Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Психолого-педагогические аспекты работы в студенческом общежитии

Формы и средства организации воспитывающей среды в общежитии

Организация воспитывающего познавательного досуга молодёжи в общежитии - досуга, который будет ей интересен, - возможна если воспитатель знает проживающих здесь юношей и девушек, их запросы, знает и то, чего не хватает им. Ведь в своей жизни молодые люди руководствуются определёнными потребностями и интересами. В одних случаях эти потребности и интересы носят общественно осознанный, в других - индивидуально-эгоистический характер.

Потребности молодёжи довольно многообразны. Они зависят от возраста человека, его общего развития. В общежитии проживает молодёжь в возрасте 16-25 лет, и на каждом возрастном этапе у неё проявляются доминирующие потребности.

Так, потребность в глубоких и всесторонних знаниях чаще наблюдается у молодых людей 22-26 лет, отсюда их стремление больше узнать нового, интересного. Этому их стремлению должны соответствовать и формы организации досуга.

У молодёжи 16-18 лет преобладают потребности в активном отдыхе и развлечениях. Отсюда их стремление к таким формам досуга, как дискотеки, развлекательные вечера отдыха. В то же время ориентироваться только на данные потребности нельзя, так как это приведёт к односторонности в развитии той или иной группы молодёжи. Следует организовать досуг в общежитии таким образом, чтобы постепенно расширить сферу доминирующих потребностей проживающих.

Организаторам воспитательной работы в общежитии всегда необходимо учитывать, что у части молодёжи интерес к определённой форме досуга может проявиться стихийно, неосознанно, вследствие её эмоциональной привлекательности, и уже позже осознаётся его жизненное значение. Важно не пропустить момент появления «поверхностного» интереса, выяснить мнение проживающих о той или иной форме работы, чтобы закрепить этот интерес.

Особое внимание при изучении и анализе интересов учащихся следует обратить на духовные интересы, интересы к общественной и организаторской деятельности, познавательные. Важно различать активные и пассивные интересы молодёжи. Только анализ того, чем конкретно занимается человек в свободное время, помогает раскрыть эффективность процесса воспитания.

Опора на групповые и индивидуальные досуговые запросы молодёжи делает воспитательную работу в общежитии целенаправленной и активизирует участие в ней самих проживающих. С целью их выявления во многих общежитиях используют анкетный опрос, содержащий следующие вопросы:

Какие мероприятия вы любите?

Как часто вы хотели бы посещать дискотеки в общежитии?

С людьми, каких профессий вы хотели бы встретиться в общежитии?

Какие виды искусства вы любите?

Хотели бы вы получить знания по вопросам семьи, быта, этикета?

Как вы любите отдыхать: принимать непосредственное участие в мероприятиях или смотреть со стороны?

Напишите ваши предложения по улучшению досуга молодёжи в общежитии.

Используются также личные карточки на проживающих, где, кроме социально-демографических данных, фиксируются ответы на вопросы:

что вы умеете делать: петь, танцевать, рисовать, играть на музыкальных инструментах, мастерить, шить, вязать (другое - подчеркнуть)?;

в каких кружках с целью реализации ваших возможностей и способностей вы хотели бы участвовать?;

в каких клубных объединениях вы хотели бы участвовать?

Цель такого опроса - учесть запросы учащихся, проживающих в общежитии при планировании воспитательной работы.

Организаторы воспитательного процесса должны учитывать обобщённые главенствующие духовные интересы, вкусы и потребности конкретных групп людей. Тогда станет возможной реализация дифференцированного подхода к удовлетворению духовных и культурных запросов конкретных групп молодёжи. В общежитии это особенно важно, иначе получается, что организуемые мероприятия как будто бы рассчитаны на всех, а на самом деле ни на кого. Они проводятся потому, что надо что-то проводить.

Может возникнуть вопрос: нет ли опасности в том, что, выявляя запросы, потребности молодых людей и соответственно удовлетворяя их, организаторы досуга идут как бы на поводу у отдельных групп молодёжи с ещё не вполне сформировавшимися вкусами? Сигнал о неудовлетворённых культурных запросах, полученный от самих молодых людей, как и равнодушие последних, должны служить организаторам воспитательной работы своеобразным ориентиром в выборе форм внеучебной работы.

Приобщение человека к культурным ценностям по принципу от простого к сложному - главный путь развития личности.

Методика подготовки и проведения каждого мероприятия имеет свою специфику, обусловленную конкретной целью, содержанием и методами данной работы. Однако существуют и общие закономерности, учёт которых способствует успешной реализации поставленной задачи.

Неизменное твёрдое требование к любому воспитательному мероприятию - его высокий познавательный уровень, глубокий нравственный смысл, красочное, эмоциональное художественное исполнение.

Создание перед проведением мероприятия соответствующей психолого-педагогической атмосферы - предметной среды, - помогает его активному восприятию. А заранее сделанное, построенное в неожиданном ключе объявление привлечёт внимание большинства приживающих. Подготовка к мероприятию предполагает красочное оформление помещения, где оно будет проходить. Изобразительно-выразительные средства способствуют углубленному восприятию темы. Здесь можно использовать плакат, графику, живописные работы, цветные и световые эффекты, музыкальный фон, художественное чтение, выставки и т. д.

Основными формами досуга в студенческих общежитиях стали индивидуальное или коллективное прослушивание музыкальных записей, радиопрограмм, просмотр видеокассет и телевизионных передач.

Часть свободного времени учащиеся расходуют на общение в «узком кругу» с товарищами. Многие участвуют в праздновании красных дат календаря и религиозных праздников, встрече Нового года, дней рождений, некоторые организуют в жилых комнатах танцевальные вечера, играют в азартные игры.

Менее популярными в последние годы стали диспуты, тематические вечера, беседы и встречи с администрацией, деятелями культуры и науки, чтение художественной литературы, прослушивание классической и народной музыки.

Ценность мероприятий, проводимых в общежитии, состоит в том, что они, как правило, носят неформальный характер, отвечают различным интересам учащихся. Вместе с тем они проходят преимущественно на низком качественном уровне, односторонне, стихийно, нередко сопровождаются грубыми нарушениями устава ССУЗа, распорядка дня и правил проживания в общежитии.

Важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы - педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия учащихся в культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Психолого-педагогические аспекты работы в студенческом общежитии