Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Финансы arrow Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Анализ состояния и использования основных средств предприятия

Основные средства планируются и учитываются на предприятии в стоимостном и натуральном выражении. Натуральные показатели используются для учета и планирования отдельных групп основных средств, расчета производственных мощностей, разработки баланса оборудования, оценки степени его использования.

Состояние и степень использования основных фондов оказывают существенное влияние на выполнение всей производственной программы автотранспортного предприятия. Наиболее полное использование основных производственных фондов, и в первую очередь транспортных средств, оборудования зон технического обслуживания, способствует увеличению объемов перевозок без дополнительных капитальных вложений, своевременной и качественной подготовке автомобилей к выпуску на линию, внедрению прогрессивных форм организации труда и т.д.

Целью анализа обеспеченности основными фондами, их состояния и использования является определение приоритетных методов управления внеоборотными активами автотранспортного предприятия.

Определенная выше цель достигается в результате решения ряда аналитических задач, к которым можно отнести следующие:

Оценка состава и структуры основных фондов автотранспортного предприятия. Различные виды основных фондов неодинаково связаны с производственным процессом автотранспортного предприятия, поэтому по результатам проведенной оценки определяют соотношение производственных и непроизводственных основных фондов и устанавливают причины их изменений

Оценка динамики и характера движения основных фондов автотранспортного предприятия. Изучение движения основных фондов позволяет выявить характер изменений групп основных фондов и их роль в производственном процессе автотранспортного предприятия.

Определение обобщающих и частных показателей эффективности использования основных фондов предприятия. Последующий анализ этих показателей позволяет выявить факторы, влияющие на использование основных фондов, и разработать на автотранспортном предприятии программу, направленную на повышение их эффективности.

Установление степени влияния использования основных производственных фондов на объем перевозок. В результате этого определяется, какие факторы (интенсивного или экстенсивного характера) оказали влияние на выполнение заданного объема перевозок.

Основные способы получения информации при проведении анализа обеспеченности основными фондами, их состояния и использования следующие:

  • - изучение и обобщение внутренних документов. В число таких документов входят, например, бухгалтерский баланс предприятия и приложение к нему, паспортные данные о производственных мощностях и др. Анализ таких документов позволяет выявить общий размер и структуру основных фондов, от которых зависят результаты работы автотранспортного предприятия;
  • - проведение инвентаризации оборудования ремонтной зоны. Полученные в ходе инвентаризации данные свидетельствуют о наличии и состоянии пассивных основных фондов предприятия. Сопоставляя фактическое наличие, состав и состояние этих фондов с текущей производственной программой и перспективами развития предприятия можно определить потребное ему количество оборудования;
  • - проведение аттестации рабочих мест ремонтных рабочих и водителей. По результатам полученных данных определяют уровень бездействующих (или излишних) основных фондов либо число основных фондов, требующих замены (или приобретения);
  • - обобщение сведений, полученных из специализированных периодических изданий, касающихся новых разработок в области подвижного состава, ремонтного и диагностического оборудования. Подобные сведения будут весьма полезны при разработке программы технического перевооружения автотранспортного предприятия.

Одни из достаточно трудных вопросов, с которыми приходится сталкиваться, является выбор показателей для анализа деятельности автотранспортного предприятия. Более того, показатели должны быть взаимосвязаны между собой, т.е. представлять систему. Для анализа обеспеченности основными фондами, их состояния и использования формируется система, состоящая из показателей двух групп, обобщающих и частных (Таблица 12).

Таблица 12 - Система показателей, применяемых в анализе обеспеченности основными фондами, их состояния и использования

Показатели для анализа обеспеченности основными фондами, их состояния и использования

Обобщающие

Частные

Структуры движения и состояния

Эффективности использования

Экстенсивного использования

Интенсивного использования (по мощности)

  • - Удельный вес стоимости i-ой группы основных фондов УВi;
  • - изменение видовой структуры основных фондов ДУВi;
  • - коэффициент обновления основных фондов Кобн
  • -коэффициент выбытия основных фондов Квыб
  • - коэффициент износа основных фондов Кизн
  • - другие показатели
  • - фондоотдача ФО
  • - фондоемкость ФЕ
  • - рентабельность основных фондов Rоф
  • - коэффициент использования времени в наряде Ки.в.
  • - коэффициент использования времени суток. Ки.с.
  • - коэффициент использования времени года Ки.г.
  • - коэффициент сменности оборудования Ксм
  • - другие показатели

-коэффициент использования грузоподъемности г

  • - коэффициент использования пробега в
  • - выработка автомобиля в тоннах (тонно-километрах) W
  • - другие показатели

С помощью показателей первой группы (обобщающих) анализируют структуру, движение и состояние основных фондов предприятия, а также эффективность их использования. С помощью показателей второй группы (частных) анализируют уровень экстенсивного либо интенсивного использования основных фондов предприятия.

