Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Право arrow Поддержка малого бизнеса

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МО АЗОВСКИЙ РАЙОН ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Управление предпринимательской деятельностью в субъекте Российской Федерации - Ростовской области

Развитие малого бизнеса - это приоритетное направление государственной политики Ростовской области. Новой Областной целевой программой развития малого предпринимательства на 2006-2008 год предусмотрено более 10 форм прямой финансовой поддержки малого бизнеса. В 2006 году из средств областного бюджета на эти цели предусмотрено в 2 раза больше средств, чем в 2005, а именно 91,9 млн.руб., из них на финансовую поддержку предпринимателей - 50 млн.руб.

Продолжается реализация программы субсидирования процентной ставки по кредитам и займам на пополнение оборотных средств и реализацию инвестиционных проектов. Субсидия предоставляется в форме компенсации двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период пользования кредитом, что позволяет субъекту малого бизнеса удешевить пользование кредитом более чем на 8 процентов.

Эффективность данной формы поддержки очевидна. Так, в 2005 году субсидии были предоставлены 140 субъектам малого предпринимательства на сумму 18,8 млн.рублей. При этом ожидаемые налоговые платежи в консолидированный бюджет области от данных субъектов малого бизнеса составляют 80 млн.рублей, количество сохраненных рабочих мест - 3871, количество новых рабочих мест - 716.

Одной из форм финансового обеспечения малого бизнеса можно рассматривать лизинг оборудования. По многочисленным обращениям предпринимателей в 2007 году появится такая форма государственной поддержки как субсидирование (возмещение) лизинговых платежей.

Впервые в 2006 году были предоставлены субсидии начинающим предпринимателям на организацию собственного дела (в том числе из числа безработных граждан, выпускников учебных заведений, военнослужащих, уволенных в запас и граждан, испытывающих трудности в поиске работы). Благодаря этой форме финансовой поддержки предприниматели получили помощь на этапе становления.

Активно ведется поддержка приоритетных сфер деятельности малого сектора экономики, которая предусматривает предоставление на конкурсной основе единовременной субсидии на возмещение части стоимости основных средств и нематериальных активов.

По итогам 2006 года в приоритетные направления были включены:

  • - бытовое обслуживание населения в сельских районах области;
  • - защита окружающей среды;
  • - въездной и внутренний туризм, развитие гостиничного комплекса.

Также остаются приоритетными сферы деятельности:

  • - сельхозпроизводство и сельхозпереработка;
  • - коммунальное хозяйство и обслуживание жилищного фонда;
  • - здравоохранение;
  • - экология;
  • - инновационная деятельность.

В качестве имущественной поддержки предприниматели могут воспользоваться предоставлением субсидии на компенсацию части арендных платежей субъектов малого предпринимательства, осуществляющим бизнес в приоритетных сферах деятельности.

В части поддержки инновационного малого бизнеса предусмотрено несколько новых форм государственной поддержки:

  • - предоставление субсидий для оплаты части стоимости патентного поиска и патента на интеллектуальную собственность;
  • - субсидирование части затрат на приобретение субъектами малого предпринимательства современных лицензированных средств разработки программного обеспечения и управления базами данных ведущих компаний;
  • - предоставление субсидий на развитие в малом секторе экономики приоритетных сфер деятельности, в т.ч. инновационной, на возмещение части стоимости основных средств, приобретенных в текущем году;
  • - предоставление субсидий на компенсацию части арендных платежей субъектам малого предпринимательства приоритетных сфер деятельности;
  • - субсидирование части затрат на сертификаты по международным стандартам;
  • - субсидирование субъектам малого предпринимательства части затрат по внешнеэкономической деятельности.

В целях стимулирования инвестиционных процессов в малом бизнесе, субъекты малого предпринимательства, реализующие инвестиционные проекты, могут воспользоваться поддержкой в форме субсидий на компенсацию части расходов на оплату услуг по землеустроительным работам.

Одной из форм поддержки является бюджетное финансирование организации коллективных стендов донских товаропроизводителей на выставках. Помимо этого, предприниматели, участвующие в 2006 году в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом, могли рассчитывать на возмещение части стоимости аренды выставочных площадей.

Так, например, малые предприятия Ростовской области, участвовавшие в 2005 году в выставках за пределами территории Российской Федерации, получили возмещение 2/3 фактически произведенных затрат по аренде выставочных платежей. Финансовую поддержку получили 4 малых предприятия на общую сумму более 350 тыс. руб.

В целях стимулирования малых экспортеров и увеличения объемов экспорта предусмотрено субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам субъектам малого предпринимательства, осуществляющим в 2006 году поставки продукции (товаров, услуг) на экспорт.

Поддержка экспортно-ориентированного бизнеса совпадает с приоритетами, принятыми на федеральном уровне. Впервые в 2005 году из федерального бюджета были профинансированы мероприятия, направленные на стимулирование деятельности субъектов малого бизнеса - экспортеров. Ростовская область участвовала в конкурсе на получение этих средств и стала победителем. Семь малых предприятий - производителей продукции на экспорт получили бюджетные средства на развитие.

Также предпринимателям предоставляется финансовая поддержка в форме предоставления субсидий, на компенсацию части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и законодательства страны-импортера, и, кроме этого, предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства на возмещение части затрат на сертификацию по международным стандартам.

Помимо форм прямой финансовой поддержки малому предпринимательству предусмотрены организационная, информационная и образовательная поддержка.

Эффективное использование финансовых средств для ведения предпринимательской деятельности тесно взаимосвязано со знанием законодательства и нормативных документов. Поэтому с целью расширения информационного обеспечения предпринимательского сообщества о возможностях получения государственной поддержки, изменениях в законодательстве и многих других вопросах в течение 2006 года были проведены выездные обучающе-информационные семинары в городских округах и муниципальных районах области.

Темы семинаров включали в себя самые различные вопросы: государственную поддержку малого бизнеса, налогообложение, изменения в законодательстве, социальные проблемы, защиту прав и интересов предпринимателей, создание кредитных кооперативов.

Для оказания методической помощи субъектам малого предпринимательства издаются и бесплатно распространяются на семинарах методические рекомендации и информационные материалы по вопросам ведения предпринимательской деятельности, применения законодательства в сфере малого бизнеса, взаимодействия с контролирующими органами и многое другое. Все материалы размещаются в электронном виде на официальном сайте Администрации Ростовской области в разделе «Методические рекомендации».

Для грамотного ведения бизнеса необходимо владеть знаниями «как это делать?». С целью повышения образовательного уровня предпринимателей из бюджета области выделены средства на подготовку кадров для сферы малого бизнеса. Помимо уже доказавшей свою эффективность Губернаторской программы подготовки управленческих кадров для сферы малого бизнеса, будут и уже внедрены обучающие программы по основам малого предпринимательства в учреждениях среднего профессионального образования области, профинансированы предпринимательские проекты учреждений профессионального образования по созданию мастерских, предприятий торговли, ателье и др. центров по обслуживанию населения; разработаны и внедрены типовые учебные планы профессиональной подготовки кадров по рабочим профессиям с элементами основ малого предпринимательства. Предусмотрено выделение средств на организацию обучающих программ для кредитных кооперативов, других микрофинансовых организаций, объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а также организацию образовательных курсов для объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, содействующих проведению примирительных процедур.

Ежегодно проводимые социологические опросы предпринимателей говорят о том, что проблема отсутствия информационно-консультационной поддержки стоит перед предпринимателями, особенно из отдаленных районов области, по-прежнему остро. В целях решения данной проблемы в Ростовской области ежегодно расширяется сеть объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в том числе благодаря выделению средств областного бюджета на эти цели. Но не только растет число объектов инфраструктуры. Серьезное внимание уделяется количеству и качеству предоставляемых услуг. Данные организации оказывают услуги по регистрации предприятий различных организационно-правовых форм, оказывают помощь в оформлении, переоформлении лицензий, внедряют комплексный аудит и услуги по бухгалтерскому сопровождению деятельности. Начинающим предпринимателям предлагается разносторонняя помощь - от бесплатных консультаций по всем вопросам регистрации собственного бизнеса до полной разработки учредительных документов. За 2005 год субъектам малого предпринимательства в муниципальных образованиях области оказано более 11 тыс. консультаций агентствами поддержки малого и среднего бизнеса, более 30 тыс. - сельскими информационно-консалтинговыми центрами.

