Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Маркетинг arrow PR, маркетинг, реклама, паблисити: различия и взаимодействие

PR, маркетинг, реклама, паблисити: различия и взаимодействие


PR, маркетинг, реклама, паблисити: различия и взаимодействие

Ну сколько всего написано о маркетинге, о рекламе, о паблисити…! Человек тонет в море информации и не может четко разделить взаимосвязанные понятия. Паблисити отождествляют с пиаром. Пропаганду с рекламой. И все в таком духе. К сожалению, сегодня многие недобросовестные специалисты по связям с общественностью (часто таковыми не являющиеся профессионально) заставляют поверить руководителя в то, что он супер-пиарщик, ну просто сама гениальность и работоспособность, по количеству опубликованной бесплатной рекламы их компании в различных СМИ. Молодец, бесспорно…, сумел добиться без капиталовложений, чтобы название компании было упомянуто в средствах массовой информации (правда часто для него или для его руководителя неважно где, как и в связи с чем). Но вот доказывает ли это, что он гениальный специалист по связям с общественностью? Да и вообще, специалист ли?…

Паблисити традиционно называют «бесплатную рекламу». Т.е. рекламу Вашей компании, опубликованную (в разных случаях по-разному) без каких-либо капиталовложений с Вашей стороны.

Цель паблисити в том, чтобы поддержать интерес к Вашей компании. Его можно считать частью работы PR-специалиста, но никак не самой работой. Если бы пиарщики занимались одной паблисити, оставив внутрикорпоративный PR, антикризисный PR и социальную ответственность, например, то вряд ли осуществленная паблисити привела бы к главной цели PR… Какой? Правильно, к доверию. Более того, не обращая внимание на качественное исполнение паблисити, можно просто-напросто навредить имиджу или репутации компании. Так, например, если компания N, занимающаяся производством и торговлей табачных изделий, добьется бесплатной публикацией об их деятельности в журнале M, это будет, несомненно, напоминанием для читателей о существовании компании N. А если статью о ней поместят на одном развороте со статьей о вреде курения с устрашающей статистикой умирающих от рака легких? Вряд ли такое упоминание принесет пользу этой компании. Скорее наоборот - вызовет негативные ассоциации с ней.

Поэтому важно умело пользоваться паблисити.

Паблисити - бесплатная реклама, т.е. реклама Вашей компании, опубликованная (в разных случаях по-разному) без каких-либо капиталовложений с Вашей стороны.

Реклама. Слово знакомое даже самым маленьким из нас. Определений рекламы много, но нет смысла, на мой взгляд, приводить список определений, т.к. каждое из них в той или иной мере, но доступно и кратко описывает сущность этого замечательного понятия. Поэтому приведу, наиболее мне запомнившееся определение:

Реклама - это информация, помещаемая в СМИ определенным спонсором, который оплачивает рекламное место и время.

Отличие от паблисити очевидно - за рекламу необходимо платить.

Еще одним важным отличием рекламы от паблисити является то, что реклама - это контролируемый метод размещения сообщений в СМИ, а паблисити - стихийный, потому что источник информации не платит СМИ за её размещение.

Маркетинг и PR

Теперь мы подходим к двум, на мой взгляд, самым сложным понятиям: маркетингу и связям с общественностью. Кто-то включает PR в структуру маркетинга, кто-то разделяет их. Я отношусь ко вторым, т.к. эти понятия различны по своим целям, а, значит, не могут быть частью одного из. Кроме того, включая отдел PR, например, в структуру отдела маркетинга в качестве «подотдела», руководство компании совершают ошибку. Эти отделы должны сотрудничать, здесь не может быть иерархии подчинения, т.к. неизбежно возникает непонимание и дисфункция из-за отличия целей работы отделов. Об этом стоит задуматься многим компаниям.

Приведу абстрактный пример: департамент маркетинга компании N включает в свою структуру отдел по связям с общественностью. Предстоит выработать общую стратегию поведения и принять какое-то важное решение. Целью маркетинга будет получение некоторой выгоды, а целью пиара - поддержание доверия. Если по определенной причине стратегические шаги маркетинга и пиара не совпадут - выбор будет сделан в пользу маркетинга. Чем это грозит компании? Тем, что она может потерять доверие со стороны какой-либо ключевой группы, а тогда и долговременная стратегия маркетинга не сможет осуществиться, т.к. придется заново искать клиентов, либо заново привлекать потерянных, а для этого потребуется переосмысление общей стратегии.

Задачей же параллельно работающего отдела по связям с общественностью было бы осуществлять свою стратегию. Такой отдел не вынужден подчиняться целям маркетингового отдела, ведь у них разные функции, разные задачи, а значит он может свободно укреплять и завоевывать доверие общественности для своей компании. А в идеале - именно он должен корректировать работу маркетингового отдела, опираясь на мораль социальной ответственности (об этом я расскажу в соответствующей главе).

Существует предубеждение, что быть социально ответственной компанией - это создавать себе проблемы и убытки. Практика же доказывает совсем обратное, чем более социально ответственна компания - тем она успешнее. пиар рекламный общественность паблисити

Чтобы окончательно разделить в Вашем сознании понятия маркетинга и PR, приведу их развернутые определения:

Маркетинг - это процесс создания товара, планирование и образование цены, продвижение и размещение товара при стимулировании его покупки, при которой покупатель и продавец получают некоторую выгоду Определение взято из книги «Основы маркетинга». ООО «Издательство Астрель», 2003. с. 3

PR - это управление совокупностью коммуникативных процессов компании в отношениях с общественностью с целью достижения взаимопонимания и доверия

Три элемента: PR, маркетинг и реклама неразрывно связаны между собой, а четвертый элемент: паблисити, относится ко всем трем сразу.

Но! Паблисити не стоит во главе первых трех, а лишь соприкасается со всеми ними одновременно.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Банковское дело
Бухучет и аудит
География
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Охрана труда
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Техника
Товароведение
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее