Влияние нетрадиционных видов рисования на развитие творческого воображения детей седьмого года жизни (контрольный этап)

По окончании формирующего этапа нами был проведен контрольный эксперимент по определению влияния развивающих игр на динамику развития творческого воображения дошкольников. В качестве методов исследования мы использовали методику О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». В качестве материала на констатирующем нами использовался один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы.

Оценка результатов после проведенных занятий производилась с учетом сопоставления результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапе. Повторное диагностическое обследование выявило положительную динамику.

Всего было получено 200 рисунков, из которых 62 нами были отнесены к оригинальным. Коэффициент оригинальности по группе 3,1. Таким образом, нами отмечено большее количество оригинальных рисунков, чем на констатирующем этапе исследования, и повышение уровня КО после проведения развивающей работы. Первичные результаты представлены в приложении 5. Высокий уровень КО показали 3 испытуемых (15%). В работах данных детей нами выделены по 5 оригинальных рисунков из 10, не повторяющихся в группе обследованных детей: Соня Я. - робот, карусель, забор перед домом, медведь, рука с пальцами; Матвей К. - телевизор, вилка, лошадь, велосипед, лицо; Саша Т. - подушка на диване, шляпа, буква, шары воздушные, лошадь.

  • 15 испытуемых (75%) показали средний уровень КО, продемонстрировавшие от 2 до 4 оригинальных рисунков из 10: Дима Т. - три оригинальных рисунка - дверь дома, почтовый ящик, тарелка на столе; Настя Р. - два оригинальных рисунка - мышка, карандаши; Вася К. - четыре оригинальных рисунка - лицо, дверь с замочной скважиной, человек, утка; Артем М. - три оригинальных рисунка - заяц, пирамидка, забор; Рома В. - четыре оригинальных рисунка - шкаф, юбка, птица, шляпа; Вероника К. - четыре оригинальных рисунка - компьютер на столе, очки, торт, шляпа; Полина Е. - два оригинальных рисунка - трубач с трубой, шахматы; Вероника О. - два оригинальных рисунка - солнце, заяц; Андрей М. - три оригинальных рисунка - кубики на полу, сковорода, снеговик.
  • 2 испытуемых (10%) показали низкий уровень КО, у всех испытуемых с низким уровнем было отмечено по 1 оригинальному рисунку: Сережа Г. - зайчик в лесу; Даша П. - машина.

Таким образом, мы можем отметить, что увеличилось количество испытуемых, продемонстрировавших средний уровень КО. А также нами не выявлен ни один из испытуемых, не показавших оригинального рисунка.

6 испытуемых (30%) соответствуют третьему уровню по классификации О.М. Дьяченко.

У 11 испытуемых (55%) мы отметили четвертый уровень по классификации О.М. Дьяченко.

Пятый уровень, нами отмечен у 3 дошкольников (15%).

Как видно после проведенной развивающей работы у испытуемых изменились способы превращения предлагаемых фигур в конкретные предметы.

  • 30% испытуемых принимали задачу и отображали предметы детально, возникал воображаемый сюжет.
  • 55% испытуемых предпочло нарисовать несколько объектов по воображаемому сюжету. Они строили образ и соотносит его с образами других объектов. Создавался образ-ансамбль, который и направлял ребенка на придумывание развернутого и детализированного рисунка.
  • 15% детей заданную фигуру видели качественно по-новому. Она включалась как один из второстепенных элементов воплощаемого ребенком образа воображения (например, квадрат - это пенек, на котором сидит колобок из сказки). Образ уже создается новым способом: ребенок соотносит воспринимаемую реальность не с целостным предметным представлением, а с одной из его деталей.

Таким образом, мы отмечаем постепенное качественное развитие возможностей использования различных по структуре образов воображения от «опредмечивающего» образа до целостного образа, построенного способом «включения».

По всем группам детей, проявивших вариативность выполнения задания наблюдается повышение коэффициента оригинальности рисунков: по третьему уровню выполнения задания КО=3,5, по четвертому уровню выполнения задания КО=2,9, по пятому уроню выполнения задания КО=3.

Таким образом, проанализировав результаты исследования, мы приходим к выводу, что воображение испытуемых дошкольников приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование. Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов. Ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов, что приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. После проведения формирующего этапа исследования повысилась оригинальность рисунков оригинальных у испытуемых, произошло изменение вариативности выполнения задания, а также отмечается качественное развитие возможностей использования различных по структуре образов воображения от «опредмечивающего» образа до целостного образа, построенного способом «включения».

В результате проведенного нами исследования, мы видим, что целенаправленная работа положительно влияет на развитие творческого воображения дошкольников. Таким образом, цель исследования достигнута, за дачи, поставленные в вашем исследовании, решены, гипотеза, выдвинутая в начале исследований, подтвердилась.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >