Формы взаимодействия Центрального Банка Российской Федерации с населением


В статье рассмотрены формы взаимодействия Центрального банка Российской Федерации с населением страны по отношению к их финансовой грамотности, выявлены основные проблемы и определены направления их развития.

Цель работы: выявить возможности развития действующих форм взаимодействия ЦБ с населением в платежной системе РФ.

Благосостояние населения напрямую зависит от правильной политики государства, которая зависит от достаточной информации, и насколько она полно показывает проблемы в современном российском обществе.

В настоящее время появилось множество новых платежных продуктов и услуг на основе информационных технологий, что приводит к широкому охвату населения мобильной связью и Интернетом. За счет доступности технологических каналов передачи данных, приводит к быстрому росту новых платежных инструментов, а именно, электронные деньги и мобильные платежи. Регуляторам следует содействовать созданию среды, обеспечивающую доступ к достаточно широкому диапазону финансовых услуг. Однако, эти регуляторы зачастую вызывают у большинства людей проблемы в понимании и овладении новой информации. Даже если двадцать первый век считается веком информации, так или иначе, не все способны воспринимать и разбирать нововведения в области финансов и т.д.

При оказании качественных цифровых финансовых услуг повышается уровень финансовой доступности, некачественные услуги же приводят к ухудшению ситуации с защитой прав потребителей. К увеличению роста безналичных платежей по стране приводит все большее проникновение мобильных технологий и Интернета. Таким образом, повышение финансовой грамотности должно играть важную роль в формировании поведения потребителя.

Банковский бизнес во многом основан на доверии. То есть без доверия банка к клиентам, и наоборот, никаких сделок бы не происходило. Доверие и практический опыт - это тот фундамент, без которого невозможно стабильное функционирование финансового и платежного секторов [1, c. 256]. Если у банков возникли проблемы, то они обуславливаются, прежде всего, отсутствием или потерей доверия людей. Президент РФ Путин В.В. в 2006 году на заседании Госсовета, впервые в числе важных государственных задач поднял проблему повышения финансовой грамотности населения России, поставив ее решение перед органами власти и банковским сообществом. взаимодействие центральный банк население

В соответствии с этим, в целях организации работы с населением в Банке России утвержден и выполняется План мероприятий Банка России по реализации Стратегии развития национальной платежной системы на период до 2020 года, который предусматривает следующие формы и мероприятия его взаимодействия с населением в платежной системе [3].

Таблица 1. План мероприятий Банка России по реализации Стратегии развития национальной платежной системы на период до 2020 года

Наименование мероприятия

Форма реализации

Срок реализации

Соисполнители

2.2. Содействие повышению доверия населения и хозяйствующих субъектов к совершению безналичных платежей:

2.2.1. Разработка и принятие мер, направленных на повышение безопасности использования электронных средств платежа, в том числе создание национальной системы безопасности платежного пространства.

Разработка согласованного комплекса мер

с 2013 г.

Во взаимодействии с Минфином России профессиональными объединениями участников национального рынка финансовых услуг.

2.2.2. Содействие развитию в РФ института внесудебного урегулирования споров между кредитными организациями и их клиентами в сфере платежных услуг.

Участие в реализации координационного плана

с 2013 г.

Во взаимодействии с заинтересованными органами власти РФ, профессиональными объединениями участников национального рынка финансовых услуг.

2.2.3. Проведение мероприятий, способствующих повышению финансовой грамотности населения и хозяйствующих субъектов в сфере платежных услуг.

Участие в реализации проекта "Содействие повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ

с 2013 г.

Во взаимодействии с заинтересованными органами власти РФ, профессиональными объединениями участников национального рынка финансовых услуг.

2.2.4. Содействие инициативам участников рынка платежных услуг по развитие саморегулируемых организаций, способствующих повышению качества, доступности и безопасности платежных услуг.

Участие в реализации координационного плана

с 2013 г.

Во взаимодействии с заинтересованными органами власти РФ, профессиональными объединениями участников национального рынка финансовых услуг.

На сайте ЦБР также подробно излагаются все происходящие мероприятия по взаимодействию ЦБ РФ с населением в целях повышения финансовой грамотности населения, в том числе в платежной системе.

Еще одной формой взаимодействия с населением является работа с жалобами клиентов. Так, например, в ЦБ РФ продолжают поступать многочисленные обращения граждан, пострадавших от действий злоумышленников. С марта 2010 года, поступают обращения граждан через Интернет, пострадавших от действий мошенников, представляющихся сотрудниками Банка России и федеральных органов исполнительной власти - Минфина РФ, Роспотребнадзора. Также поступают обращения граждан, пострадавших от действий мошенников, предлагающих получить незаконным путем крупной суммы денежных средств сомнительного происхождения. Мошенники предлагают осуществить перевод денежных средств на банковский счет получателя сообщения, а затем перевести эти деньги в зарубежные банки за определенное вознаграждение. Под видом этой схемы происходит хищение средств российских граждан. Следует отметить, что во многих случаях мошенники к своим сообщениям приобщают поддельные письма с символикой органов государственной власти РФ, Банка России, Сбербанка России [2]. Гражданам, в основном пенсионного возраста, по телефону предлагается денежная компенсация за ранее приобретенные лекарственные средства. Из-за доверия пенсионеров, мошенники получают хорошую выгоду.

По сообщениям Департамента внешних и общественных связей Банка России, зачастую клиентам различных кредитных организаций от неустановленных лиц, посредством SMS-сообщений и e-mail-рассылки поступают сообщения о блокировки банковской карты клиента с предложением связаться по контактным номерам указанных в сообщении. В качестве отправителей подобных сообщений зачастую выступают: "Центробанк России", CentroBank, "Служба безопасности Банка России" [2].

ЦБ РФ активно информирует и призывает граждан в случае поступления подобного рода предложений незамедлительно обращаться в правоохранительные органы. Чтобы предотвратить обнаружившиеся данные проблемы граждан, на сайте Банк России размещена отдельная Памятка для читателей "О мошеннических действиях". Также на сайте представлены и другие Памятки, которые помогут населению заблаговременно узнавать об изменениях и нововведениях в платежной и банковской сферах.

Следует отметить, что решение проблемы доступности банковских услуг для населения, напрямую связано с низким уровнем финансовой грамотности и информированности населения о банковской деятельности [4, С. 52]. Поэтому еще одной формой работы с населением является проведение поквартальной целенаправленной работы со средствами массовой информации по повышению информированности населения. Такие мероприятия стали проводиться в субъектах страны для организаций, студентов и даже школьников.

Выбор форм, методов, и способов взаимодействия ЦБР со средствами массовой информации зависит от поставленных задач, но в целом они сводятся к следующим вариантам:

  • · Проведение информационных кампаний, в том числе размещение в телеэфире материалов по заданию Банка России.
  • · Интервью начальника Главного управления на радио и телевидении, а также проведение пресс-конференций.
  • · Подготовка и размещение материалов по банковской тематике.
  • · Проведение мероприятий, участие в круглых столах по повышению финансовой грамотности населения.

Мы также поддерживаем идею Банка России, по созданию в ближайшее время отдельного интернет-ресурса, посвященного финансовой грамотности [2]. Проект позволит россиянам узнавать всю необходимую информацию - от защиты прав потребителей финансовых, платежных и банковских услуг до новых изменений в законодательстве. Если мероприятия ЦБР по повышению финансовой грамотности и информированности будут эффективными, это позволит населению использовать более доходные финансовые инструменты, адекватно вести себя в проблемных ситуациях, оперативно и полезно пользоваться новыми финансовыми и платежными инструментами. Таким образом, именно на этой стадии развития форм взаимодействия Центрального банка с населением страны сформируется правильное их отношение к современным рыночным банковским и платежным продуктам и услугам.

Список литературы

  • 1. Ильина Т.Г., Беспалова О.В. Организация деятельности центрального банка: учебное пособие/ под ред. проф. Земцова А.А., Издательский дом ТГУ, Томск, 2014. - с. 256.
  • 2. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.cbr.ru/IReception/? PrtId=fraudulent (дата обращения 25.03.2016).
  • 3. План мероприятий Банка России по реализации Стратегии развития национальной платежной системы на период до 2020 года. (исх. №1427/363 от 07.06.2012).
  • 4. Cтахнюк А.В., Измалкова Е.А. "Методы работы по повышению финансовой грамотности населения" // Деньги и кредит. - 2014. - №8. - С. 52.