Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Психолого-педагогические аспекты работы в студенческом общежитии

Педагогические возможности работы в общежитии

Общежитие должно рассматриваться как педагогическая структура, поскольку в нём живут молодые люди, характер, привычки, жизненные установки, стиль поведения которых ещё окончательно не сложились. Процесс формирования личности продолжается под воздействием общения молодёжи, взаимовлияния, самой среды общежития. Если здесь царит атмосфера доброжелательности, внимания к каждому проживающему, если существует забота о повышении образовательного уровня молодёжи, удовлетворении её культурных запросов и интересов, духовном росте, то такое воздействие является педагогическим.

Создание в общежитии даже самых минимальных условий для воспитывающего досуга, развитие в молодёжной среде общественных начал, связанных с той или иной творческой деятельностью в свободное время, - конкретный путь эффективного влияния на духовный рост молодого человека, на повышение его гражданской зрелости и самосознания. Поэтому воспитателю общежития необходимо чётко представлять педагогические возможности общежития, его социально-педагогические функции, вытекающие из самой сути общественного дома.

Важнейшей является функция создания хороших материально-бытовых условий для проживающих при активном участии самих учащихся. Подобное участие способствует формированию у юношей и девушек потребности проявить свои ценностные установки и ориентации в сфере хозяйственно-бытового труда, повышении его культуры как в настоящее время, так и в будущей семейной жизни.

На втором месте находится социально-педагогическая функция, направленная на выработку у молодёжи коммуникативных качеств, умения жить в коллективе сверстников, где неизмеримо, по сравнению с домашними условиями, возрастают такие требования к каждому человеку, как умение и желание проявлять внимание и доброжелательность к живущим рядом, способность вовремя прийти на помощь, высказать сочувствие.

С этой функцией тесно связана функция, способствующая развитию общения молодёжи, воспитанию его культуры, созданию доверительных отношений между жильцами.

Характер и инициативность общения в общежитии зависят от социально-культурной среды. Если интенсивность общения невысока, развивается на основе потребительских интересов, нужно будить в молодёжи творческие возможности, создавать условия, чтобы юноши и девушки могли реализовать себя в каком-нибудь деле. Сделать это можно с помощью лидеров. Среди проживающих в общежитии их можно найти немало. Это люди, обладающие теми или иными умениями или талантами.

Новые отношения в общежитии формируют самосознание молодого человека, побуждают осмыслить опыт окружающих людей применительно к себе. Поэтому так велика роль общения в становлении нравственных установок личности.

Не менее важна функция, способствующая повышению образовательного и культурного уровня молодёжи. Имеющееся образование обычно не удовлетворяет современных молодых людей. В общежитии всегда можно создать необходимые условия для поддержания образовательных устремлений, для успешного выполнения домашних заданий, организовать помощь и взаимопомощь в учёбе.

Высокий образовательный уровень молодёжи, широта кругозора, способность к творческому участию в общественной жизни, внимательная заинтересованная аудитория - всё это позволяет вести воспитательную работу в общежитии более широко и углублённо, использовать самые разнообразные и перспективные её формы и методы, сделать общение молодёжи более интересным и доверительным.

Общение реализуется в сфере свободного времени. Сегодня повышение уровня социальной, гражданской зрелости молодёжи непосредственно связано с разумной его организацией, наполненностью интересными делами. Это одна из самых главных социально-педагогических функций общежития. Она направлена на нравственное, эстетическое и физическое развитие молодого человека и предполагает целенаправленное формирование его личности с учётом реализации духовных и культурных запросов.

Повышение уровня общения молодёжи и культуры её досуга - это две стороны единого педагогического процесса в студенческом общежитии. Культура досуга характеризуется отношением личности к использованию своего свободного времени. Поэтому очень важно направить желание и усилия молодёжи на формирование активного стремления к «встрече» с культурой, к постоянному духовному росту.

В современных условиях непрерывно возрастает объём духовной культуры, её формы становятся всё более разнообразными. В связи с этим большое значение приобретают духовно-творческие начала, инициатива, самодеятельность, активность личности. А развитие этих её качеств возможно лишь при высокой культуре досуга. Для высокой культуры досуга неприемлемы бездуховность, казённость, отсутствие творчества, бесконечное использование одних и тех же форм работы.

Нельзя не учитывать и возросшие запросы молодых людей, их тягу к творческим видам деятельности. Живущие в общежитии ищут возможности самореализоваться в такой деятельности. Это может быть собирание книг, личных библиотек, составление коллекции музыкальных записей, видеофильмов, съёмка любительских фильмов, организация выставок своих картин, поделок.

Почти в любом общежитии всегда найдутся реальная возможность и реальные условия для того, чтобы молодёжь использовала своё свободное время для роста и совершенствования в избранном деле, для общего всестороннего развития, просто для любимых занятий. Нужно суметь помочь организовать такое дорогое для каждого молодого человека его свободное время. Молодые люди всегда будут благодарны за такое участие в их судьбе, за помощь и подсказку, за добрый совет, за умное, но не назойливое развитие их культурных интересов и духовных потребностей.

Однако надо помнить и о том, что насильно заставить молодёжь заниматься тем или иным делом в свободное время - значит, оттолкнуть её от этого дела. Поэтому так важно уметь находить правильные подходы к каждому человеку, учитывать его потребности и интересы, увидеть за пассивностью некоторой части молодёжи истинные устремления, предложить сферу применения сил, заставить поверить в себя, научить жить более наполненно и интересно.

Если молодёжь, проживающая в общежитии, праздно и без пользы тратит свободное время, воспитательная работа здесь не ведётся, педагогические возможности общежития не используются.

В то же время, правильно используя свои педагогические возможности, современное студенческое общежитие способно влиять на воспитание молодых людей, помочь им хорошо учиться, выполнять общественно полезную работу, культурно отдыхать.

Итак, воспитательная работа в учебных заведениях должна строится на базе фундаментальных духовно-чувственных ценностей, имеющих важнейшее значение в личностном и общественном развитии.

Воспитательная работа в общежитии должна быть направлена на формирование нравственных и социальных качеств личности: гуманности, порядочности, гражданственности, ответственности, профессиональной этики. Эта работа должна проводится с учётом психолого-возрастных особенностей молодых людей и прежде всего с учётом того, что учащиеся становятся полноправными членами семей, у молодёжи активно формируются гражданские качества, развивается чувство коллективизма.

Педагогические возможности студенческого общежития заключаются в создании хороших материально-бытовых условий для проживающих; в реализации социально-педагогической функции, направленной на реализацию у молодёжи коммуникативных качеств и на развитие общения.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Психолого-педагогические аспекты работы в студенческом общежитии