Анализ состояния и прогноз развития малого предпринимательства в Ростовской области как субъекта Российской Федерации показывает, что принятая Губернатором Программа внесла в экономику существенные изменения. Целью Программы является развитие малого предпринимательства в Ростовской области. Для этого необходимо принятие мер по выравниванию условий для его развития в городских округах и муниципальных районах. С 2006 года реформа местного самоуправления охватила все территории области. Количество муниципальных образований увеличится до 463, в том числе наиболее крупными из них будут городские округа - 12 единиц и муниципальные районы - 43 единицы.

Для достижения цели намечается решить следующие задачи:

  • - повышение роли малого бизнеса в борьбе с бедностью, в обеспечении занятости населения, создании качественных рабочих мест и повышении доходов населения;
  • - обеспечение тесного взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение предпринимательских кругов к решению вопросов социально-экономического развития Ростовской области;
  • - наполнение регионального рынка товарами и услугами малых предприятий, в том числе инновационного характера;
  • - повышение уровня заработной платы работников в малом секторе экономики;
  • - увеличение числа субъектов малого бизнеса;
  • - увеличение количества рабочих мест;
  • - увеличение налоговых поступлений от малого бизнеса в бюджеты всех уровней;
  • - рост объема инвестиций в сфере малого бизнеса (см рис.1).
Объем инвестиций в основной капитал региона

Рисунок 1- Объем инвестиций в основной капитал региона

Особое внимание в Программе уделено будущим предпринимателям из числа учащейся молодежи, начинающим предпринимателям из числа социально незащищенных слоев населения. Кроме того, с целью повышения уровня доходов и обеспечения занятости населения, продолжится практика комплексной поддержки безработных граждан, желающих организовать собственное дело.

Реализация цели и задач будет осуществляться за счет комплексного выполнения настоящей Программы и муниципальных программ развития малого предпринимательства, их взаимного дополнения. Для увеличения объемов финансирования Ростовская область в лице уполномоченного органа - министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области будет участвовать в конкурсах, проводимых Правительством Российской Федерации, на получение средств федерального бюджета, выделяемых на оказание государственной поддержки субъектам малого предпринимательства.

На момент разработки программы развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2006-2008 годы в малом секторе экономики Ростовской области сложилась следующая ситуация. Всего действует около 150 тысяч субъектов малого предпринимательства, в том числе 29 тысяч малых предприятий и 103,5 тысяч индивидуальных предпринимателей, а также 15,7 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств в форме юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Выстраивается система взаимодействия органов власти с предпринимателями, формируется инфраструктура поддержки малого бизнеса.

В 39 муниципальных районах и городских округах из 55 созданы и действует более 100 объектов инфраструктуры. В их числе микрофинансовые организации - это кредитные кооперативы, фонды поддержки малого предпринимательства и местного развития, другие объекты инфраструктуры, выдающие займы субъектам малого предпринимательства (далее - микрофинансовые организации); информационные, консультационные организации и учебно-производственные площадки для начинающих предпринимателей - это агентства поддержки малого и среднего бизнеса, информационно-консалтинговые центры по обслуживанию малого бизнеса, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, инновационно-технологические центры и бизнес-инкубаторы.

Растет банковская сеть, предлагающая малому бизнесу различные программы кредитования - от краткосрочных займов до долгосрочных инвестиционных кредитов. Активизировалась деятельность лизинговых компаний.

В городских и муниципальных районах разработаны и реализуются муниципальные программы развития малого бизнеса.

