Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Финансы arrow Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)

Комплексным экономическим показателем, отражающим совокупные усилия автотранспортного предприятия по управлению затратами на производство транспортных услуг, является себестоимость продукции. Величина себестоимости продукции, складывающаяся в автотранспортном предприятии, неизбежно влияет на себестоимость продукции предприятий практически всех отраслей, а также на величину транспортных расходов населения страны. В составе себестоимости различают группы затрат, которые детализируются по отдельным видам затрат. Например, материальные затраты можно подразделить по конкретным видам основных и вспомогательных материалов. Финансово-хозяйственная деятельность предприятия в зависимости от структуры затрат на производство и реализацию продукции делится на материалоемкую, фондоемкую, трудоемкую и энергоемкую.

В себестоимости продукции (работ, услуг) расходы на обслуживание и управление занимают значительный удельный вес. Эти расходы называются комплексными, так как они состоит из нескольких экономических элементов. Выделяют несколько групп комплексных расходов:

  • - расходы, связанные с работой оборудования и освоением техники. Они входят в состав цеховых расходов либо отражаются отдельно (расходы по обслуживанию и эксплуатации оборудования);
  • - цеховые расходы (общепроизводственные);
  • - общехозяйственные расходы;
  • - внепроизводственные расходы.

Основными задачами анализа комплексных расходов являются:

  • - контроль за исполнением сметы расходов;
  • - выявление причин отклонения от сметы;
  • - определение путей снижения расходов.

На отклонение сметы комплексных расходов оказывают влияние:

  • - нарушение смету расходов;
  • - изменение объема структуры производства.

Анализ начинают с изучения исполнения сметы, т.е. определяют отклонение по каждой статье расхода и общую сумму отклонений. С этой целью рассматривают плановые и фактические суммы по каждой статье расхода, выявляют снижение и перерасход. Не по всякой статье уменьшение (увеличение) фактических расходов представляет собой реальную экономию.

Наряду с абсолютным отклонением по статьям расхода и в целом определяют и относительное отклонение, но только по условно-переменным статьям, расходам.

Для того, чтобы определить количественное влияние факторов на изменение сметы комплексных расходов, необходимо все расходы разделить на две группы: условно-постоянные и условно-переменные. По каждой группе определить общую сумму расходов.

К условно-постоянным относят: амортизацию, аренду, ссуду, содержание помещений, общехозяйственные расходы, зарплату в цехе персонала (по обслуживанию). Условно-постоянные расходы практически не изменяются с изменением объема выпуска на весь объем, но изменяются на единицу в зависимости, обратной от изменения объему.

К условно-переменным относят: сырье, материалы, зарплату вспомогательных рабочих, возмещение износа инструмента, текущий ремонт, некоторые расходы по эксплуатации транспорта. Это статьи, величина которых меняется под влиянием объема выпуска пропорционально общему объему выпуска, но практически являются неизменными на единицу продукции.

Однако не всегда это изменение идет прямо пропорционально. Рост объема производства несколько обгоняет рост переменных расходов на объем выпуска, так как при большом объеме производства появляется возможность замены по отдельным видам переменных затрат, и наоборот.

Затем плановую величину условно-переменных затрат необходимо откорректировать на процент выполнения плана по объему выпуска продукции (плановую величину условно-переменных расходов умножить на процент выполнения плана и разделить на сто процентов). Условно-постоянные расходы не корректируются.

Сравнивая пересчитанные суммы расходов (с учетом изменения выполнения плана по объему выпуска) с плановыми сумами расходов (постоянных и переменных), определяем отклонения, образовавшиеся вследствие изменения объема производства. Вычитая из отчетных (фактических) постоянных и переменных расходов, пересчитанные на фактический выпуск, получим отклонения, образовавшиеся вследствие нарушения сметы (структуры производства).

По результатам проведенных расчетов необходимо сделать выводы, выяснить причины отклонений и определить резервы.

По способу включения в себестоимость затраты делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты непосредственно связаны с производством конкретного вида продукции (работ, услуг) и могут быть учтены в себестоимости данного вида продукции (сырье, материалы, комплектующие, зарплата рабочих).

Прямые затраты делятся на две группы: прямые трудовые и прямые материальные. Прямые материальные затраты занимают значительный удельный вес в себестоимости промышленной продукции. Сумма прямых материальных затрат зависит от объема и структуры производства продукции, изменения удельных затрат на отдельные изделия. В свою очередь удельные затраты зависят от нормы расхода на единицу изделия (количества расходованных материалов) и цены единицы материала.

Расход сырья и материалов на единицу (норма расхода) зависит от изменения норм расхода, качества материала, коэффициента использования материала, уровня применяемой технологии.

Цена единицы сырья и материалов, от рынка сырья, количества материала, уровня инфляции и транспортно-заготовительных расходов (вид транспорта, расстояние, тариф на перевозку).

В современных условиях номенклатура выпускаемой продукции быстро меняется, состав изготавливаемой продукции усложняется, вследствие чего количество расходуемых материалов возрастает.

Анализ материалов осуществляется в основном в разрезе фактических калькуляций, т.е. исследуется расход материалов на определенный вид продукции. Источником данных в этом случае является калькуляция себестоимости продукции.

Анализ затрат на материалы осуществляется по нескольким наиболее важным видам изделий и материалов.

Перед анализом затрат на материалы стоит задача:

  • - контроль за соблюдением установленных норм расхода материала (прогрессивность норм расхода материалов);
  • - выявление причин отклонения фактического расхода материалов от планового расхода;
  • - определение путей экономии материальных ресурсов.

Изменение материалов относительно плановой величины зависит от ряда факторов:

  • - изменения количества расходуемых материалов (норм расхода);
  • - изменение цен на материалы;
  • - замены одного вида материала на другой.

Степень влияния каждого фактора в отдельности на изменение величины расходуемых материалов определяется методом цепной подстановки.

Прямые трудовые затраты наряду с материальными являются важнейшей статьей себестоимости продукции. Они оказывают большое влияние на формирование её уровня.

В процессе анализа определяются: динамика зарплаты на 1 рубль товарной продукции; доля прямых трудовых затрат в себестоимости продукции; факторы, определяющие её величину и поиск резерва экономии средств по данной статье затрат.

Общая величина прямой заработной платы определяется условиями производства: изменение объема производства товарной продукции, изменение структуры производства и изменение уровня затрат на отдельные изделия. Уровень затрат на отдельные изделия определяется трудоемкостью продукции и среднечасовой заработной платой.

Анализ прямых трудовых затрат осуществляется в двух направлениях. Изучается весь фонд заработной платы и анализируется зарплата в себестоимости определенных изделий.

Для анализа зарплаты в составе себестоимости отдельных изделий используется калькуляции.

Анализ осуществляется в следующей последовательности. Определяется абсолютное отклонение по фонду заработной платы. Общее изменение по прямой зарплате на весь выпуск товарной продукции является объектом анализа. Количественное влияние факторов: увеличение объема выпуска продукции, изменение структуры производства, изменение структуры производства, изменение трудоемкости продукции, изменение уровня оплаты труда, - определяется способом цепных подстановок.

Затем выявляются причины изменения величины прямой заработной платы. Основные причины изменения общей величины прямой зарплаты - изменение уровня квалификации и несоответствие разряда работ разряду рабочих; изменение организации труда, уровня применяемой техники, технологии.

Анализ зарплаты в себестоимости отдельных изделий зависит от изменения объема выпуска (Vвп), от удельной трудоемкости (Те), среднечасовой зарплаты (Зпл.ч):

Зпл.iч=Vвпi•Теi•Зпл.ч (95)

Расчет количественного влияния факторов осуществляется способом цепных подстановок. Увеличение зарплаты на выпуск отдельных изделий считается оправданным при увеличении объема выпуска продукции и снижения трудоемкости продукции.

Себестоимость отдельного изделия зависит от удельной трудоемкости и уровня среднечасовой оплаты труда. Для расчета количественного влияния факторов используется способ абсолютных разниц.

Анализ осуществляется в следующей последовательности. Определяется абсолютное отклонение по показателям заработной платы на изделие (объект анализа). Определяем количественное влияние факторов:

Абсолютное отклонение по трудоемкости умножается на плановое значение среднечасовой зарплаты за счет изменения трудоемкости

Абсолютное отклонение по уровню оплаты труда умножаем на фактический уровень трудоемкости продукции за счет изменения среднечасовой оплаты труда.

По результатам проведенных расчетов делают выводы и предложения.

Одной из задач себестоимости продукции (работ, услуг) является выявление упущенных возможностей снижения себестоимости. Мобилизация внутренних резервов снижения себестоимости обеспечивает повышение прибыли, а следовательно, и повышение эффективности производства в целом. Источники резервов снижения себестоимости можно разделить на две группы:

  • - эффективное использование производственной мощности, обеспечивающей увеличение объема производства;
  • - сокращение затрат на производство за счет экономного использования всех видов ресурсов, роста производительности труда, сокращение непроизводительных расходов, производственного брака, сокращение потерь рабочего времени и т.д.

