Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Менеджмент arrow Методы менеджмента

Социально-психологические методы менеджмента

Социально-психологические методы менеджмента в своей совокупности предназначены для создания и поддержания социально-психологического климата в организации таким, чтобы работник, с одной стороны, делал все необходимое для достижения целей организации, с другой стороны, имел бы все возможности для саморазвития в выбранном им самим направлении.

Среди социально-психологических методов менеджмента можно выделить:

  • * развитие социальной инфраструктуры предприятия;
  • * социальные исследования;
  • * соревнование;
  • * преодоление и использование конфликтов;
  • * методы гуманизации труда;
  • * методы морального поощрения и порицания;
  • * психологическое влияние;
  • * убеждение;
  • * методы планирования и развития карьеры сотрудников. Социальные исследования в современном менеджменте играют двойственную роль.

С одной стороны, они являются источником информации о социальных проблемах организации, подразделений и социальных групп. С другой стороны, с их помощью можно оказывать непосредственное воздействие на персонал организации.

Соревнование может реализовываться одним из следующих способов (или их совокупностью):

  • 1) выявление лидера и мотивация остальных работников на достижение и преодоление его результатов, благодаря чему возможна смена лидера;
  • 2) установление стандартов поведения и производительности в различных областях деятельности предприятия;
  • 3) поддержание социальной преемственности передового опыта, что достигается проведением различных конкурсов, работой кружков качества, поощрением передовиков производства, празднованием успешного завершения важных для организации работ. Важным аспектом соревнования является обязательное и гласное подведение его итогов с обязательным награждением победителя.

Яркий пример организации соревнования описан у Дейла Карнеги. Рабочие одного плавильного цеха не выполняли сменных заданий. Владелец завода Чарльз Шваб пришел в цех перед приходом ночной смены и спросил у рабочего уходящей дневной:

  • - Сколько плавок сделала сегодня ваша смена?
  • - Шесть, - ответил рабочий.

После этого Шваб взял мел, нарисовал на полу большую шестерку и ушел. Рабочие ночной смены, придя на завод, увидели цифру «6» и спросили, что она означает. Рабочие дневной смены рассказали о ее происхождении. На следующее утро Шваб пришел в цех. Ночная смена стерла цифру «6» и заменила ее семеркой. После ухода дневной смены «7» изменилась на «10». Вскоре этот цех стал обгонять другие цеха предприятия.

Методы гуманизации труда представляют собой:

  • 1) использование психологического воздействия цвета и музыки,
  • 2) исключение монотонности труда,
  • 3) расширение творческих моментов в процессе труда.

Основные требования, предъявляемые к методам морального поощрения:

  • 1) моральное поощрение необходимо распространять на всех работников, которые показали стремление к улучшению результатов трудовой деятельности, а не только на передовиков;
  • 2) моральное поощрение необходимо проводить в торжественной обстановке;
  • 3) обеспечение сравнения результатов в различных областях деятельности.

Методы морального порицания можно применять только при условии убеждения, что они принесут желаемый результат. Обязательное требование к ним - индивидуальный подход. Оснований для того, чтобы сотрудник максимально проявил свои профессиональные и человеческие качества -- психологическая обстановка, в которой человек работает. Если она эмоционально-конструктивна, от сотрудника можно ожидать высоких профессиональных результатов. Напротив, атмосфера угнетенности, неудовлетворенности сотрудников непременно отрицательно скажется на результатах труда.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Методы менеджмента