Ежегодно рассчитываемая доля объема продукции малых предприятий в структуре валового регионального продукта имеет тенденцию к росту, и по состоянию на 1 января 2005 года составила 27,8 процента.

Основные показатели деятельности малых предприятий в 2005 году следующие:

  • - оборот малых предприятий - 122,5 млрд. рублей;
  • - доля малых предприятий в объемах отгруженных товаров собственного производства и выполнении работ и услуг собственными силами по полному кругу предприятий промышленных видов деятельности - 20 процентов;
  • - доля оборота малых предприятий оптовой торговли - 63,5 процента;
  • - доля оборота малых предприятий розничной торговли -33,2 процента;
  • - среднемесячная заработная плата на малых предприятиях - 3846 рублей (см рис. 2);
  • - доля инвестиций в основной капитал в общем объеме инвестиций, использованных на развитие экономики области - 10,9 процента.
Динамика роста среднемесячной заработной платы на малых предприятиях Ростовской области

Рисунок 2 - Динамика роста среднемесячной заработной платы на малых предприятиях Ростовской области

Также можно пронаблюдать интенсивный рост объема выпуска продукции и увеличение количества малых предприятий за период 2004-2006 годов (см приложения В, Г).

Субъекты малого предпринимательства привлекаются к выполнению государственных и муниципальных заказов, получают финансовую поддержку из средств областного и муниципальных бюджетов, финансово-кредитных учреждений и лизинговых компаний в форме кредитов, субсидий, гарантий, лизинга оборудования.

С целью развития инвестиционной и инновационной деятельности малых предприятий на региональном уровне сформирована законодательная база, реализуются мероприятия, нацеленные на привлечение инвестиций в различные виды деятельности, в том числе в инновационной сфере. Так, в 2007 году планируется создание фонда, осуществляющего финансирование инновационных проектов субъектов малого предпринимательства. Содействие развитию данного фонда будет осуществляться на условиях долевого софинансирования из средств федерального и областного бюджетов.

За последние 2,5 года увеличены масштабы образовательного и информационного обеспечения предпринимательской деятельности. Разработаны учебные программы и типовые планы, позволяющие повышать уровень квалификации начинающих и действующих предпринимателей. Регулярно проводятся семинары по актуальным вопросам предпринимательской деятельности, издается справочная и методическая литература.

Создание и организация работы Советов по малому предпринимательству, специализированных межведомственных комиссий укрепило взаимодействие с предпринимательским сообществом, его доверие к органам законодательной (представительной), исполнительной власти и местного самоуправления, а также позволило принимать оперативные и оптимальные решения.

Развитие межрегионального сотрудничества открыло доступ субъектам малого предпринимательства к рынкам других регионов, позволило наладить взаимовыгодный товарообмен.

Проведение социологических опросов, маркетинговых и статистических аналитических исследований позволило своевременно определять остроту и количество нерешенных проблем, реагировать на них, внося соответствующие изменения в программные мероприятия. Кроме того, результаты социологических опросов легли в основу формирования мероприятий государственной поддержки и нашли отражение в методических рекомендациях администрациям муниципальных образований по разработке муниципальных программ развития малого предпринимательства на 2006-2008 годы.

В то же время, несмотря на улучшение правовых и финансово-экономических условий не решены проблемы:

  • - снижения излишнего администрирования, оказания помощи при «вхождении» в бизнес новым участникам рынка;
  • - повышения образовательного и информационного уровня предпринимателей;
  • - облегчения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и инвестиционным ресурсам;
  • - развития инновационного и экспортно-ориентированного малого бизнеса;
  • - обеспечения занятости населения в труднодоступных и экономически депрессивных территориях, повышения уровня официально регистрируемой заработной платы, борьбы с бедностью.

На реализацию мероприятий Программы предполагается направить средства из бюджетных и внебюджетных источников.

Бюджетные источники:

  • а) федеральный бюджет:
    • 1) средства, выделяемые на конкурсной основе субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами;
    • 2) средства Федеральной государственной службы занятости населения в соответствии с письмом Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Ростовской области от 28 апреля 2005 года № 241 по финансированию Программы;
  • б) областной бюджет - средства, предусмотренные на исполнение мероприятий настоящей Программы в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год;
  • в) муниципальные бюджеты - объемы и направления расходования средств местных бюджетов на финансирование мероприятий Программы определяются нормативными правовыми актами представительных органов городских округов и муниципальных районов (прогнозируются как возможный источник средств без указания конкретных сумм).

Объемы бюджетных средств ежегодно уточняются в соответствии с принимаемыми нормативными правовыми актами о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год.

Внебюджетные источники:

  • - средства коммерческих банков - кредитные ресурсы, заявленные банками для кредитования субъектов малого предпринимательства в соответствии с письмами банков;
  • - средства исполнителей из числа организаций, финансирование которых осуществляется из внебюджетных источников (прогнозируются как возможный источник средств, в некоторых случаях без указания конкретных сумм, на основании соответствующих писем организаций - соисполнителей Программы).

Таблица 1 - Финансирование мероприятий Губернаторской Программы

(тыс.руб.)

Источники финансирования

Всего

В том числе по годам

2006

2007

2008

1 Средства федерального бюджета

23 352,3

14 234

4406,5

4 711,8

2 Средства областного бюджета

333 820

91 900

107 900

134 020

3 Средства муниципальных бюджетов

В соответствии с плановыми ассигнованиями, утвержденными в соответствующих бюджетах представительными органами муниципальных образований

4 Средства коммерческих банков

151 038 476,6

40 832 875

49 875 554,40

60 330 047,20

5 Средства прочих исполнителей

7 283 295

1 976 960

2 355 610

2 950 725

Итого

158 678 943,9

42 915 969

52 343 470,9

63 419 504

Координацию деятельности исполнителей по реализации Губернаторской Программы осуществляет министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области, которое:

  • - ежеквартально организует сбор от исполнителей и соисполнителей Программы отчетных материалов, которые должны содержать общий объем фактически произведенных расходов, всего и в том числе по источникам финансирования, отчетную информацию об исполнении каждого мероприятия;
  • - осуществляет обобщение отчетных материалов и подготовку информации о ходе реализации мероприятий Программы;
  • - доводит до сведения всех заинтересованных лиц указанную информацию посредством размещения в СМИ;
  • - осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, выделенных на реализацию мероприятий настоящей Программы;
  • - готовит аналитические материалы о состоянии и развитии малого предпринимательства и размещает их на сайте Администрации Ростовской области;
  • - одновременно с отчетом об исполнении областного бюджета за соответствующий финансовый год готовит ежегодный отчет о ходе выполнения программных мероприятий, направляет его в Законодательное Собрание Ростовской области и Контрольно-счетную палату Ростовской области в установленном порядке для сведения и контроля.

Итоговый отчет о реализации Программы развития малого предпринимательства в целом представляется в Законодательное Собрание Ростовской области на утверждение не позднее 1 марта года, следующего за последним годом реализации, указанным в Программе.

В состав соисполнителей Программы - объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства входят агентства поддержки малого и среднего бизнеса, фонды поддержки малого предпринимательства и местного развития, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, информационно-консалтинговые центры для предприятий агробизнеса, другие объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, основным видом деятельности которых является оказание различного рода услуг субъектам малого предпринимательства.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Поддержка малого бизнеса
Введение1 ГОСУДАРСТВО - ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1.1 Теоретические основы предпринимательства в Российской Федерации1.2 Нормативно-правовая база государственного регулирования предпринимательской деятельности2 МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ2.1 Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России2.2 Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МО АЗОВСКИЙ РАЙОН ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ3.1 Управление предпринимательской деятельностью в субъекте Российской Федерации - Ростовской области3.2 Система управления малым предпринимательством в муниципальном образовании Азовский районЗаключениеСписок использованной литературыСтруктуры поддержки малого предпринимательства