Величина резервов непостоянна. Она зависит от качества проводимой аналитической работы, в ходе которой выявляются упущенные возможности (резервы) снижения себестоимости.

Величина резервов по снижению себестоимости определяется по формуле:

РС= Св-Сф= ((Зф-РЗ _Зд)/(Vвп.ф+РVвп)) - (Зф/Vвп.ф), (96)

где Св, Сф - соответственно возможный и фактический уровни себестоимости изделия;

РС - резерв снижения себестоимости;

Зф - затраты фактические;

РЗ - резерв снижения затрат;

Зд - затраты дополнительные, необходимые для освоения резервов увеличения выпуска продукции;

Vвп.ф - фактический объем выпуска продукции;

РVвп - резерв роста объема выпуска продукции.

Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расхода за счет конкретных организационно-технических мероприятий, которые способствуют экономии сырья, материалов, энергии, зарплаты и т.д. К организационно-техническим мероприятиям относят улучшение организации производства и труда, внедрение прогрессивной технологии.

Экономию затрат по заработной плате за счет организационно-технических мероприятий (РЗП) можно рассчитать по формуле:

РЗП= (Те 1 - Те 0)•Зпл.ч•Vвп.пл, (97)

где Те 0, Те 1 - трудоемкость единицы изделия соответственно до внедрения и после внедрения соответствующих мероприятий;

Зпл.ч - уровень среднечасовой заработной платы на планируемый период;

Vвп.пл - планируемый объем выпуска продукции.

При определении экономии по зарплате следует учитывать то, что в зарплату должны быть включены отчисления во внебюджетные фонды, что увеличивает сумму экономии.

Резерв снижения материальных затрат (РМЗ) на запланированный выпуск продукции за счет внедрения организационно-технических мероприятий можно рассчитать по формуле:

РМЗ = (Рм 1 - Рм 0)•Vвп.пл•Zпл, (98)

где Рм 0, Рм 1 - расход материалов на единицу продукции соответственно до и после внедрения мероприятий,

Zпл - плановые цены на материалы.

Резерв сокращения расходов на содержание основных средств за счет реализации, передачи в аренду, списания ненужных, лишних, неиспользуемых зданий, оборудования, машин определяют по формуле:

РА = У(РОФ • На), (99)

где РА - резерв снижения за счет амортизации;

РОФ - резерв уменьшения первоначальной стоимости;

На - норма амортизации.

Резерв экономии накладных расходов осуществляется факторным способом по каждой статье затрат. По каждой статье затрат определяется отклонение от плановых затрат, которое является резервов экономии накладных расходов. Особое внимание следует уделить тем статьям, которые нормируются: командировочные, представительские расходы.

Освоение резервов увеличения выпуска продукции требует дополнительных затрат, которые подсчитываются отдельно по каждому виду. К ним относятся затраты на зарплату, расход сырья, материалов, топлива, комплектующих и других переменных затрат на дополнительный выпуск продукции. Для определения их величины необходимо резерв увеличения выпуска продукции определенного вида умножить на фактический уровень удельных переменных затрат (Viф):

Зд = РVвпi • Viф, (100)

где Viф - переменные затраты i-го ресурса по факту.

Расчеты проводятся по каждому виду продукции и по каждому организационно-техническому мероприятию.

Для различных отраслей используются разные методические подходы по определению затрат на производство продукции (работ, услуг). Чаще всего для сравнительного анализа затрат на производство используются затраты на 1 руб. выпускаемой продукции.

Изменение уровня себестоимости определяется следующим образом:

ДС=(С 1 - С 0)/С 1, (101)

где С 1 и С 0 - соответственно себестоимость отчетного и базисного периодов.

Структура себестоимости и её величина оказывают прямое влияние на прибыль, размер и уровень цен, экономическую эффективность отдельных организационно-экономических и технических мероприятий.

На структуру затрат влияют конкретные условия финансово-хозяйственной деятельности предприятия и различные факторы, к которым относятся:

  • - техническая оснащенность производства;
  • - уровень автоматизации и механизации труда;
  • - специализация (универсальность) технико-экономической деятельности;
  • - природно-климатические условия;
  • - месторасположение предприятия.

Целью анализа себестоимости транспортных услуг (работ) является определение предпочтительных методов совершенствования политики затрат автотранспортного предприятия.

Для достижения этой цели решаются следующие аналитические задачи: Изучение структуры затрат и динамики величины отдельных её статей. По результатам такого изучения делаются выводы о рациональности сложившейся на автотранспортном предприятии структуры затрат и принимаются решения о необходимости её корректировки.

Выявление факторов, влияющих на себестоимость транспортных услуг (работ). Эти факторы многочисленны и в различной степени, через разные виды затрат влияют на себестоимость, величина которой может быть неодинакова даже для автотранспортного предприятия, выполняющих аналогичные по характеру и объему перевозки.

Классификация затрат предприятия

Рисунок 6 - Классификация затрат предприятия

Целевая оценка политики затрат автотранспортного предприятия. Подобная оценка предшествует выводам об уровне контроля автотранспортного предприятия над затратами и может служить предпосылкой (с учетом стратегии развития предприятия) к выбору адекватной политики затрат.

Определение путей снижения непроизводительных затрат в себестоимости транспортных услуг (работ).

К основным методам анализа себестоимости транспортных услуг (работ) относят: детализацию, группировки, сравнение, графоаналитический метод, элиминирование, индексный метод и др.

Изучение себестоимости транспортных услуг (работ) обычно начинают со структурного анализа. Такой анализ базируется на детализации и группировке затрат (расходов) на перевозку, экспедирование, погрузо-разгрузочные работы и т.п. и на дальнейшем объединении (по определенным признакам) этих расходов в статьи расходов с последующей их оценкой. Далее определяется удельный вес в процентах отдельных элементов затрат в общей сумме затрат и их изменения за отчетный период. Для этих целей используется простая аналитическая таблица, в которой перечисляются статьи расходов, приводятся отдельно базовые и фактические показатели, их изменение (положительное либо отрицательное) за анализируемый период в сумме и в процентах к итогу (Таблица 16).

Таблица 16 - Структура расходов автотранспортного предприятия

Статья расходов

За прошлый период

За текущий период

Изменение фактического удельного веса по сравнению с прошлым периодом, % (гр.5-гр.3)

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес,%

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес,%

Материальные расходы

Расходы на оплату труда

Отчисление на соц.нужды

Амортизация

Прочие расходы

Итого расходов

100

100

-

Изучение структуры расходов и её изменений, произошедших за отчетный период, позволяет оценить рациональность такой структуры и сделать соответствующие выводы о необходимости (возможности) её корректировки.

Наряду с анализом группировки статей расходов, принятой при формировании сметы затрат по обычным видам деятельности, на автотранспортном предприятии проводят анализ группировки расходов по производственному признаку или по месту возникновения затрат (таблица 17).

Таблица 17 - Структура затрат в калькуляции себестоимости

Статья расходов

За прошлый период

За текущий период

Изменение фактического удельного веса по сравнению с прошлым периодом, % (гр.5-гр.3)

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес,%

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес,%

  • - Оплата труда водителей
  • - Единый социальный налог
  • - Автомобильное топливо
  • - Затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава
  • - Затраты на восстановление износа и ремонт шин
  • - Амортизационные отчисления на восстановление износа подвижного состава
  • - Накладные расходы

Итого расходов

100

100

-

Следует помнить, что такие статьи затрат в калькуляции себестоимости, как "Накладные расходы" и "Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава", являются комплексными статьями, включающими в себе разноименные затраты.

Это обстоятельство приводит к необходимости детализации при анализе накладных расходов автотранспортного предприятия, тем более, что перечень этих расходов достаточно велик, а удельный вес накладных расходов в себестоимости продукции весьма ощутим. Необходимость детализации относится и к затратам на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, тем более, что на крупных автотранспортных предприятиях существует тенденция автономизации этого участка производственной деятельности и использования коммерческих принципов при организации его работы.

В ходе производства транспортных услуг могут возникнуть затраты, связанные с нерациональным использованием подвижного состава или с неточным планированием численности водителей, или с перерасходом автомобильного топлива в связи с низким качеством оперативного планирования перевозок и т.п. Такие затраты, выявленные в ходе анализа, следует относить к непроизводительным и определять пути их снижения в себестоимости транспортных услуг.

В целом становится ясно, что при анализе затрат на производство транспортных услуг необходимо иметь в виду разную природу таких групп затрат, как основные и накладные, комплексные и однородные, производительные и непроизводительные, условно-постоянные и условно-переменные.

Следующим элементом анализа себестоимости транспортных услуг (работ) является выявление и последующий анализ факторов, влияющих на себестоимость единицы транспортной продукции. Себестоимость единицы транспортной продукции автотранспортного предприятия рассчитывается отношением общей суммы затрат к объему продукции, который может быть представлен натуральным показателем (в пассажиро-километрах, в тонно-километрах, в автомобиле-часах работы и др.) или стоимостным показателем (в рублях дохода).

