Анализ производственного левириджа

Исходные данные

В таблице 5.1 приведены основные показатели деятельности трех предприятий (А, Б, В).

Таблица 5.1

Показатели

Пр-тие А

Пр-тие Б

Пр-тие В

Цена единицы продукции, р.

2,9

2,9

2,9

Удельные переменные расходы, р.

2,5

1,7

1,3

Условно-постоянные расходы, р.

29000

52000

73000

Расчеты производственного левириджа необходимо выполнить для четырех вариантов выпуска продукции: 20000; 50000; 80000 и 88000 единиц.

Расчет производственного левириджа

В таблице 5.2 приведен расчет основных показателей деятельности предприятий для разных вариантов выпуска продукции.

Таблица 5.2

Предприятия

Объем производства, ед.

Объем реализованной продукции, р.

Полные издержки, р.

Прибыль от реализации, р.

А

  • 20000
  • 50000
  • 80000
  • 88000
  • 60000
  • 150000
  • 240000
  • 264000
  • 71000
  • 131000
  • 191000
  • 207000
  • -11000
  • 19000
  • 49000
  • 57000

Б

  • 20000
  • 50000
  • 80000
  • 88000
  • 60000
  • 150000
  • 240000
  • 264000
  • 85000
  • 130000
  • 175000
  • 187000
  • -25000
  • 20000
  • 65000
  • 77000

В

  • 20000
  • 50000
  • 80000
  • 88000
  • 60000
  • 150000
  • 240000
  • 264000
  • 106000
  • 142000
  • 178000
  • 187600
  • -46000
  • 8000
  • 62000
  • 76400

А

20000

58000

79000

-21000

50000

145000

154000

-9000

80000

232000

229000

3000

88000

255200

249000

6200

Б

20000

58000

86000

-28000

50000

145000

137000

8000

80000

232000

188000

44000

88000

255200

201600

53600

В

20000

58000

99000

-41000

50000

145000

138000

7000

80000

232000

177000

55000

88000

255200

187400

67800

Рассчитаем точку критического объема продаж для каждого предприятия (точка безубыточности).

ОРС = FC / (p - v),

где FC - условно-постоянные расходы; p - цена единицы продукции; v - переменные расходы на единицу продукции.

По предприятию А имеем ОРС = 29000 / (2,9 - 2,5) = 72500 ед.

По предприятию Б имеем ОРС = 52000 / (2,9- 1,7) = 43333 ед.

По предприятию В имеем ОРС = 73000 / (2,9 - 1,3) = 45625 ед.

Уровень производственного левириджа принято измерять следующим показателем.

,

где ТПР - темп изменения прибыли от реализации, %; ТОР - темп изменения объема реализации в натуральных единицах, %.

Формула может иметь и иной вид:

JПЛ = (сОР) / ПР,

где с - удельный маржинальный доход (т.е. на единицу изделия). Он равен с = p - v.

Определим уровень производственного левириджа при увеличении объема производства с 20000 до 50000 единиц.

Для предприятия А имеем = 0,38.

При расчете по другой формуле получим JПЛ =0,420000 / -21000 = 0,38.

Для предприятия Б имеем JПЛ =1,220000 /- 28000 = 0,86.

Для предприятия В имеем JПЛ =1,620000 / -41000 = 0,78.

Определим уровень производственного левириджа при увеличении объема производства с 50000 до 80000 единиц.

Для предприятия А имеем =2,22.

При расчете по другой формуле получим JПЛ = 0,450000 / -9000 = 2,22

Для предприятия Б имеем JПЛ =1,250000 / 8000 = 7,5

Для предприятия В имеем JПЛ =1,650000 / 7000 = 11,43.

Определим уровень производственного левириджа при увеличении объема производства с 80000 до 88000 единиц.

Для предприятия А имеем = 10,7.

При расчете по другой формуле получим JПЛ =0,480000 / 3000 =10,7.

Для предприятия Б имеем JПЛ = 1,2*80000 / 44000 = 2,18.

Для предприятия В имеем JПЛ = 1,680000 / 55000 = 2,33.

Проведенные расчеты показывают, что наибольшее значение уровень производственного левириджа имеет на предприятии В. Это же предприятие имеет и больший уровень условно-постоянных расходов, приходящихся на рубль переменных расходов. Так, при объеме производства в 50000 единиц для предприятия А этот показатель равен 0,31 (на 100 р. переменных расходов приходится 31 р. условно-постоянных расходов); для предприятия Б он равен 0,73; для предприятия В равен 1,37.

29000 / (2,550000) = 0,232 52000 / (1,750) = 0,61. 73000 / (1,350000) = 1,12.

Следовательно, предприятие В более чувствительно к изменению объемов производства. Это видно и по размаху прибыли от реализации при варьировании объема производства.

Экономический смысл показателя уровня производственного левириджа в данном случае таков:

  • · если каждое из предприятий планирует увеличить объем производства на 250 % (с 20000 до 50000 единиц), это будет сопровождаться увеличением прибыли от реализации для предприятия А на 95 %, для предприятия Б на 215 %, для предприятия В на 195%.
  • · если каждое из предприятий планирует увеличить объем производства на 60 % (с 50000 до 80000 единиц), это будет сопровождаться увеличением прибыли от реализации для предприятия А на 130,2 %, для предприятия Б на 450 %, для предприятия В на 685,8 %.
  • · если каждое из предприятий планирует увеличить объем производства на 10 % (с 80000 до 88000 единиц), это будет сопровождаться увеличением прибыли от реализации для предприятия А на 107 %, для предприятия Б на 21,8 %, для предприятия В на 23,3 %.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >