Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Психолого-педагогические аспекты работы в студенческом общежитии

Содержание и задачи внеучебной воспитательной работы в ССУЗе

Неразрывность учебно-воспитательного процесса в средне-специальных учебных заведениях в большей степени стала пониматься, как умение преподавателя оказывать воспитательное воздействие на учащихся во время занятий. Воспитание личности учащегося сузилось и стало определяться количеством лекционных и лабораторных часов в учебном расписании. Участие же молодых людей в научной, исследовательской, общественной и других видах творческой деятельности как бы перестало быть общественно необходимым.

Психолого-педагогические аспекты формирования личности учащегося сегодня редко фигурируют в программных документах. Нередко высказывается совершенно необоснованное мнение о том, что ССУЗ не должен заниматься воспитанием учащихся, что единственная задача преподавателя - обучать.

Ошибочность этого положения многократно опровергает история школы не только нашего государства, но и зарубежных стран. Существует достаточно убедительных примеров, подтверждающих, что именно в ССУЗе формируется научный и общественно-политический потенциал. В этом смысле средне-специальные учебные заведения выполняют своеобразный государственный заказ, восполняют потребности общества в подготовке общественных и политических деятелей.

Именно в ССУЗе, пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих коллективов учащийся приобретает твёрдые жизненные ориентиры, организаторские навыки, личностные качества, необходимые специалисту, руководителю, общественному деятелю. Отсюда следует, что наряду с решением задач учебного процесса ССУЗ обязан создавать условия для саморазвития и самоутверждения личности, совершенствования способностей учащегося, становления его гражданского самосознания. Для этого ССУЗ должен выстроить систему внеучебной воспитательной работы. Главной целью воспитательной работы в ССУЗе должно стать создание педагогически воспитывающей среды, способствующей формированию активного отношения личности к избранной профессии.

Руководство всей этой работой на отделениях осуществляет заместитель директора по воспитательной работе в соответствии с Положением о его должностных обязанностях.

Второе звено системы - работа Совета по внеучебной работе и отдела по внеучебной работе с учащимися по реализации системы мероприятий, формирующих у учащихся представление о престижности, выбранной ими профессии, престиже ССУЗа, развитию корпоративного чувства. К числу этих мероприятий относится проведение торжественных ритуалов - Посвящение в студенты, Дня Знаний, Дня рождения ССУЗа, Татьянина дня, конкурсов, праздников прощания с выпускниками.

Третьим важным звеном в системе воспитательной работы должна стать работа спортклуба по формированию у учащихся потребности в занятиях физической культурой и спортом, разработка системы физкультурно-оздоровительных мероприятий, организация и проведение спортивных соревнований, пропаганда здорового образа жизни.

Четвёртое звено - организация студенческого быта и досуга в общежитиях ССУЗа, организация работы студсоветов общежитий, их взаимодействие. Цель этой работы - формирование понятий культуры быта. Руководство этим видом внеучебной деятельности возлагается на воспитателей-методистов общежитий, введение должностей которых обусловлено объективной необходимостью в оказании помощи учащимся в организации досуга и быта в специфических условиях и формах, которым присущ «домашний» характер, а также необходимость разрешения психологических, межличностных конфликтов.

Работу по решению проблем студенческих общежитий необходимо начинать с выявления лидеров среди учащихся, проживающих в общежитиях и создания из их числа студенческих советов. Отдел внеучебной работы должен организовать деятельность административных советов общежитий, групп охраны порядка, наладить работу с воспитателями-методистами. Лишь после этого можно приступать к организации досуга учащихся в общежитиях. Сотрудниками отдела, студенческого клуба и активом общежития могут быть организованы интересные праздники: День общежития, конкурсы, шоу-программы, праздники, посвящённые первокурсникам и выпускникам, Дни специальностей, новогодние балы.

Пятым звеном в создании педагогически воспитывающей среды является широкое использование возможностей внеучебной культурной среды. Использование культурного потенциала города - привлечение на сцены, в аудитории, спортивные залы лучших творческих коллективов, исполнителей, спортсменов, тренеров, организация художественных выставок в ССУЗе с целью расширения культурного кругозора учащихся.

Интегрирующее построение всех звеньев системы способствует формированию креативной активности у учащихся и выпускников ССУЗа.

Воспитание Учащихся в ССУЗе традиционно строится на основе органического единства учебного и воспитательного процесса. Вместе с тем необходимым и правомерным является и разделение его на разные формы - воспитание в процессе обучения и воспитание во внеучебное время - в связи с существованием двух форм деятельности: собственно образовательной и социальной. Для каждой из этих форм свойственны специфические задачи, средства, функции и содержание.

Наиболее распространённые и эффективные современные модели воспитания выделяют три группы условий формирования качества личности - общечеловеческий, гражданский и профессиональный. На закрепление этих качеств, развитие представлений учащихся о подлинных культурных ценностях должен быть направлен весь процесс внеучебной воспитательной работы.

Целью внеучебного воспитательного процесса в ССУЗе определяются его конкретные задачи, решение которых необходимо для достижения этой цели.

Первой задачей внеучебной воспитательной работы является укрепление и сохранение лучших традиций, существующих в коллективе, студенчества в целом, направленных на воспитание у учащихся представлений о престижности выбранной профессии, престижности образования, развития творческих начал личности. Однако вместе с укреплением традиций для достижения эффекта в процессе воспитания учащихся в ССУЗе необходима и творческая разработка новых форм и приёмов внеучебной воспитательной работы, соответствующих времени и новым потребностям учащихся.

Поиск новых форм и приёмов ведения воспитательной работы в ССУЗе становится второй задачей внеучебного воспитательного процесса.

Однако поиск новых форм, как и отбор и укрепление традиционных, могут быть успешными лишь при решении третьей задачи, которой с одной стороны является непрерывное изучение интересов, творческих склонностей учащихся. С другой стороны заявленное выше отношение к внеучебной досуговой деятельности как к фактору, обладающему большими воспитательными возможностями, не праздному времяпрепровождению, а значимому общественному процессу развития, реализации личностного потенциала учащегося неизбежно требует изучения наличия свободного времени, изучения структуры учебного процесса для выявления причины и характера перегрузки собственно учебной работой, оптимального соотношения учебного и внеучебного времени учащегося.

Целенаправленная работа ССУЗа по адаптации учащихся первого курса к новым условиям их жизнедеятельности с привлечением своеобразных форм деятельности внеучебной сферы является четвёртой основной задачей при реализации целей внеучебной воспитательной работы в ССУЗе.

Пятая задача непосредственно вытекает из поставленных выше задач - всемерное развитие студенческого самоуправления воспитательной работой в молодёжной среде. Решение этой задачи связано с воссозданием на новой основе хорошо зарекомендовавших себя ранее студсоветов общежитий, спортклубов, студенческих отрядов и созданием новых неформальных объединений актива неформальных лидеров в ССУЗе, на отделениях.

Шестая задача, в определённой мере являющаяся условием разрешения всех предыдущих, - подбор и подготовка кадров для ведения внеучебной воспитательной работы в ССУЗе, создание профессиональных структур и органов для организации и управления этой деятельностью в ССУЗе.

Решение этих задач связано с созданием в ССУЗе особой атмосферы духовности, созданием воспитывающей среды, развитием профессиональных навыков будущего специалиста, его увлечённости профессией, стремления к саморазвитию и самоопределению.

Таким образом, внеучебная воспитательная работа в ССУЗе является эффективной в том случае, когда она выстроена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, их познавательной активности, ценностных ориентаций молодых людей.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Психолого-педагогические аспекты работы в студенческом общежитии