛАНА

Остойчивостью называется способность судна, выведенного из положения равновесия под воздействием внешних сил, снова возвращаться к данному положению после прекращения этого воздействия. Остойчивость Ї важнейшее мореходное качество судна, обеcпечивающее безопасность плавания. В теории различают начальную остойчивость, т.е. остойчивость на малых углах крена, и остойчивость на больших углах крена.

Остойчивость на малых углах крена характеризуется величиной начальной метацентрической высоты судна h, остойчивость на больших углах крена Ї зависимостью плеча остойчивости l от угла крена и.

Графическое изображение этой зависимости называется диаграммой статической остойчивостью

Таблица 9. Остойчивость судна

Статьи нагрузки

Р

Z

X

Mz

Mx

mсв

Груз (cargo)

Трюм № 1

390

2.17

35.51

846,3

13848,9

Трюм № 2

910

3.69

16.65

3357,9

15151,5

Трюм № 3

910

3.69

-3.15

3357,9

-2866,5

Трюм № 4

890

3.69

-22.68

3284,1

20185,2

Палубный груз

19,2

7.85

-24.7

150,72

474,24

Легк. топливо (MGO)

Танк №10

50.2

3,35

-34,50

Танк №11

15

0,44

-34,50

Смаз. масла (LO)

Танк 12

2,06

0,44

36,70

Питьевая вода т.13,14

10

5,3

-50,45

форпик

36

2,00

48,60

Экипаж с багажом

3

8,01

-42,66

Cудно порожнем

1199

2,14

-7,9

?

D

zg

xg

Mz

Mx

Где :

Zg = Mz / D; Xg = Mx / D;

Проверка остойчивости судна, в основном, производится по рассчитанным величинам Zg и h, однако в ряде случаев бывает необходимо проверить остойчивость судна по всем критериям, установленным требованиями Международной конвенции СОЛАС 74, Резолюции ИМО А.749 (18) от июня 1999 г. и классификационного общества, под надзором которого находится судно.

После снятия табличных значений элементов теоретического чертежа определяем метацентрическую высоту загруженного судна:

h = zm - zg

где: h Ї метацентрическая высота;

zm Ї аппликата поперечного метацентра (выбираем из таблиц теоретических кривых судна);

zg Ї исправленная аппликата ЦТ судна.

Определяем дифферентующий момент судна:

Мдиф = Мх - D * xc.

Затем рассчитываем дифферент судна:

?t = Мдиф/(100 * MTC).

На основании рассчитанного дифферента определяем осадки судна на носу (Тн), на корме (Тк) и на мидель-шпангоуте (Тср):

Тн = d + ?t * (0,5 - xf/Lbp);

Тк = d - ?t * (0,5 + xf/Lbp);

Тср = (Тн + Тк)/2.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >