Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Финансы arrow Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Анализ использования материальных ресурсов и состояние их запасов

Материальные ресурсы являются основой любого производства. Анализ использования материальных ресурсов обычно проводят на основе специальных материальных балансов. Для детального анализа использования материальных ресурсов разрабатываются материальные балансы по каждому виду ресурсов в натуральном или стоимостном выражении.

Важным фактором, способствующим успешному выполнению производственной программы по перевозкам, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, является своевременное и полной обеспечение автотранспортного предприятия необходимыми материальными ресурсами (топливом, смазочными материалами, запасными частями и др.). Основные элементы анализа использования материальных ресурсов представлены на рисунке 8.

Целью анализа обеспеченности материальными ресурсами, их состояния и использования является оценка существующей системы организации снабжения и использования материальных ресурсов, а также разработка действенных методов, направленных на улучшение ресурсной политики автотранспортного предприятия (пути улучшения использования материальных ресурсов представлены на рисунке 9).

Основные элементы анализа обеспеченности материальными ресурсами, их состояния и использования

Рисунок 8 - Основные элементы анализа обеспеченности материальными ресурсами, их состояния и использования

Пути улучшения использования материальных ресурсов

Рисунок 9 - Пути улучшения использования материальных ресурсов

Тогда аналитическими задачами, с помощью которых реализуется данная цель, будут следующие:

  • - определение уровня обеспеченности автотранспортного предприятия материальными ресурсами. По результатам выявленного уровня обеспеченности материальными ресурсами на автотранспортном предприятии устанавливают правильность определения потребности в материальных ресурсах;
  • - оценка надежности поставщиков материальных ресурсов. Надежность поставщика является одним из ключевых показателей, определяющих его способность удовлетворять на достаточно длительном промежутке времени требования автотранспортного предприятия к качеству материальных ресурсов, срокам и объемам поставок. Следует отметить, что уровень надежности поставщика напрямую влияет на степень выполнения производственной программы предприятия;
  • - оценка степени обоснованности и соблюдения используемых автотранспортным предприятием норм расхода материальных ресурсов. По сфере применения на автотранспортном предприятии различают местные, отраслевые, межотраслевые и единые нормы;
  • - определение показателей рациональности использования материальных ресурсов. По величине таких показателей можно дать характеристику эффективности использования материальных ресурсов на автотранспортном предприятии;
  • - выявление и оценка факторов, влияющих на оборачиваемость оборотных средств. По результатам оценки факторов на автотранспортном предприятии принимают решения о смене поставщика ресурсов, о переходе на другое топливо и смазочные материалы и др. В зависимости от выявленных факторов на автотранспортном составляется программа по экономии материальных ресурсов.

Основные способы получения информации о материальных ресурсах предприятия:

  • - изучение документов предприятия, в число которых входят статистическая, бухгалтерская и оперативная отчетность. Полученные сведения свидетельствуют об уровне использования материальных ресурсов, о выполнении норм расхода топлива и материалов, об экономии материальных ресурсов;
  • - контрольные проверки, отражающие фактические остатки на начало и конец отчетного периода, поступление и расход отдельных видов материалов, топлива, запасных частей в натуральных и стоимостных единицах;
  • - исследование рынка поставщиков материальных ресурсов, позволяющее оценивать отдельных поставщиков и осуществлять их рациональный выбор по критериям качества предоставляемых ресурсов, стоимости ресурсов, возможным объемам и срокам доставки, условиям платежа и т.д.

Анализ обеспеченности автотранспортного предприятия топливом, смазочными и другими эксплуатационными материалами. Важным условием бесперебойной работы автотранспортного предприятия является полная и своевременная обеспеченность потребности в материальных ресурсах источниками покрытия. Источники покрытия делятся на две группы: внешние и внутрипроизводственные. К первой группе относят материальные ресурсы, поступающие от поставщиков в соответствии с заключенным договорами. Ко второй группе - запасные части собственного изготовления и экономию материальных ресурсов за счет внедрения на автотранспортном предприятии прогрессивных технологий.

В процессе анализа строится и заполняется следующая аналитическая таблица 10.

Таблица 10 - Обеспеченность автотранспортного предприятия материальными ресурсами

Материальные ресурсы

Плановая потребность, ед.

Источники покрытия

Заключено договоров на поставку, ед.

Поступило от поставщиков, ед.

Выполнение договоров, %

Внутренние, ед.

Внешние, ед.

Топливо

Смазочные материалы

Автомобильные шины

По данным, содержащимся в таблице, рассчитывают коэффициент обеспеченности Кобеспi. Для этого сопоставляют плановую потребность в материалах и их количество, затребованное от поставщиков, с данными о поступивших материальных ресурсах по факту и об их использовании:

Кобеспi= , (72)

где Рм.пli - фактическое поступление материальных ресурсов i-го вида от внешних источников;

Pм.в.li - фактическое поступление материальных ресурсов i-го вида от внутрипроизводственных источников;

Рнмi - потребность в материальных ресурсах данного вида в соответствии с нормой их потребления для осуществления прогнозируемого объема перевозок.

Эти сведения по видам материалов (бензин, дизельное топливо, газ, автомобильные шины и т.д.) могут быть представлены в натуральном (тоннах, литрах, комплектах и т.п.) и стоимостном выражениях, а по группам однородных материалов, например, запасных частей, только в стоимостном выражении. Анализ выполнения планов поступлений необходимо вести по каждому наименованию, типу, размеру и виду материальных ресурсов.

Далее рассчитывается процент использования материальных ресурсов как отношение реализованных на автотранспортном предприятии ресурсов к плановой потребности в материалах. Отклонение этого процента в ту или иную сторону от 100% вызывается различными причинами, например изменение списочного количества автомобилей, структуры автомобильного парка, степени использования подвижного состава на линии, норм расхода топлива и материалов, экономией и перерасходом и др.

Анализ состояния запасов материальных ресурсов на автотранспортном предприятии. Для обеспечения бесперебойного транспортного процесса существенное значение имеет правильная организация пополнения запасов материальных ресурсов. По каждому наименованию материальных ресурсов устанавливаются нормы в днях, в пределах которых эти запасы могут колебаться от максимума до минимума.

Различают следующие виды запасов на автотранспортном предприятии: нормального хранения (текущие и страховые, или буферные) и сезонные. Максимальная норма запаса отражает состояние запасов в момент поступления очередной партии материалов и включает все виды запасов. Минимальная норма запаса отражает состояние запасов в период, когда текущий запас полностью израсходован и ожидается поступление следующей партии поставок.

Обеспеченность автотранспортного предприятия запасами материальных ресурсов определяют в днях делением стоимости имеющихся остатков материальных ресурсов Ом.р. (расчет ведут отдельно по видам ресурсов) на величину их дневного расхода nдн:

Кзапi = (73)

Для оценки обеспеченности автотранспортного предприятия запасами материальных ресурсов полученные по расчету дни сравнивают с нормативными днями запаса. Это позволяет проанализировать размер запаса, его избыток и недостачу.

Автотранспортное предприятие, располагающие своей собственной ремонтной зоной, проводят анализ состояния запасов запасных частей. Такой анализ выполняется по всей номенклатуре запасных частей (по каждому виду), которая, как правило, многочисленна. Однако обычно из общего числа наименований наибольшая стоимость запасов (или основная доля затрат на управление ими) падает на небольшое их количество.

С помощью распространенного в логистике метода АВС можно выделить из всей многочисленной номенклатуры запасов запасных частей три группы (А, В, С) наименований запасных частей, к которым будут применяться различные способы контроля и нормирования их уровня, а также управления ими.

Далее анализируется равномерность поставок посредством такого косвенного показателя, как наличие или отсутствие простоев подвижного состава из-за недостатка топлива и материалов. Простои могут быть вызваны не только неравномерным поступлением материалов, но и несвоевременной подачей их на рабочее место (например, запасных частей в ремонтную зону).

Проверку производят также для выявления излишних и ненужных запасов сырья и материалов - их можно установить по данным складского учета путем сравнения прихода и расхода. Если какие-либо материалы не расходуются на протяжении года и более, то их относят в группу неходовых и подсчитывают общую стоимость.

Управление запасами - важный и ответственный участок работы. От оптимальности запасов зависят все конечные результаты деятельности предприятия. Эффективное управление запасами позволяет ускорить оборачиваемость капитала и повысить его доходность, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть капитала, реинвестируя его в другие активы.

Анализ эффективности использования имеющихся в распоряжении автотранспортного предприятия материальных ресурсов. Показатели поступления и использования материальных ресурсов изучают путем сопоставления плановых и фактических (отчетных) материальных балансов (балансовый метод).

На практике обычно составляют следующую таблицу (таблица 11).

Таблица 11 - Материальный баланс по топливу за анализируемый период

Наименование

Наличие топлива, л

Наименование

Использование топлива, л

План

Отчет

План

Отчет

Начальный остаток

Поступления:

Баланс

Расход:

Конечный остаток

Баланс

Сведения, содержащиеся в балансах, в зависимости от целей анализа могут быть либо в натуральном (например, как в таблице 11), либо в стоимостном выражении. Можно составить сводный баланс по всем материальным ресурсам автотранспортного предприятия (в этом случае используют только стоимостное измерение). В результате анализа материального баланса выявляют отклонения отчетных данных от плановых. Полученные отклонения группируют (в соответствии с их знаками) в виде баланса отклонений. В левой части баланса помещают отклонения со знаком "минус". Это причины, которые привели или могут привести к недостаточному обеспечению ресурсами. В правой части помещают отклонения со знаком "плюс". Эти отклонения укажут, откуда были получены дополнительные ресурсы для покрытия недостающих.

В анализе использования материальных ресурсов важным является изучение степени соблюдения норм расхода. Причем действующие на автотранспортном предприятии нормы должны быть прогрессивными.

При сопоставлении фактического расхода данного вида материалов в натуральном (стоимостном) выражении с плановым расходом необходимо обеспечить соизмеримость указанных величин. Это достигается при выполнении следующих расчетов. В результате сопоставления фактического расхода материальных ресурсов Рм 1 с намеченными по плану Рм 0 выявляют абсолютную экономию, или перерасход материалов:

Эабс=Рм 1-Рм 0 (74)

Производственное задание анализируемого периода может быть выполненным, перевыполненным или недовыполненным. В связи с этим возникает вопрос об относительной экономии, или перерасходе материальных ресурсов автотранспортного предприятия.

Относительную экономию (перерасход) материальных ресурсов исчисляют по каждому наименованию в отдельности или по однородным группам ресурсов. Для определения относительной экономии (перерасхода) материальных ресурсов рассчитывают аналитическую потребность в них на фактически выполненный объем работы по нормам, учтенным при сопоставлении плана.

Например, аналитическую потребность в топливе для автомобилей, работающих по тарифу за 1 т, при работе на линии определяют по формуле:

, (75)

где - общий пробег автомобиля за отчетный период, км;

- грузооборот фактический, т-км;

- нормы расхода топлива, учтенный при составлении плана, соответственно на 100 км пробега и 100 т-км, л.

Расчет производят по каждой модели подвижного состава отдельно, поскольку нормы на пробег разные.

Выполнив аналогичные расчеты и по другим видам перевозок и материальным ресурсам, определяют относительную экономию (перерасход):

(76)

где - фактический расход материальных ресурсов;

- аналитическая потребность в материальных ресурсах.

Если относительное отклонение равно нулю, то расход осуществляется строго по установленным нормам. Относительная экономия свидетельствует о снижении удельного расхода материальных ресурсов на единицу продукции, а, следовательно, о снижении себестоимости перевозок. Относительный перерасход, наоборот, свидетельствует об увеличении удельного расхода и повышении себестоимости.

Общую экономию материальных ресурсов на транспортную работу в стоимостном выражении рассчитывают по формулам:

, (77)

или

(78)

где - затраты на материальные ресурсы, соответственно плановые и фактические, руб;

- индекс изменения фактических доходов автотранспортного предприятия по сравнению с планом;

МЕ 0, МЕ 1 - материалоемкость продукции, соответственно плановая и фактическая, руб;

Д 1 - фактический доход автотранспортного предприятия, руб.

Материалоемкость транспортных услуг является обобщающей характеристикой расходования материальных ресурсов на единицу продукции. При сравнении её плановой и фактической величин или при анализе её динамики можно также сделать выводы об эффективности использования материальных ресурсов автотранспортного предприятия. На материалоемкость транспортных услуг влияют многочисленные факторы, которые укрупненно можно разделить на две группы: внешние и внутрипроизводственные (рисунок 10).

Внешние и внутрипроизводственные факторы, влияющие на материалоемкость единицы транспортных услуг

Рисунок 10 - Внешние и внутрипроизводственные факторы, влияющие на материалоемкость единицы транспортных услуг

В целом проблему снижения материалоемкости транспортных услуг (если говорить о внутрипроизводственных факторах) необходимо решать системно, реализуя комплекс мероприятий экономического, организационного, технического, технологического и социально-экономического характера.

Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяется система обобщающих показателей. Обобщающие показатели - это прибыль на рубль материальных затрат, материалоотдача, материалоемкость, коэффициент соотношений темпов роста объема производства и материальных затрат, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент материальных затрат.

Прибыль на рубль материальных затрат - наиболее обобщающий показатель эффективности использования материальных ресурсов:

Прибыль на рубль материальных затрат = П/МЗ, (79)

где П - сумма полученной прибыли от основной деятельности;

МЗ - сумма материальных затрат.

Материалоотдача характеризует отдачу материалов, т.е. количество произведенной продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.):

Мот = Стпр.п/МЗ, (80)

где Стпр.п - стоимость произведенной продукции;

МЗ - сумма материальных затрат.

Матералоемкость продукции показывает, сколько материальных затрат требуется или фактически приходится на производство единицы продукции:

Мем = МЗ/Стпр.п (81)

Коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат характеризует в относительном выражении динамику материалоотдачи и одновременно раскрывает факторы её роста:

Коб.пр/мз= Iвп/Iмз, (82)

где Iвп - индекс валового производства;

Iмз - индекс материальных затрат.

Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции:

Удельный вес МЗ = МЗ/Сполн, (83)

где Сполн - полная себестоимость произведенной продукции.

Коэффициент материальных затрат показывает, насколько экономно используются материалы в процессе производства, нет ли их перерасхода по сравнению с установленными нормами:

Кмз = МЗф/ МЗпл, (84)

где МЗф - фактическая сумма материальных затрат;

МЗпл - плановая сумма материальных затрат, пересчитанная на фактический объем выпущенной продукции.

Если Кмз>1, то это свидетельствует о перерасходе материальных ресурсов на производство продукции, и наоборот, если Кмз<1, то материальные ресурсы использовались более экономно.

Контрольные вопросы

  • 1. Перечислите основные элементы анализа использования материальных ресурсов автотранспортного предприятия.
  • 2. Назовите способы улучшения использования материальных ресурсов.
  • 3. Какие аналитические задачи способствуют реализации путей улучшения использования материальных ресурсов?
  • 4. Назовите основные способы получения информации о материальных ресурсах предприятия.
  • 5. Перечислите источники покрытия бесперебойной работы автотранспортного предприятия.
  • 6. Назовите виды запасов на автотранспортном предприятии.
  • 7. Что позволяет ускорить эффективное управление запасами?
  • 8. Перечислите внешние факторы, влияющие на материалоемкость единицы транспортных услуг.
  • 9. Назовите внутрипроизводственные факторы, влияющие на материалоемкость единицы транспортных услуг.
  • 10. Перечислите обобщающие показатели, характеризующие эффективность использования материальных ресурсов.
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Введение1. Предмет, задачи, содержание анализа и сущность диагностики деятельности предприятия2. Виды анализа: их классификация и характеристика3. Методы проведения анализа и диагностики деятельности предприятия: основные принципы анализа, приемы анализа4. Информационная база анализа и диагностики деятельности предприятия5. Организация аналитической работы и оценки потенциала предприятия6. Анализ финансового состояния предприятия7. Анализ экономических результатов деятельности предприятия8. Анализ производственных результатов предприятия9. Анализ результатов технического развития предприятия10. Анализ результатов социального развития предприятия11. Анализ использования материальных ресурсов и состояние их запасов12. Анализ состояния и использования основных средств предприятия13. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия14. Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)15. Оценка эффективности деятельности предприятия16. Диагностика кадрового и технического потенциала предприятия17. Диагностика производственного и финансового потенциала предприятияСписок использованных источников