Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Финансы arrow Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Анализ производственных результатов предприятия

Главная задача производственной деятельности предприятия - продать не то, что удалось произвести, а то, что необходимо потребителю, более того, предприятие стремится продать максимальное количество продукции (работ, услуг) при минимальных издержках.

Производственными результатами работы предприятия являются выполнение производственной программы, ассортиментного плана, выпуск продукции (работ, услуг), выработка на единицу вложенных материалов, трудовых и финансовых ресурсов.

Производственные результаты зависят от состояния и использования трудовых ресурсов и основных фондов, объема переработанного сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других материальных затрат, уровня социального развития предприятия.

Производственные результаты отражают три основные области:

  • - эффективность использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов;
  • - удовлетворение общественных потребностей;
  • - пропорциональность и диспропорциональность финансово-

хозяйственной деятельности предприятия.

Основной задачей предприятий является наиболее полное обеспечение спроса потребителей высококачественной продукцией. Качество выпущенной и реализованной продукции (работ, услуг) определяется потребностями рынка, производственно-техническими возможностями предприятия и эффективностью использования его ресурсов.

Анализ производственных результатов производится по следующим основным направлениям:

  • - себестоимость производства;
  • - производственная мощность;
  • - динамика производства и реализации работ, услуг;
  • - влияние факторов на объем работ, услуг;
  • - влияние структурных сдвигов на объем работ, услуг;
  • - ритмичность работы предприятия;
  • - оценка и анализ конкурентоспособности работ, услуг;
  • - обновление работ, услуг
  • - качество работ, услуг.

Анализ производственной деятельности фирмы начинается с анализа себестоимости производства. Себестоимость производства отражает полные затраты данного предприятия на производство необходимой продукции.

Анализ и учет себестоимости на фирмах ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.

Средний уровень цен на материальные ресурсы зависит от конъюнктуры рынков сырья, уникальности применяемых ресурсов, уровня транспортных расходов, инфляционных факторов.

Наибольшие расходы занимают расходы на оплату труда персонала. Общая сумма трудовых затрат (расходов на оплату труда) зависит от объема реализации продукции, его качества и уровня трудовых затрат на единицу продукции. Уровень трудовых затрат на единицу продукции определяется трудоемкостью производства и уровнем оплаты труда за 1 человеко- час. Эти факторы, в свою очередь, зависят от состояния техники и технологии производства на данной фирме, уровня организации труда, квалификации работников. Материальные и трудовые затраты относятся к прямым затратам.

Косвенные затраты в себестоимости производства представлены следующими статьями: амортизация, расходы на рекламу, консультации, аудит и прочие хозяйственные расходы.

Практически все косвенные расходы являются условно-постоянными, то есть не завися напрямую от изменения объема реализации продукции. Косвенные расходы рассчитываются на весь объем производства продукции: пропорционально прямым затратам и пропорционально затратам, имеющих наибольший удельный вес в себестоимости продукции.

Общая сумма амортизации на фирме зависит от количества амортизируемого имущества, его стоимости, срока полезного использования и способа начисления амортизации.

Расходы на рекламу зависят от объема работ, связанных с проведением рекламной компании, и стоимости каждого мероприятия кампании.

В прочие хозяйственные расходы фирмы отнесены все производственные расходы, в том числе налог на имущество, дорожный налог и т.д.

Для анализа себестоимости производства необходимо рассчитать такие показатели как: затраты на 1 рубль реализации продукции и изменение их за рассматриваемый период.

Анализируя структуру себестоимости производства, необходимо отметить, что для производства автозапчастей, как почти для всех видов продукции, характерен высокий удельный вес по оплате топлива, энергии, аренды и прочих затрат, связанных с содержанием и обслуживанием всех имеющихся у фирмы зданий и сооружений.

Анализу производства и реализации продукции уделяется особое внимание, так как целью любого предприятия является не просто производство продукции, работ и услуг, но и их реализация.

