Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Психолого-педагогические аспекты работы в студенческом общежитии

Психологическая характеристика студенческого возраста

Воспитательная работа должна строится на требованиях общества, а также учитывать психологические и возрастные особенности учащихся. Особенности физического развития молодых людей должны учитываться при организации внеучебного воспитательного процесса в ССУЗе. В юношеском возрасте завершается формирование организма в целом, но он ещё не окреп. Молодой человек ещё недостаточно вынослив, довольно быстро утомляется. В то же время восстановление физических сил у него происходит быстро.

В психологическом облике человека обнаруживаются и неповторимые черты, сформировавшиеся в процессе индивидуального развития, поэтому во внеучебной работе с учащимися важно учитывать их темперамент, уравновешенность нервной системы.

Юноша и девушка становятся уже полноправными членами семей - вносят свою лепту в её бюджет, опекают младших братьев, сестёр. В тех случаях, где не учитывают качественных изменений в семейном положении, где к ним продолжают, относится как к подросткам, нередко возникают конфликты.

В ССУЗах в процессе самообразования молодые люди знакомятся с основными закономерностями развития природы и общества, с достижениями науки и техники; ими приобретаются общетрудовые и профессиональные умения, и навыки. Практическое использование изучаемого материала повышает в сознании молодёжи его жизненное значение. Это активизирует учебную деятельность и приводит к глубоким преобразованиям познавательных процессов.

Так, восприятие настолько совершенствуется, что молодой человек часами может сосредоточиваться на изучаемом материале или объекте. В результате устанавливается оптимальное соотношение анализа и синтеза.

Качественные сдвиги происходят во внимании. Устойчивое произвольное внимание становится избирательным. Воспринимая изучаемое, молодой человек стремится оценить его значение. Выяснив, что тот или иной раздел важен, он с большей активностью изучает его.

Преобразовываются такие свойства внимания, как переключаемость и распределение. Юноша или девушка уже успешно справляются с деятельностью, где необходимо слушать объяснения и вести записи.

Совершенствуется память. У молодых людей преобладает смысловое запоминание, и они по собственной инициативе используют многие его приёмы: устанавливают смысловые связи, которые помогают раскрыть содержание понятий, намечают опорные пункты запоминания.

Совершенствуется мышление. Значительно возрастает роль абстрактной мыслительной деятельности. Мышление становится более самостоятельным, глубоким и содержательным. Возникает потребность в творчестве - художественном, научном, техническом.

Вместе с тем в юношеском возрасте наблюдаются слабые стороны интеллектуальной деятельности: молодые люди не любят проверять себя; переоценивают свои познавательные возможности; увлекаются внешней красивостью речи, а иногда и поспешными обобщениями, излишним максимализмом в оценке людей и явлений общественной жизни.

В юношеском возрасте активно формируются гражданские качества. Особенно успешно развивается чувство коллективизма. Юноши и девушки влияют на коллектив благодаря своим индивидуальным качествам. Каждый привносит что-то своё, особенное, и поэтому коллектив становится человеку более дорог. Там, где это не учитывается, молодые люди склонны утверждать себя различного рода оригинальничанием (изощряются в одежде, причёсках, вступают в неформальные объединения, становятся завсегдатаями «тусовок», начинают употреблять наркотики и т. д.).

В сознании некоторой части студенчества произошло смещение понятий, ценностей, жизненных установок. Стремление выделиться, во что бы то ни стало доказать окружающим и себе свою человеческую ценность, единственность, неповторимость оборачивается действием другого рода - стать «как все». Слиться с общей массой. Сама индивидуальность уже воспринимается, как умение быть похожим на других. В результате вместо индивидуальности - полная безликость.

Коллектив способствует развитию общественной активности молодых людей. Надо помочь каждому расстаться с представлением о себе как о человеке, за которого несут ответственность другие. Сохранение этого представления отрицательно сказывается на формирование ценностных качеств личности - инициативности, активности, принципиальности, ответственности за порученное дело. Вовлечение молодёжи в общественную жизнь, предоставление её максимальных возможностей при организации общественных дел развивает общественную активность.

В период юности, как и в подростковом возрасте, велика потребность в дружеском общении. Дружеские отношения становятся многоплановыми - углубляется их содержание, расширяются эмоциональные и интеллектуальные контакты друзей.

Сфера чувств молодого человека обогащается новыми переживаниями. Появляется чувство любви. Раскованность в половых взаимоотношениях между молодыми людьми вызывает тревогу в обществе и потребность в совершенствовании полового воспитания в семье и ССУЗе. До юношеской поры человека считали существом бесполым, у взрослых же сексуальная жизнь играет важную роль. Эта контрастность детства и зрелости затрудняет процесс взросления молодого человека, вызывает у него целый ряд внешних и внутренних конфликтов.

Интересы молодых людей становятся более глубокими и осознанными. Познавательные интересы перерастают в интерес к науке. Молодых людей привлекают не только факты, но и развитие природы, и общества, закономерности этого развития, вопросы теории. Широк круг читательских интересов. Характерным для юношеского возраста является формирование системы нравственных понятий и убеждений. Молодые люди уже осознают такие сложные понятия, как «долг», «честь», «совесть». У них появляется потребность в выработке идеалов. В формировании самостоятельной, ответственной и инициативной личности делового человека большую роль играет участие учащегося в принятии и реализации решений, касающихся важнейших сторон их жизни: организации учебного процесса, работы студенческих научных объединений, распределения стипендий и социальных пособий, налаживания нормальных бытовых условий в общежитиях, в полной мере используя при этом педагогические возможности студенческого общежития.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Психолого-педагогические аспекты работы в студенческом общежитии