При анализе все факторы, влияющие на себестоимость единицы транспортной продукции, можно разделить на две группы: внешние факторы, не зависящие от автотранспортного предприятия и возникающие в его внешней среде, и внутрипроизводственные факторы, возникающие в ходе внутрипроизводственной деятельности автотранспортного предприятия.

В качестве внешних факторов можно назвать надежность поставщиков материальных ресурсов; способы упаковки грузов; уровень цен на рабочую силу на рынке труда; уровень цен на топливо, запасные части и т.д.; природно-климатические условия; состояние дорог и др.

К внутрипроизводственным можно отнести: эффективность системы мотивации труда; качество оперативного управления перевозками; качество технических воздействий на подвижной состав; уровень квалификации водителей и ремонтных рабочих; эффективность использования подвижного состава и др.

Можно выполнить и другую группировку факторов себестоимости, учитывающую их характер. Чаще всего выделяют и анализируют влияние таких групп факторов себестоимости, как это показано на рисунке 13.

Снижение себестоимости транспортных услуг является одной из наиболее актуальных проблем, так как по себестоимости единицы транспортных услуг автомобильный транспорт уступает только авиационному. В связи с этим и для обеспечения высокой рентабельности перевозок необходим постоянный и достаточно объективный контроль над затратами со стороны менеджеров предприятия.

По результатам анализа динамики и величины отдельных статей затрат и по их внутренней структуре можно судить об эффективности политики затрат на данном предприятии. Дополнительная информация, используемая при оценке политики затрат, может быть получена в итоге анализа данных о соотношении общей суммы затрат и отдельных их статей с результатами деятельности автотранспортного предприятия. Целесообразно, например, сравнение за ряд периодов соотношения величины текущих расходов автотранспортного предприятия и объема продаж транспортных услуг. Повышение указанной пропорции означает, что предприятие не держит текущие затраты под контролем, а это отрицательно сказывается на уровень рентабельности. В свою очередь, снижение пропорции свидетельствует о высокой затратной эффективности перевозок.

Факторы, влияющие на себестоимость единицы транспортной продукции

Рисунок 13 - Факторы, влияющие на себестоимость единицы транспортной продукции

В целом определяя реальные пути снижения себестоимости единицы транспортных услуг, следует учитывать, что это снижение не должно привести к потере качества, а значит, и к снижению конкурентоспособности этих услуг. Кроме того, существуют расходы, величина которых определяется требованиями законодательства или требованиями безопасности жизнедеятельности. Снижение расходов, относящихся к этой группе, не может, рассматриваться как целесообразное.

Контрольные вопросы

  • 1. Дайте понятие себестоимости продукции.
  • 2. Назовите состав комплексных расходов.
  • 3. Перечислите основные задачи анализа комплексных расходов.
  • 4. Что относят к условно-постоянным расходам?
  • 5. Что относят к условно-переменным расходам?
  • 6. С чем связаны прямые затраты себестоимости продукции?
  • 7. Назовите источники резервов снижения себестоимости продукции.
  • 8. Перечислите условия финансово-хозяйственной деятельности предприятия и факторы, влияющие на структуру затрат.
  • 9. Что является целью анализа себестоимости транспортных услуг?
  • 10. Назовите основные методы анализа себестоимости транспортных услуг.
  • 11. Перечислите последовательность проведения структурного анализа себестоимости транспортных услуг.
  • 12. Какие виды затрат используются при анализе затрат на производство транспортных услуг?
  • 13. Назовите факторы, влияющие на себестоимости единицы транспортной продукции.
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Введение1. Предмет, задачи, содержание анализа и сущность диагностики деятельности предприятия2. Виды анализа: их классификация и характеристика3. Методы проведения анализа и диагностики деятельности предприятия: основные принципы анализа, приемы анализа4. Информационная база анализа и диагностики деятельности предприятия5. Организация аналитической работы и оценки потенциала предприятия6. Анализ финансового состояния предприятия7. Анализ экономических результатов деятельности предприятия8. Анализ производственных результатов предприятия9. Анализ результатов технического развития предприятия10. Анализ результатов социального развития предприятия11. Анализ использования материальных ресурсов и состояние их запасов12. Анализ состояния и использования основных средств предприятия13. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия14. Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)15. Оценка эффективности деятельности предприятия16. Диагностика кадрового и технического потенциала предприятия17. Диагностика производственного и финансового потенциала предприятияСписок использованных источников