Целью анализа производства и реализации продукции является исследование объема выпуска и качества продукции, выявление внутренних резервов и направлений по увеличению объема производства и реализации продукции, а также улучшение её качества.

Объектами анализа являются:

  • - объем производства и реализации продукции;
  • - структура и качество товарной продукции;
  • - ритмичность производства и реализации продукции.

Основные задачи анализа:

  • - исследование факторов, влияющих на формирование и изменение объема производства и реализации продукции;
  • - оценка динамики по показателям объема, ассортимента, структуры и качества производимой и реализуемой продукции;
  • - оценка степени выполнения плана производства и реализации продукции и обоснование планов по производству продукции;
  • - выявление внутренних резервов и разработка рекомендаций по их использованию для повышения качества и увеличения выпуска и реализации продукции.

Объем производства и объем реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и только в таком количестве, которое оно может реализовать.

В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального ущерба предприятия по этой причине. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной.

Производственная мощность предприятия - максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении в установленной номенклатуре, при полном использовании производственного оборудования.

Для ответа на вопрос, насколько эффективно функционирует предприятие, необходимо, прежде всего, определиться с тем, насколько полно используются производственные мощности данного предприятия. Если производственные мощности предприятия загружены только на 10%, то экономическая эффективность данного производства весьма мала.

Различают два типа производственных мощностей:

  • - универсальные;
  • - специализированные.

Универсальные производственные мощности пригодны для производства различной продукции одного профиля. Специализированные мощности предназначены для выпуска только определенной продукции.

Первый тип мощностей можно использовать более эффективно, так как их можно достаточно быстро переналадить на выпуск определенного сорта или вида продукции. Второй тип к такой переналадке не приспособлен, и специализированные мощности могут использоваться только при наличии всех необходимых материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

При анализе производственных результатов должное внимание необходимо уделить качеству и конкурентоспособности продукции. Качество выпускаемой продукции характеризуется совокупностью взаимосвязанных показателей в соответствии с общепринятыми нормами, стандартами. Чем выше качество производимой продукции, тем выше эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Производственную мощность автотранспортного предприятия подразделяют на:

  • - входящую производственную мощность - мощность на начало года;
  • - выходящую производственную мощность - мощность на конец года, определяемую суммированием входящей вводимой и выбывающей мощностей.

Для выявления соответствия производственной программы имеющихся основных фондов исчисляется среднегодовая стоимость основных фондов:

, (52)

где - мощность на начало года (входная);

- ввод мощностей в течение года;

, - количество полных месяцев, соответственно, с момента ввода мощностей в действие до конца года и с момента выбытия мощностей до конца года.

Уровень использования производственной мощности измеряется двумя показателями:

- коэффициентом фактического (планового) использования производственной мощности:

, (53)

где В - количество фактически выработанной продукции предприятием в течение года в натуральных или стоимостных единицах измерения;

- среднегодовая мощность;

- коэффициентом загрузки подвижного состава (выявляются излишние или недостающие единицы):

, (54)

где - фактически используемый фонд времени всего подвижного состава;

- располагаемый плановый фонд времени того же подвижного состава.

Оказание услуг и выполнение работ зависит от обоснованности производственной программы. Цель производственной программы состоит в обеспечении наивысших производственных результатов на основе наиболее эффективного сочетания трудовых, материальных, финансовых ресурсов рациональной организации производства. Формирование производственной программы может осуществиться на основе двух подходов. Первый подход исходит из имеющихся ресурсов, а второй из потребности в продукции.

На производственные результаты работы предприятия оказывает влияние большое количество разнообразных факторов, в том числе научно-технические исследования и техническое развитие; производственная деятельность; трудовые ресурсы и их использование; занятость и производительность труда; внутри- и межпроизводственные связи; внешнеэкономическая деятельность.

Определяющее влияние на производственные результаты финансово-хозяйственной деятельности имеет организация производства. Рациональная организация производства основана на следующих принципах: непрерывность, пропорциональность, параллельность, прямоточность, автоматичность, ритмичность.

Различают три вида выполнения операций в производстве:

  • - последовательное (последующая операция начинается после окончания предыдущей);
  • - параллельно-последовательное (следующая операция наступает ранее, чем полностью заканчивается предыдущая);
  • - параллельное (одновременное выполнение различных операций в целях сокращения времени).

Эффект повышения качества продукции (работ, услуг) реализуется не только через повышение объема реализации продукции отдельного предприятия, но и через цепной эффект влияния нового качества продукции на продукцию смежных отраслей.

Различают производственный и потребительский уровень качества продукции (работ, услуг). Производственный уровень характеризуется определенным набором стандартных характеристик. Потребительский уровень характеризуется набором ее потребительских свойств.

Важное значение при изучении деятельности предприятия имеет анализ ритмичности производства продукции. Ритмичность - равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком, в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции.

Неритмичность ухудшает все экономические показатели деятельности предприятия:

  • - снижается качество продукции;
  • - увеличиваются объемы незавершенного производства и сверхплановые остатки на складах готовой продукции;
  • - замедляется оборачиваемость капитала;
  • - не выполняются договорные обязательства, предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку;
  • - несвоевременно поступает выручка;
  • - перерасходуется незавершенное производство, фонд заработной платы и т.д.

Все это приводит к ухудшению финансового положения предприятия, повышению себестоимости продукции, уменьшению прибыли.

Анализ реализации продукции проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его фактические данные сравниваются с плановыми, предшествующими периодами, рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

На изменение объема продаж влияют многочисленные факторы, такие как изменение:

  • - отгрузки продукции;
  • - остатков годовой продукции на начало года;
  • - выпуска готовой продукции;
  • - остатка готовой продукции на конец года;
  • - остатка товара, сроки уплаты, которого не наступили;
  • - остатка товара, неоплаченного в срок покупателями;
  • - остатка товара, находящегося на ответственном хранении.

Расчет влияния данных факторов на объем выполняемых работ, услуг производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.

Контрольные вопросы

  • 1. Что понимается под производственными результатами работы предприятия?
  • 2. Какие области отражают производственные результаты работы предприятия?
  • 3. По каким направлениям производится анализ производственных результатов работы предприятия?
  • 4. Перечислите прямые и косвенные затраты себестоимости производства продукции.
  • 5. Назовите объекты анализа производства и реализации продукции.
  • 6. Перечислите основные задачи анализа производства и реализации продукции.
  • 7. Что понимается под производственной мощностью предприятия?
  • 8. Назовите типы производственных мощностей предприятия.
  • 9. Как подразделяется производственная мощность автотранспортного предприятия?
  • 10. Какими показателями измеряется уровень использования производственной мощности?
  • 11. На каких принципах основана рациональная организация производства?
  • 12. Перечислите виды выполнения операций в производстве.
  • 13. На какие показатели деятельности предприятия влияет неритмичность производства?
  • 14. Какие факторы влияют на изменение объема продаж?
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Введение1. Предмет, задачи, содержание анализа и сущность диагностики деятельности предприятия2. Виды анализа: их классификация и характеристика3. Методы проведения анализа и диагностики деятельности предприятия: основные принципы анализа, приемы анализа4. Информационная база анализа и диагностики деятельности предприятия5. Организация аналитической работы и оценки потенциала предприятия6. Анализ финансового состояния предприятия7. Анализ экономических результатов деятельности предприятия8. Анализ производственных результатов предприятия9. Анализ результатов технического развития предприятия10. Анализ результатов социального развития предприятия11. Анализ использования материальных ресурсов и состояние их запасов12. Анализ состояния и использования основных средств предприятия13. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия14. Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)15. Оценка эффективности деятельности предприятия16. Диагностика кадрового и технического потенциала предприятия17. Диагностика производственного и финансового потенциала предприятияСписок использованных источников