Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Техника arrow Основы управление флотом и технология перевозки грузов

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ТРАНСПОРТИРОВКИ

В связи с тем, что экономическая эффективность транспортных операций во многом зависит от правильно выбранных транспортных условий, в контракте купли-продажи предусматривается особый раздел - транспортные условия. В нем устанавливаются обязательства продавца и покупателя, принимаемые ими по перемещению товара. В контракт включаются порядок перевозки грузов, условия и сроки погрузки и выгрузки, размер, порядок оплаты и расчеты провозных платежей, проформа чартера, вид коносамента, другие виды услуг. В каждом конкретном случае содержание условий зависит от вида транспорта, характера товара, типа сделки, базисного условия поставки. Практическое управление ходом надлежащим образом организованных перевозок осуществляется с помощью правильно организованного документирования и документооборота, а также информатизации и компьютеризации всех транспортных процессов.

Наряду с общими действующими кодексами и уставами, регламентирующими соответствующие транспортные перевозки, в каждом конкретном случае составляется договор перевозки (41). В этом документе перевозчик обязуется перевезти оговоренный груз до заданного пункта в согласованные сроки, а отправитель - в установленном порядке оплатить работу перевозчика.

Для разных видов транспорта существует своя терминология, относящаяся к документированию перевозок, и составляемые погрузочные документы имеют свои особенности. Для железнодорожного транспорта первичным документом, имеющим силу договора, является накладная, составляемая отправителем. В необходимый комплект сопроводительной документации, кроме накладной, входят дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о приеме груза. В накладной отправитель указывает станцию и дорогу назначения, наименование отправителя и получателя, почтовые адреса, число погрузочных мест, вид упаковки, массу груза, данные о вагоне и норму его загрузки. Эти же данные заносятся и в остальные три упомянутых документа.

Транспортные условия договора купли-продажи могут включать:

сроки отгрузки товара;

место и порядок сдачи товара продавцом покупателю;

порядок размещения груза на судне;

наименование портов, железнодорожных станций и пунктов перегрузки, передачи товара с одного вида транспорта на другой;

норму погрузки, выгрузки и порядок расчета сталийного времени;

порядок информирования продавца и покупателя о подходе транспортных средств в пункты, поименованные в контракте, и готовности судна к выполнению грузовых операций;

определение сторон, оплачивающих расходы по погрузке, выгрузке транспортных средств и другие виды услуг;

назначение агентов по обслуживанию транспортных средств в пунктах, указанных в контракте, или экспедиторов, обслуживающих грузы;

порядок расчетов по договорам комиссии с посредниками;

документы, сопровождающие груз;

порядок извещения покупателя об отгрузке и возмещения ущерба в случае отсутствия такой информации.

Перевозка товаров морем по традиции осуществляется двумя способами в зависимости от характера товара. При перевозке навалом, насыпью, наливом (зерно, уголь или нефть) перевозчик может нанять судно целиком по договору фрахтования. При необходимости перевезти отдельные партии грузов товар обычно укладывается в трюм или на палубу судна и перевозится на основании авиатранспортного документа или авиагрузовой накладной. При международных перевозках автотранспортом используются автотранспортные накладные.

Классификация документов на перевозку грузов разными видами транспорта.

Коносамент - это документ, выдаваемый судовладельцем (капитаном) грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским путем. Он выполняет три основные функции: 1) удостоверяет принятие груза к перевозке; 2) является товарораспределительным документом, так как дает право получить груз тому, на кого он выписан; 3) свидетельствует о заключении договора перевозки груза морским путем, по которому перевозчик обязуется доставить груз.

Выполняя первую функцию, коносамент с юридической точки зрения представляет собой расписку судовладельца или его уполномоченного, удостоверяющую, что определенные товары в указанном количестве и состоянии погружены на судно для перевозки к установленному месту назначения или что товары приняты под охрану судовладельца в целях перевозки. На коносаменте обязательно должно содержаться указание судоходной компании “груз на борту”, “груз погружен” или “груз принят к погрузке”.

Вторая функция коносамента - давать право владельцу оригинала распоряжаться грузом, чтобы при желании продать товар, находящийся еще в пути и представленный коносаментом, для чего товарораспределителю достаточно продать или переуступить свои права по коносаменту.

Третью функцию коносамент выполняет при перевозках товаров на судах регулярных линий или при поставке грузов отдельными партиями, недостаточными по своим размерам для использования всего судна или его части.

Различают следующие виды коносаментов: именной, ордерный и на предъявителя. В именном указывается, что товар должен быть доставлен определенному получателю с указанием его наименования и адреса. Ордерный означает, что грузоотправитель может передать свои права третьему лицу, поставив на обороте свою подпись и печать индоссирование (Индоссирование - акт переуступки нрава собственности на документ и покрываемые им товарно-материальные ценности или денежные средства). Коносамент на предъявителя указывает, что товар передается любому лицу - держателю коносамента. На практике коносаменты на предъявителя используются редко, поскольку коносамент - товарораспределительный документ, который представляет собой символ указанных в нем товаров, и его передача влечет за собой передачу права собственности или права владения (если товар заложен).

Традиционная форма оборотных коносаментов (подлежащих индексации) предпочтительнее в некоторых видах международного бизнеса. Она обычно применяется в торговле такими товарами, как зерновые или нефть, а также в тех случаях, если покупатель намерен заложить коносамент в банк до прибытия товара.

Коносамент может быть прямой (на один порт) или сквозной (морской транзит). Если морская перевозка составляет только часть общей перевозки, и товары должны перевозиться другими наземными и морскими перевозчиками, то может оказаться, что отправителю удобнее получить сквозной коносамент, чем заключать договоры с несколькими перевозчиками. Такие коносаменты все больше используются в современной практике.

Коносамент составляют на основании погрузочного ордера, подписанного отправителем груза. Он передает порту экспортное поручение с необходимыми реквизитами.

Коносамент без оговорок о состоянии принятого на борт груза является чистым. Он является чистым и в тех случаях, когда в нем имеются:

оговорки, которые не содержат прямых указаний на то, что товар или его упаковка имеют неудовлетворительное состояние (например: “упаковочные коробки были в употреблении”);

оговорки об освобождении перевозчика от ответственности за риски, связанные с характером товара и его упаковки;

оговорки относительно того, что перевозчику неизвестны характер товара, техническая спецификация, вес, размеры, качество и т.п.

Дата выписки коносамента фиксирует срок выполнения договора купли-продажи, являясь датой поставки. В практике международной торговли и внешней торговли России преобладают ордерные коносаменты, так как они упрощают передачу прав на груз. Именные же коносаменты выписываются реже, преимущественно на ценные грузы.

При транспортировке грузов на российских судах по чартерам, не регламентирующим конкретные формы коносамента, а также при перевозке грузов без чартеров пароходства применяют стандартные коносаменты КИ-61. Если перевозится крупная партия грузов в течение длительного времени, то на практике заключается такой контракт, по которому грузоотправитель должен предъявить к отгрузке фиксируемое количество груза в обусловленный срок. При этом в контракте указывается тарифная ставка, которая ниже базисной, с учетом скидки за крупную партию груза. При оформлении отгрузки товара чартерами есть несколько видов оплаты фрахта:

по мере выгрузки товара из трюма;

после окончания выгрузки;

заранее, о чем в коносаменте делают специальную оговорку;

по подписании коносамента 1/3 суммы фрахта за вычетом процентов за страхование, остаток - после сдачи груза;

по подписании коносамента целиком.

Основными пунктами чартерного договора являются следующие:

время и место заключения чартера;

полное юридическое наименование сторон (преамбула чартера);

название и описание судна;

право замены первоначально указанного судна другим;

род груза;

место погрузки и разгрузки;

условия погрузки и разгрузки, включая условия оплаты демереджа (штрафа за сверхнормативный простой) и диспача (премии за досрочную погрузку/разгрузку);

порядок оплаты фрахта;

срок подачи судна, включая канцелинг - конечный срок подачи судна под погрузку, при несоблюдении которого фрахтователь имеет право расторгнуть чартер;

прочие условия: ледовая оговорка, оговорка о форс-мажоре и другие.

Виды чартеров: тайм-чартер - договор об аренде судна, когда все судно или его часть предоставляется на определенное время в распоряжение фрахтователя для перевозки грузов в любых направлениях; димайз-чартер - договор об аренде судна, когда судовладелец передает его фрахтователю на оговоренный срок вместе с командой, члены которой становятся служащими нанимателя; бербоут-чартер - договор о найме судна без экипажа, фрахтователь несет все расходы по его использованию и выплачивает арендную плату судовладельцу. Чартер может быть чистым, если договор подписывается без каких- либо изменений стандартной формы; открытый - документ без указания рода груза и пункта назначения. Чартеры могут заключаться заблаговременно либо в срочном порядке (промпт) и даже с условием немедленной готовности судна к перевозке (спот-промпт). В чартере зафиксировано распределение функций и затрат между фрахтовщиком и фрахтователем по содержанию экипажа судна, поддержанию судна в морском состоянии, по его ремонту, снабжению, оплате сборов, стивидорных работ и др.

К транспортным документам следует относить также документы, обеспечивающие перевозку: доковая расписка, морская накладная, расписка в получении груза, гарантийное письмо; экспедиторское свидетельство о транспортировке; подтверждение на фрахтование тоннажа; заявление-требование об отправке; фрахтовый счет; извещение о прибытии груза; извещение о возникновении препятствий в перевозке груза; извещение о поставке; грузовой маршрут; фрахтовый маршрут; контейнерный маршрут.

Доковая расписка выдается управлением порта о принятии товара для отправки и помещения на портовый склад.

Железнодорожная накладная международного сообщения и ее дубликат являются транспортными документами при международных железнодорожных грузовых перевозках. Накладная является документарным оформлением договора перевозки между грузоотправителем и администрацией железной дороги.

Основное содержание накладной: название станции назначения, наименования груза, оплата за перевозку, объявленная ценность груза. Она выписывается грузоотправителем или его экспедитором на имя грузополучателя, перевозчик ставит штемпель на накладной и на дубликате, который остается у грузоотправителя. Накладная следует с грузом. К каждой накладной прилагается товаросопроводительная Документация: отгрузочная спецификация, сертификат о качестве, упаковочный лист и т.п.

Авиагрузовая накладная - документ, который выписывает грузоотправитель и который подтверждает наличие договора между грузоотправителем и перевозчиком о перевозке грузов по авиалиниям перевозчика. Авианакладная заполняется грузоотправителем в трех подлинных экземплярах и вручается перевозчику вместе с товарами. На первом экземпляре ставится пометка “для перевозчика”, и он подписывается грузоотправителем; второй экземпляр носит пометку “для получателя” и подписывается грузоотправителем и перевозчиком, следует с товарами; третий экземпляр подписывается перевозчиком и возвращается грузоотправителю после того, как товар принят. Содержание накладной: наименование авиапортов отправления и прибытия, прилагаемые к накладной документы, объявленная ценность, сумма платежа за перевозку, дата составления накладной и т.д. Авианакладная не является ни товарораспределительным, ни передаточным документом. Роль ее заключается в доказательстве заключения договора перевозки, принятия товара к перевозке и условий перевозки.

Автодорожная накладная (накладная автодорожной перевозки) - транспортный документ, подтверждающий наличие договора между перевозчиком и отправителем об автодорожной перевозке грузов. Накладная подписывается перевозчиком и грузоотправителем. Накладная не является товаросопроводительным документом, не может быть индоссирована, груз выдается указанному в ней получателю.

Морская (речная) накладная - документ, который выдастся перевозчиком отправителю груза, перевозимого по реке. Он подтверждает принятие груза к перевозке и обязывает перевозчика передать груз в порту назначения грузополучателю. Накладная не является ни оборотным, ни товарораспределительным документом. К накладной прилагаются необходимые товарораспределительные документы.

Расписка в получении груза является документом, который выдается перевозчиком или его агентом и который подтверждает получение для перевозки поименованных в нем грузов на условиях, указанных в документе, или на которые дается ссылка в документе и который позволяет перевозчику выписать транспортный документ.

Гарантийное письмо - документ, выдаваемый грузополучателем или его банком и подтверждающий, что перевозчик не несет ответственности за любые последствия, которые могут возникнуть из-за неоформления транспортного документа.

Подтверждение на фрахтование тоннажа - документ, выдаваемый перевозчиком в подтверждение того, что для данной партии зарезервировано место на каком-либо транспортном средстве.

Извещение о прибытии груза является уведомлением перевозчиком грузополучателя в письменной форме, по телефону или при помощи каких-либо других средств (заказное письмо, телекс, телеграмма и др.), извещающее о том, что адресованная ему партия товара предоставляется или будет предоставлена в его распоряжение в определенном пункте места назначения.

Извещение о возникновении препятствий в поставке груза - запрос перевозчика грузоотправителю для получения инструкций относительно того, что надлежит делать с партией груза, когда возникают препятствия, связанные с доставкой, а в транспортном документе не содержится инструкций грузоотправителя относительно возвращения товара.

Извещение о поставке груза - письменное уведомление, высылаемое перевозчиком грузоотправителю по его просьбе с целью сообщения ему фактической даты поставки.

Извещение о возникновении препятствий в перевозке груза - это запрос перевозчика грузоотправителю или, в случае необходимости, грузополучателя для получения инструкций, что надлежит делать с партией груза, когда возникают препятствия в перевозке до отправки или в пути после принятия данной партии груза.

Грузовой манифест является документом, в котором перечисляются все товары, составляющие груз, перевозимый на каком-либо транспортном средстве или транспортной единице. В этом документе указываются коммерческие данные о товаре, такие как номера транспортных документов, наименование грузоотправителя и грузополучателя, маркировка, число, вес и вид грузовых мест, а также описание и количество товаров.

Фрахтовой манифест является документом, который, кроме той информации, которую содержит грузовой манифест, включает дополнительные данные, касающиеся платы, взимаемой за провоз, и прочих расходов.

Контейнерный манифест, или упаковочный лист грузовых единиц - это документ, в котором содержится перечисление содержимого конкретных грузовых контейнеров или других транспортных единиц. Он выписывается стороной, ответственной за погрузку этого товара в контейнер или транспортную единицу.

Товарно-экспедиторские документы. Эти документы оформляют выполнение различного рода операций по экспедированию, обработке грузов, складированию, организацию перевозки, включая перегрузку товара, хранение и перетарку в пути, предоставление местных транспортных средств, проверку состояния упаковки и маркировки, оформление необходимых документов (транспортных, таможенных, страховых, складских) и т.д. Поручение экспедитору на выполнение определенных операций оформляется специальным документом, который называется по-разному: отгрузочное поручение, транспортное поручение или транспортная инструкция.

Отгрузочное поручение - это документ, который в зависимости от условий поставки выписывается грузоотправителем либо грузополучателем обычно на бланке транспортно-экспедиторской фирмы и содержит перечень поручаемых экспедитору операций и подробные инструкции по их выполнению. Это поручение имеет следующее содержание: наименование и адрес отправителя (указывается, является он производителем или нет); дата заказа (указывается, когда этот товар был оформлен); точная дата поставки; вид упаковки или указание, как упаковать; порядок оформления отгрузочных документов (коносамента, железнодорожной, авто- или авианакладной); необходимость страхования товара и, если да, размер страховой суммы; если грузополучатель открывает в пользу грузоотправителя аккредитив, то экспедитору к поручению прилагается копия аккредитива с указанием всех данных, необходимых для правильного выполнения отгрузки; условия поставки с указанием, какие расходы по доставке товара несет продавец и какие - покупатель. Обычно к отгрузочному поручению прилагаются копии товарных счетов, импортной лицензии или валютного разрешения.

Экспедиторская инструкция - документ, который выдается экспедитору и содержит инструкции относительно мер, которые он должен принять для экспедирования указанных в нем товаров.

Извещение экспедитором агента импортера - документ, который выдается экспедитором в стране-экспортере и извещает экспедитора в стране-импортере об экспедировании указанных в нем грузов.

Извещение экспедитором экспортера - документ, который выдается экспедитором и извещает экспортера о мерах, принятых во исполнение полученных инструкций.

Счет экспедитора - счет, который выдается экспедитором. В нем перечисляются оказанные услуги, их стоимость и выставляется требование их оплаты.

Экспедиторское свидетельство о транспортировке - это разработанный международным союзом экспедиторов оборотный документ, который выдается экспедитором для удостоверения того, что он берет на себя ответственность за транспортировку и доставку конкретной партии в соответствии с инструкциями грузоотправителя, указанными в данном документе, и что он принимает на себя ответственность за доставку груза держателю данного документа.

Экспедиторское свидетельство о получении груза (FIATA) - необоротный документ, который выдается экспедитором в подтверждение того, что он взял на себя ответственность за конкретную партию груза при наличии безотзывных инструкций отправить ее указанному в документе получателю или хранить ее в его распоряжении.

Извещение об отправке является документом, который выдается грузоотправителем или его агентом перевозчику, оператору смешанных перевозок, властям терминала или другому получателю. Он содержит информацию об экспортных грузах, представленных к отправке, и включает необходимые расписки и заявление об ответственности.

Складская расписка экспедитора - это документ, который выписывается экспедитором, выступающим в качестве управляющего складом. В нем подтверждается получение складируемого товара, и указываются условия его хранения на складе и выдачи или содержится ссылка на эти условия. В документе имеются подробные разъяснения, касающиеся прав держателей документа, получивших его по передаточной надписи, передачи права собственности и т.д.

Расписка в получении товаров или складская квитанция - документ, который выдается портом, складом (депо) или оператором терминала, подтверждающий получение на хранение перечисленных в нем товаров на указанных в данном документе условиях или условиях, на которые в нем делается ссылка (срок хранения, плата). Этот документ удостоверяет, что принятые на хранение товары занесены в складскую книгу и подлежат выдаче либо самому владельцу, либо лицу, указанному в передаточной надписи.

Ордер на выдачу товара - документ, который выдается стороной, имеющей право давать распоряжение о выдаче указанных в нем товаров названному грузополучателю, он передается хранителю товаров.

Ордер на обработку грузов - документ, который выдает организация, занимающаяся обработкой грузов (портовые власти, оператор терминала), для перевозки или другой обработки грузов, за которые они несут ответственность.

Пропуск на товар - документ, дающий право на вывоз указанных в нем товаров с охраняемой территории порта или конечного пункта.

Документы на портовые сборы - это документы, в которых указывается стоимость оказанных услуг, хранения и обработки грузов, плата за простой судна и другие сборы с владельца указанных в них товаров.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Основы управление флотом и технология перевозки грузов