Элементы, наиболее часто встречающиеся в практике проведения подобного анализа на автотранспортном предприятии, представлены на рисунке 11.

Основные элементы анализа обеспеченности основными фондами, их состояния и использования

Рисунок 11 - Основные элементы анализа обеспеченности основными фондами, их состояния и использования

Анализ наличия, структуры и состояния основных фондов автотранспортного предприятия. Характерной особенностью основных производственных фондов предприятия является меньший удельный вес их пассивной части - производственных зданий, машин и оборудования, используемых при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, в их общем объеме по сравнению с промышленными предприятиями и железнодорожным транспортном. Также характерной особенностью является больший удельный вес активной части основных производственных фондов - транспортных средств.

В целом различные виды основных фондов неодинаково связаны с производственным процессом предприятия, поэтому при изучении структуры основных производственных фондов следует в первую очередь определить соотношение основных производственных и непроизводственных фондов и установить причины их изменений.

Для анализа наличия, структуры и движения основных фондов целесообразно составить следующие таблицы.

Таблица 13 - Структура и движение основных фондов

Группа ОФ

Наличие на начало года

Поступило за год

Выбыло за год

Наличие на конец года

Абсолютное значение, тыс. руб

Удельный вес, %

Абсолютное значение, тыс. руб

Удельный вес, %

Абсолютное значение, тыс.руб

Удельный вес, %

Абсолютное значение, тыс. руб

Удельный вес, %

Производственный ОФ

Из них:

Активные

Пассивные

Непроизводственные ОФ

Всего

Таблица 14 - Оценка видовой структуры основных фондов

Группа основных фондов

Удельный вес ОФ по группам, %

Изменение структуры ОФ, %

ДУВi= УВ 1i- УВ 0i

Темп изменения структуры ОФ, %

ТОФi= УВ 1i*100/ УВ 0i

Годовой темп прироста структуры ОФ,%

=100

Среднегодовой темп прироста структуры ОФ, %

=100

Базовый период УВ 0i

Отчетный период УВ 1i

Здания

Сооружения

Машины и оборудование

Транспортные средства

Прочие основные средства

Всего

100

100

-

-

-

-

Технический уровень основных фондов и степень их износа (морального или физического) характеризуют возрастной состав активных основных производственных фондов - транспортных средств. В первую очередь он дает возможность выявить устаревший подвижной состав, требующий замены. Для анализа все транспортные средства группируются по видам, а внутри них - по продолжительности использования. Далее исчисляется их удельный вес и делаются выводы, исходя из наиболее оптимального срока службы, о замене соответствующего подвижного состава.

Таблица 15 - Возрастной состав транспортных средств

Возрастная группа, лет

Виды транспортных средств, ед.

Всего, ед.

Удельный вес, %

1-й

2-й

3-й

n-й

До 4

От 4 до 10

Свыше 10

Всего, ед.

Удельный вес, %

Аналогичным образом анализируется возрастная структура пассивных производственных фондов автотранспортного предприятия.

Средний возраст основных фондов рассчитывается по формуле:

ОФ= i УВi, (85)

где i - середина интервала i-ой возрастной группы основных фондов, лет;

УВi- удельный вес основных фондов i-ой интервальной группы в общем их количестве, %.

При этом середина интервала каждой возрастной группы рассчитывается следующим образом:

i=, (86)

где - соответственно верхнее и нижнее значения возрастного интервал группы, лет.

Большое значение имеет анализ движения и состояния основных производственных фондов автотранспортного предприятия. Для этого оценивают следующие показатели:

  • - коэффициент обновления Кобн;
  • - коэффициент выбытия Квыб;
  • - коэффициент прироста Кпр;
  • - коэффициент износа Кизн;
  • - коэффициент годности Кгод и др.

Анализ перечисленных показателей осуществляется путем сравнения их фактических значений с базисным периодом, а также сопоставления этих показателей между собой.

Анализ эффективности использования основных фондов автотранспортного предприятия. Обобщающими показателями использования всех основных фондов, которыми владеет или распоряжается предприятие, являются фондоотдача, фондоемкость и рентабельность основных фондов. Рассчитывается также относительная экономия основных производственных фондов:

Эотноф=ОФ 1-ОФ 0Чk, (87)

где ОФ 1, и ОФ 0 - соответственно среднегодовая стоимость основных производственных фондов в текущем и базовом периодах, руб.;

k - коэффициент прироста транспортных услуг в текущем периоде.

В процессе анализа изучается динамика перечисленных показателей, оценивается влияние отдельных факторов на их величину.

На фондоотдачу влияют две группы факторов. В первую группу входят факторы, способствующие изменению доходов (объема перевозок): уровень тарифов на перевозки грузов (пассажиров); уровень организации производственного процесса. Вторую группу составляют факторы, связанные с капитальными вложениями и с изменением стоимости основных производственных фондов: обеспеченность подвижного состава надлежащей базой хранения, обслуживания и ремонта; соответствие структуры парка характеру и условиям перевозок. Существует более подробная классификация факторов, влияющих на фондоотдачу (рисунок 12).

При решении проблемы улучшения использования основных фондов на автомобильном транспорте особое внимание уделяют подвижному составу как активной части основных фондов.

Так, к внутрипроизводственным факторам повышения фондоотдачи подвижного состава относят:

  • - активное применение принципов логистики в организации управления деятельности предприятия;
  • - совершенствование структуры парка подвижного состава как по характеристикам производительности, так и по уровню специализации моделей автомобилей;
  • - уровень профессионализма водителей и др.

К внешним по отношению к автотранспортному предприятию факторам эффективности использования подвижного состава относят:

  • - состояние автомобильных дорог и планировку проездов по населенным пунктам;
  • - степень соответствия средств погрузки характеристиками автомобиля (гармонизацию активной части производственных фондов автотранспортного предприятия);
  • - организацию процессов погрузки и разгрузки грузов и др.

Полученная в результате анализа перечисленных факторов информация позволяет выявить наиболее актуальные проблемы использования основных фондов и найти наименее затратные пути их решения.

Анализ использования подвижного состава по времени работы и мощности. После анализа эффективности использования основных фондов автотранспортного предприятия подробно изучается степень использования подвижного состава.

Степень использования подвижного состава оценивается двумя группами показателей:

  • - характеризующие использование автомобилей во времени (показатели экстенсивного использования): коэффициент использования времени в наряде, коэффициент использования времени года, удельный вес потерь времени на линии по организационным причинам и т.п;
  • - характеризующие использование конструктивной мощности автомобиля (показатели интенсивного использования): коэффициент использования грузоподъемности автомобиля, коэффициент использования пробега, коэффициент наполнения салона автобуса и т.п.
Классификация факторов воздействующих на фондоотдачу

Рисунок 12- Классификация факторов воздействующих на фондоотдачу

По результатам анализа величины и динамики перечисленных двух групп показателей принимают управленческие решения по приоритетным направлениям в области эффективного использования активных производственных фондов автотранспортного предприятия.

Контрольные вопросы

  • 1. Чему способствует эффективное использование транспортных средств и оборудования зон технического обслуживания?
  • 2. Перечислите основные способы получения информации при проведении анализа обеспеченности основными средствами, их состояния и использования на автотранспортном предприятии.
  • 3. На какие группы делятся показатели, применяемые в анализе обеспеченности основными фондами, их состояния и использования?
  • 4. Что анализируют с помощью первой группы показателей?
  • 5. Что анализируют с помощью второй группы показателей?
  • 6. Дайте определение структуры основных фондов автотранспортного предприятия.
  • 7. Назовите виды износа основных фондов.
  • 8. Перечислите показатели, оценивающие движение и состояние основных производственных фондов.
  • 9. Назовите обобщающие показатели использования всех основных производственных фондов предприятия
  • 10. Перечислите первую группу факторов, влияющих на фондоотдачу.
  • 11. Перечислите вторую группу факторов, влияющих на фондоотдачу.
  • 12. Что относится к внутрипроизводственным факторам повышения фондоотдачи подвижного состава автотранспортного предприятия?
  • 13. Что относится к внешним факторам эффективности использования подвижного состава автотранспортного предприятия?
  • 14. Какими показателями оценивается степень использования подвижного состава автотранспортного предприятия?
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Введение1. Предмет, задачи, содержание анализа и сущность диагностики деятельности предприятия2. Виды анализа: их классификация и характеристика3. Методы проведения анализа и диагностики деятельности предприятия: основные принципы анализа, приемы анализа4. Информационная база анализа и диагностики деятельности предприятия5. Организация аналитической работы и оценки потенциала предприятия6. Анализ финансового состояния предприятия7. Анализ экономических результатов деятельности предприятия8. Анализ производственных результатов предприятия9. Анализ результатов технического развития предприятия10. Анализ результатов социального развития предприятия11. Анализ использования материальных ресурсов и состояние их запасов12. Анализ состояния и использования основных средств предприятия13. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия14. Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)15. Оценка эффективности деятельности предприятия16. Диагностика кадрового и технического потенциала предприятия17. Диагностика производственного и финансового потенциала предприятияСписок использованных источников