Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы:

Воображение - это психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специальной форме - объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения.

Физиологический процесс воображения представляет собой процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития вооб ражения. Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития твор ческого воображения. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целена правленная работа по развитию творческого потенциала детей.

Для определения уровня развития творческого воображения у детей шестого года жизни нами было проведено исследование. База исследования: МБДОУ «Детский сад «Теремок» п Березовый. Для экспериментальной работы была выбрана подготовительная группа дети седьмого года жизни,20 детей.9 из них мальчики, 11 - девочки.

Качественный анализ выполнения заданий по методике О.М. Дьяченко показал, что практически все дети подготовительной группы адекватно выполнили поставленную задачу. Нами было отмечено у 3 испытуемых прямые отказы («Не знаю, во что это превратить»), еще у 3 скрытые отказа. При скрытом отказе дети просто неоднократно рисовали фигуру-эталон, говоря, что это «такой узор». Мы считали такое задание невыполненным, так как ребенок практически не использовал в новом качестве фигуру-эталон.

В результате проведенного нами исследованию по методике «Дорисовывание фигур» можно констатировать, что большинство детей легко справились с заданием, необходимости в показе примера дорисовывания фигуры не возникало, что свидетельствует о принятии задания каждым ребенком.

Результаты исследования свидетельствуют, что уровень выполнения задания у испытуемых соответствует, по О.М. Дьяченко, уровню детей средней и старшей группы, что свидетельствует о несформированности творческого воображения у обследованных детей седьмого года жизни.

Целью формирующего этапа исследования являлось использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческого воображения старших дошкольников.Работа включала в себя три этапа обучения: обучающий, развивающий, творческий.В соответствии с содержанием каждого цикла была определена технология, основанная на выборе ведущих методов и приемов, состоящая из трех этапов: экспериментирование, вариативность, творческая активность.

В результате проделанной работы на формирующем этапе исследования мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по приобщению детей дошкольного возраста нетрадиционным техникам способствует: получению углубленных знаний о нетрадиционных техниках, о качестве и возможностях различных материалов; приобретению практических умений по работе с бумагой, различными изобразительными материалами; развитию художественного вкуса, умению видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления; выражению эмоционального отношения через свое творчество; возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства.

По окончании формирующего этапа нами был проведен контрольный эксперимент по определению влияния нетрадиционных техник рисования на динамику развития творческого воображения дошкольников.

На контрольном этапе использовалась таже методика и критерии оценки, что и на констатирующем этапе исследования. Повторное диагностическое обследование выявило положительную динамику.

В ходе исследования нами отмечено большее количество оригинальных рисунков, чем на констатирующем этапе исследования, и повышение уровня КО группы после проведения развивающей работы; увеличилось количество испытуемых, продемонстрировавших средний уровень КО. А также нами не выявлен ни один из испытуемых, не показавших оригинального рисунка.

Проанализировав результаты исследования, мы приходим к выводу, что воображение испытуемых дошкольников приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование. Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов. Ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов, что приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. После проведения формирующего этапа исследования повысилась оригинальность рисунков оригинальных у испытуемых, произошло изменение вариативности выполнения задания, а также отмечается качественное развитие возможностей использования различных по структуре образов воображения от «опредмечивающего» образа до целостного образа, построенного способом «включения».

В результате проведенного нами исследования, мы видим, что целенаправленная работа положительно влияет на развитие творческого воображения дошкольников.

Таким образом, цель исследования достигнута, за дачи, поставленные в вашем исследовании, решены, гипотеза, выдвинутая в начале исследований, подтвердилась.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >