Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Развитие творческих способностей детей

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы:

Воображение - это психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специальной форме - объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения.

Физиологический процесс воображения представляет собой процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития вооб ражения. Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития твор ческого воображения. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целена правленная работа по развитию творческого потенциала детей.

Для определения уровня развития творческого воображения у детей шестого года жизни нами было проведено исследование. База исследования: МБДОУ «Детский сад «Теремок» п Березовый. Для экспериментальной работы была выбрана подготовительная группа дети седьмого года жизни,20 детей.9 из них мальчики, 11 - девочки.

Качественный анализ выполнения заданий по методике О.М. Дьяченко показал, что практически все дети подготовительной группы адекватно выполнили поставленную задачу. Нами было отмечено у 3 испытуемых прямые отказы («Не знаю, во что это превратить»), еще у 3 скрытые отказа. При скрытом отказе дети просто неоднократно рисовали фигуру-эталон, говоря, что это «такой узор». Мы считали такое задание невыполненным, так как ребенок практически не использовал в новом качестве фигуру-эталон.

В результате проведенного нами исследованию по методике «Дорисовывание фигур» можно констатировать, что большинство детей легко справились с заданием, необходимости в показе примера дорисовывания фигуры не возникало, что свидетельствует о принятии задания каждым ребенком.

Результаты исследования свидетельствуют, что уровень выполнения задания у испытуемых соответствует, по О.М. Дьяченко, уровню детей средней и старшей группы, что свидетельствует о несформированности творческого воображения у обследованных детей седьмого года жизни.

Целью формирующего этапа исследования являлось использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческого воображения старших дошкольников.Работа включала в себя три этапа обучения: обучающий, развивающий, творческий.В соответствии с содержанием каждого цикла была определена технология, основанная на выборе ведущих методов и приемов, состоящая из трех этапов: экспериментирование, вариативность, творческая активность.

В результате проделанной работы на формирующем этапе исследования мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по приобщению детей дошкольного возраста нетрадиционным техникам способствует: получению углубленных знаний о нетрадиционных техниках, о качестве и возможностях различных материалов; приобретению практических умений по работе с бумагой, различными изобразительными материалами; развитию художественного вкуса, умению видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления; выражению эмоционального отношения через свое творчество; возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства.

По окончании формирующего этапа нами был проведен контрольный эксперимент по определению влияния нетрадиционных техник рисования на динамику развития творческого воображения дошкольников.

На контрольном этапе использовалась таже методика и критерии оценки, что и на констатирующем этапе исследования. Повторное диагностическое обследование выявило положительную динамику.

В ходе исследования нами отмечено большее количество оригинальных рисунков, чем на констатирующем этапе исследования, и повышение уровня КО группы после проведения развивающей работы; увеличилось количество испытуемых, продемонстрировавших средний уровень КО. А также нами не выявлен ни один из испытуемых, не показавших оригинального рисунка.

Проанализировав результаты исследования, мы приходим к выводу, что воображение испытуемых дошкольников приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование. Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов. Ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов, что приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. После проведения формирующего этапа исследования повысилась оригинальность рисунков оригинальных у испытуемых, произошло изменение вариативности выполнения задания, а также отмечается качественное развитие возможностей использования различных по структуре образов воображения от «опредмечивающего» образа до целостного образа, построенного способом «включения».

В результате проведенного нами исследования, мы видим, что целенаправленная работа положительно влияет на развитие творческого воображения дошкольников.

Таким образом, цель исследования достигнута, за дачи, поставленные в вашем исследовании, решены, гипотеза, выдвинутая в начале исследований, подтвердилась.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Развитие творческих способностей детей
ВведениеГлава 1. Теоретические основы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста1.2 Понятие воображения в психолого-педагогических исследованиях1.3 Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возрастаГлава 2. Содержание работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста2.1 Организация и методы исследования2.2 Изучение уровня развития творческого воображения у детей седьмого года жизни2.3 Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста2.4 Влияние нетрадиционных видов рисования на развитие творческого воображения детей седьмого года жизни (контрольный этап)ЗаключениеБиблиографический список